logo
БУ(ФиК)14_2перер

II Учет расчетов с поставщиками.

Учет расчетов с поставщиками за поставляемые на предприятие МПЗ, выполняемые работы и услуги ведется на основании заключаемых предприятием договоров. Виды, существенные условия, порядок заключения договоров изучается по дисциплине «Право», поэтому на этом останавливаться не будем (однако к семинарскому занятию по данной теме этот материал необходимо изучить). Порядок расчетов с поставщиками (способы оплаты за поставленные МПЗ, работы, услуги) будет изучаться вами на отдельных дисциплинах «Финансы» и «Деньги, кредит, банки».

Здесь отметим тот факт, что расчеты за поставленные МПЗ (работы, услуги) могут вестись в порядке предварительной оплаты счетов поставщиков (авансирование поставщика), т.е. до поступления на предприятие, и последующей, т.е. после поступления материалов на предприятие. Форма расчетов может быть наличными (выдача денежных средств из кассы предприятия) и в безналичном порядке, т.е. перечисление денежных средств с расчетного и специальных счетов в банке предприятия. В настоящий момент времени наличные расчеты между юридическими лицами по одному договору в один день не могут превышать 60 тысяч рублей (Указание ЦБ РФ от 14.11.2001г. №1050-У «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами»).

Основанием для расчетов с поставщиками в настоящее время является счет-фактура, выставляемый поставщиком в адрес покупателя в течение 10 дней с момента исполнения обязательств. В счете-фактуре указываются:

Для учета расчетов с поставщиками за полученные материальные ценности, выполненные работы и услуги согласно Плана счетов предназначен активно-пассивный счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".

По кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» отражается информация о расчетах за:

- полученные товарно-материальные ценности, приня­тые выполненные работы и потребленные услуги, включая пре­доставление электроэнергии, газа, пара, воды и т.п., а также по доставке или переработке материальных ценностей, рас­четные документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк;

- товарно - материальные ценности, работы и услуги, на которые расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили (так называемые неотфактурованные поставки);

- излишки товарно - материальных ценностей, выявленные при их приемке;

- полученные услуги по перевозкам, в том числе расчеты по недоборам и переборам тарифа (фрахта), а так же за все виды услуг связи и др.

По всем этим операциям кредитуется счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" в корреспонденции с дебетом счетов учета материальных ценностей, вложений во внеоборот­ные активы, затрат и т.д., в зависимости от вида полученных ценностей, услуг, работ (10,08,20,23,25,26,29, и т.д.)

Дт 20,23,25,26,29 – Кт 60 – Акцептованы счета-фактуры за потребленную

эл. эн., газ, воду, услуги, работы;

Дт 10 – Кт 60 – оприходованы материалы от поставщика.

По дебету счета 60 "Расчеты с поставщиками и подряд­чиками" отражается оплата ценностей, услуг и работ, в том чис­ле, в порядке предварительной оплаты и авансирования (открывается дополнительный субсчет к счету № 60).

Дт 60 – Кт 51(50,55) – произведена оплата (аванс) поставщику.

Регистрами бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками при журнально-ордерной форме учета являются:

- синтетического и аналитического учета - журнал-ордер №6;

- аналитического учета (ведется по каждому поставщику отдельно в разрезе заключенных договоров, предъявленных счетов-фактур):

а) ведомость 5-с «Учет расчетов с заказчиками (генподрядчиками), подрядчиками (субподрядчиками) за выполненные работы»

в) ведомость 6-с «Учет неотфактурованных поставок»

г) ведомость 6а-с «Учет материалов в пути»

В журнале-ордере №6 отражается информация, как по кредиту, так и по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Это регистр как синтетического, так и аналитического учета, что достигается путем применения линейно позиционного метода записи. При этом методе каждая отдельная строка предназначена для отражения данных по одному расчетному документу поставщика в рамках одного договора (фактическое поступление материала, акцепт-согласие на оплату, оплата и т.д.).

Открывается журнал-ордер №6 суммами незаконченных расчетов с поставщиками на начало месяца (записью остатка на начало месяца по счету 60):

- по акцептованным платежным документам, срок оплаты которых не наступил, или просроченным, но по которым материалы фактически поступили на предприятие, а также по документам, за оказанные услуги подрядчиками (данные соответствуют остатку на начало месяца по сч.60);

- по акцептованным платежным документам оплаченным - материалы не поступили (справочно «За неприбывший груз», остаток показывает «материалы в пути»);

- по акцептованным платежным документам неоплаченным - материалы не поступили (справочно «За неприбывший груз» - остатка по счету нет);

- сальдо на начало месяца по неотфактурованным поставкам (материалы поступили, а платежные документы для их оплаты не поступили).

В течение отчетного месяца в бухгалтерии организации в ж/о № 6 производятся записи о поступивших на склад организации МПЗ. Основанием для учетных записей являются:

- акцептованные счета-фактуры,

- первичные учетные документы, подтверждающие факт поступления МПЗ на склад организации (Акты о приемке материалов (форма №М-7); товарно-транспортные накладные, погашенных штампом приходного ордера и т.д. в случае неотфактурованных поставок).

При этом, в Ж-о № 6 полученные материалы отражаются в сумме, указанной в документах поставщика, т.е. по фактической себестоимости. Вместе с тем, в отдельной графе проставляется стоимость поступивших материалов по учетным ценам. Данные этой графы должны совпадать с данными ведомости 10-с в части информации о материалах, поступивших от поставщиков, что обеспечивает увязку показателей синтетического (ж/о № 6) и аналитического (ведомость 10-с) учета.

Неотфактурованные поставки отражаются в ж/о №6 с обозначением «Н» на основании приходного ордера, а для учета «материалов в пути» в ж/о №6 предусмотрена отдельная графа - «За неприбывший груз», данные отражаются на основании акцептованных платежных документов.

Отметка об оплате счетов поставщиков производится на основании выписок банка с приложенными к ним платежными документами (платежное поручение, платежное требование-поручение и т.п.).

Таким образом, в журнале-ордере №6 содержится информация о полученных и оплаченных МПЗ, суммы материалов по акцептованным документам, но находящимся еще в пути, и суммы неотфактурованных поставок.

Дополнительная группировка и расшифровка информации по расчетам с поставщиками и подрядчиками за услуги и МПЗ производится в ведомостях аналитического учета №№5-с и 6-с.

Вывод: для обобщения информации о расчетах с поставщиками за полученные МПЗ, выполненные работы и услуги предназначен активно -пассивный счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». В регистрах бухгалтерского учета (ж/о №6, ведомостях аналитического учета №№5-с и 6-с) расчеты с поставщиками отражаются в разрезе поставщиков с выделением информации о неотфактурованных поставках и материалах в пути.

Одним из способов обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета является инвентаризация. Порядку проведения и отражения результатов инвентаризации в учете посвящен третий вопрос лекции.