3.3 Изменения в балансе, вызванные хозяйственными операциями.
Баланс показывает состояние средств организации на определённую дату. Однако хозяйственные средства находятся в постоянном кругообороте и, следственно, постоянно меняются. Вместе с их изменениями меняется и баланс. Эти изменения могут затрагивать:
1) Только активные статьи баланса:
"С расчётного счёта получены деньги в кассу организации для выплаты заработной платы". Деньги в кассе увеличиваются, а деньги на расчётном счёте уменьшаются. Таким образом, эти операции вызывают переход средств из одной сферы в другую, затрагивая только активные статьи баланса; при этом итог баланса не меняется.
2) Только пассивные статьи баланса:
"Часть прибыли зачислена в резервный капитал". Резервный капитал увеличивается, а нераспределённая прибыль – уменьшается. Операции этого типа вызывают изменения в источниках средств, уменьшая одну статью и увеличивая другую; при этом итог баланса не меняется.
3) Статьи актива и пассива в сторону увеличения:
"На расчётный счёт зачислен долгосрочный кредит банка". Расчётный счёт и задолженность по кредитам и займам увеличиваются. Операции данного типа увеличивают статью баланса в активе и одновременно увеличивают источники средств - в пассиве; при этом итог актива и пассива баланса увеличивается на одну и ту же сумму.
4) Статьи актива и пассива в сторону уменьшения:
"Из кассы выплачена заработная плата сотрудникам организации". Деньги в кассе и задолженность перед сотрудниками по оплате труда уменьшаются. Операции данного типа одновременно уменьшают хозяйственные средства в активе и источники средств – в пассиве; при этом итог баланса уменьшается на одну и ту же сумму.
Эти 4 вида изменений затрагивают и исчерпывают всё многообразие хозяйственных операций организации.
Таким образом, при любых хозяйственных операциях:
А) Сохраняется равенство итога актива и пассива баланса;
Б) Каждая хозяйственная операция записывается не менее чем в двух статьях баланса;
В) Обнаруживается прямая связь баланса с хозяйственными операциями.
В результате хозяйственных операций бухгалтерский баланс меняется, но вносить в него изменения после каждой хозяйственной операции нецелесообразно и трудоёмко. Для учёта всех изменений, происходящих с активами и пассивами, в бухгалтерском учёте используются взаимные отражения всей информации в виде счётов бухгалтерского учёта, задействованных по принципу двойственной записи.
- 1 Бухгалтерский учёт. Его сущность и значение.
- 1.1 Хозяйственный учёт, его значение и историческая обусловленность.
- 1.2 Хозяйственный учёт в условиях рыночной экономики.
- 1.3 Измерители, применяемые в учёте.
- 1.4 Виды хозяйственного учёта.
- 1.5 Бухгалтерский учёт: его сущность и задача.
- 1.6 Нормативное регулирование бухгалтерского учёта в рф.
- 1.7 Пользователи бухгалтерской информации.
- 2 Предмет и метод бухгалерского учёта.
- 2.1 Предмет бухгалтерского учёта.
- 2.2 Классификация активов (хозяйственных средств) организации.
- 2.3 Классификация пассивов (источников хозяйственных средств) организации.
- 2.4 Классификация хозяйственных операций и процессов деятельности организации.
- 2.5 Метод бухгалтерского учёта.
- 3 Бухгалтерский баланс.
- 3.1 Основная характеристика баланса.
- 3.2 Строение и содержание баланса.
- 3.3 Изменения в балансе, вызванные хозяйственными операциями.
- 4 Счета и двойственная запись.
- 4.1 Счета бухгалтерского учёта, их назначение и строение.
- 4.2 Активные и пассивные счета.
- 4.3 Двойная запись на счетах и её значение.
- 4.4 Корреспонденция между счетами и бухгалтерские проводки.
- 4.5 Систематическая и хронологическая записи в бухгалтерском учёте.
- 4.6 Счета синтетического и аналитического учёта.
- 4.7 Обобщение учётных записей. Оборотные и сальдовые ведомости. Порядок их составления и их значение.
- 5 Принципы учёта основных процессов деятельности организации.
- 5.1 Показатели хозяйственной деятельности организации.
- 5.2 Учёт процесса создания и приобретения средств производства.
- 5.3 Учёт процесса заготовления материалов.
- 5.4 Учёт процесса производства.
- 5.5 Учёт процесса продаж и выявление финансового результата.
- 7 Оценка и калькуляция.
- 7.1 Принципы оценки объектов бухгалтерского учёта.
- 7.2 Калькулирование объектов бухгалтерского учёта.
- 8 Документация и инвентаризация.
- 9.1 Учётные регистры.
- 8.6 Инвентаризация и порядок её проведения.