logo
Учет затрат на улучшение основных средств Кур2

Учет операций по улучшению основных средств в 1:с Бухгалтерия

Учет основных средств, нематериальных и малоценных активов ведется в соответствии с НСБУ 7 "Основные средства", НСБУ 8 "Нематериальные активы", НСБУ 9 "Запасы".

Для основных средств и нематериальных активов автоматизированы такие основные операции как: поступление, принятие к учету, начисление амортизации, модернизация, передача, списание, инвентаризация. Возможно распределение сумм начисленной амортизации за месяц между несколькими счетами или объектами аналитического учета. Для основных средств, использующихся сезонно, возможно применение графиков начисления амортизации.

Для малоценных активов автоматизированы операции передачи в эксплуатацию и списания из эксплуатации.

В процессе хозяйственной деятельности каждое предприятие может проводить ремонт модернизацию и другие виды работ с необоротными активами с целью поддержания их эксплуатационных качеств, повышения эффективности использования, а также продления срока службы.

Для того чтобы правильно отобразить изменения балансовой стоимости основных фондов используется документ "Модернизация необоротных активов".

Документ формирует проводки , которые меняют стоимость основного средства на счете 10.

Если улучшение объекта приводит к увеличению будущих экономических выгод (п. 14 П(С)БУ 7), такие расходы в бухгалтерском учете включаются в состав капитальных расходов и накапливаются на субсчетах счета 15 "Капитальные инвестиции" и затем увеличивают стоимость объекта ОС и НМА.

Если такого увеличения не происходит и расходы осуществлены для поддержания объекта в рабочем состоянии, затраты включаются в расходы периода (п. 15 П(С)БУ 7) и отражаются по дебету счетов 23, 91, 92, 93 либо сразу, либо собираются на счете 23 и списываются по окончании ремонта.

На практике улучшение основных средств проводят либо подрядным способом, либо хозяйственным (собственными силами), либо "смешанным", т. е. закупают материалы и приглашают подрядчика вести работы. Мы рассмотрим последний случай.

28.03.2011 г. ЗАО «Швейная фабрика имени Н.Ониловой» от ЧП "Гуренко" принят акт выполненных работ по ремонту швейного цеха на сумму 3600 грн (с НДС). Кроме того, для проведения ремонта отпущено собственных материалов на сумму 3362,03 грн.

Введем новый документ "Модернизация необоротного актива" (Документы/Необоротные активы и МБП/Модернизация необоротного актива). Отметим, что для нашего случая нужно оформить два документа: отдельно на материальные затраты и отдельно на работы подрядчика. Начнем заполнение документа МНА-000001 (рис. 3.2.1) с выбора необоротного актива. Для списания материалов необходимо в поле Работы осуществлены установить значение Собственными силами.

Рисунок 3.2.1 - Модернизация необоротного актива

Поскольку швейный цех подлежит амортизации в налоговом учете (в его форме элемента справочника отмечен аналогичный флажок), становятся доступными реквизиты группы Изменение балансовой стоимости. Отметим реквизит Указать сумму на затраты вручную. По умолчанию там устанавливается 5% совокупной стоимости ОФ на начало года (в нашем случае это 5460 грн. [109200 х 5%]), но не более суммы документа (см. рис. 3.2.1). Значение доступно для редактирования, можно установить нужную сумму (в пределах ограничений), а расходы, превышающие ее, будут включены в балансовую стоимость объекта.

Для заполнения табличной части необходимо определить, будут ли увеличены экономические выгоды и из каких расходов состоят затраты на ремонт (т. е. определить счета для бухгалтерского учета). Наш ремонт приведет к такому увеличению, поэтому капитализируем затраты на счете 151 "Капитальное строительство". Новую инвестицию, например "Ремонт швейного цеха", можно внести в справочник "Инвестиции" при заполнении табличной части документа. Проводки, сформированные документом, приведены на рис. 3.2.1.

При этом следует обратить внимание, что расходы на использованные при ремонте основного средства материалы уже попали в валовые расходы при их приобретении. Стоимость материалов при проведении перерасчета по правилам п. 5.9 необходимо вручную вычесть из суммы, отраженной в графе "остаток на начало периода" ведомости "Сведения о балансовой стоимости материальных ресурсов и малоценных предметов".

Теперь заполним документ МНА-000002 на работы подрядчика (рис. 3.2.2). Если в поле Работы осуществлены выбрано значение Через подрядчика, в документе появится закладка Дополнительные. При подрядных работах к расходам относятся суммы, уплаченные подрядчику, т. е. затрагиваются счета расчетов (обратите внимание, что операция не относится к операционной деятельности, поэтому выбираем соответствующие счета 685 или 377).

Рисунок 3.2.2 - МНА-000002 на работы подрядчика

Для корректного учета НДС не забудьте предварительно внести документ-заказ. Иногда НДС может включаться в стоимость работ (в случае если подрядчик - неплательщик НДС, а также если такие объекты используются для операций, не являющихся объектом обложения, или освобождены от НДС). Отражается это в группе реквизитов НДС на закладке Дополнительные. Теперь обратите внимание, как определена сумма валовых расходов и сумма увеличения балансовой стоимости объекта в налоговом учете. От 5% совокупной балансовой стоимости групп на начало года осталась неиспользованной сумма 2097,97 (5460 - 3362,03). Ее необходимо внести в соответствующее поле. Расходы, превышающие эту сумму, - 902,03 (3000 - 2097,97) - отнесены на увеличение балансовой стоимости швейного цеха. На рис. 3 приведены проводки, сформированные документом. Документ имеет печатную форму - типовую форму акта приемки-передачи отремонтированных необоротных активов ОС-2. Введенные документы хранятся в журнале "Необоротные активы и МБП".

Для анализа информации о модернизации удобно пользоваться отчетом "Оборотно-сальдовая ведомость по счету". На рис. 2.3.3 представлена ведомость по счету ОС1 (налоговый учет).