Упрощенная форма бухгалтерского учета для малых организаций2
Форма Журнал-Главная в последнее десятилетие потеряла свое значение и практически не применялась. Переход экономики на рыночные отношения привел к образованию организаций с различными формами собственности, видами деятельности и размерами производства. Появились малые организации с простым процессом производства и работ, имеющие имущество, а также малые организации непроизводственной сферы, совершающие незначительное количество хозяйственных операций и не имеющие имущества в собственности. В этих условиях форма Журнал-Главная получила дальнейшее развитие под названием упрощенной формы бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (в дальнейшем - малые организации).
Согласно Федеральному закону «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» субъектами малого бизнеса могут выступать юридические и физические лица. К ним относятся организации, в которых средняя численность работающих не превышает: в промышленности, строительстве и на транспорте - 100 человек; в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 60; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30; в оптовой торговле и остальных отраслях, а также при осуществлении других видов деятельности - 50 человек. Кроме того, закон предусматривает, что доля участия других юридических и физических лиц в их уставном капитале не должна превышать 25%.
Во исполнение этого Закона Министерство финансов РФ приказом «О типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета субъектов малого предпринимательства» от 21 декабря 1998 г. № 64н утвердило порядок и применение регистров бухгалтерского учета. Малая организация ведет бухгалтерский учет в соответствии с едиными методологическими основами и правилами, установленными Федеральным законом «О бухгалтерском учете»; Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (1998 г.); положениями по бухгалтерскому учету, регулирующими порядок учета различных объектов учета; новым Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и другими документами.
Ответственность за организацию бухгалтерского учета в малой организации несет руководитель организации. Бухгалтерский учет осуществляется бухгалтерией, являющейся ее самостоятельным структурным подразделением (службой), возглавляемой главным бухгалтером. В малой организации, не имеющей бухгалтерской службы, бухгалтерский учет и отчетность могут вестись специализированной организацией (централизованной бухгалтерией), соответствующим специалистом на договорных началах или работником, уполномоченным на это письменным распоряжением руководителя. Малая организация самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета исходя из потребностей своего производства и управления, их сложности и численности работников. При этом она может самостоятельно приспосабливать применяемые регистры бухгалтерского учета к специфике своей работы при соблюдении:
единой методологической основы бухгалтерского учета, предполагающей ведение бухгалтерского учета на основе принципов начисления и двойной записи;
взаимосвязи данных аналитического и синтетического учета;
сплошного отражения всех хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов;
накопления и систематизации данных первичных документов в разрезе показателей, необходимых для управления и контроля за хозяйственной деятельностью малой организации, а также для составления бухгалтерской отчетности.
Малой организации с простым технологическим процессом производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, имеющей незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более 300 в месяц), рекомендуется применять упрощенную форму бухгалтерского учета. Для организации учета по этой форме здесь используется рабочий план счетов бухгалтерского учета, составленный на основе нового типового Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности (табл.9.2).
Упрощенная форма бухгалтерского учета малой организацией может вестись двумя способами.
1. Простая форма бухгалтерского учета. Сущность ее состоит в том, что регистрация первичной документации, распределение сумм совершенных операций по счетам, которые являются регистром аналитического и синтетического учета, а также определение себестоимости продукции (работ услуг) и финансового результата производятся в одном бухгалтерском регистре - книге учета хозяйственных операций ф. № К-1. Форма книги по объему применяемых счетов не фиксирована, каждая малая организация самостоятельно определяет необходимое количество счетов, которые используются в учете и отражаются в этой книге. Кроме того, для учета расчетов по оплате труда, по подоходному налогу, с бюджетом ведется ведомость учета заработной платы (ф.В-8).
Малая организация может вести книгу учета хозяйственных операции виде ведомости, открывая ее на месяц (при необходимости используя вкладные листы для учета операций по счетам), или в форме книги (журнала) в которой учет операций совершается в течение всего отчетного года. В этом случае она должна быть прошнурована и пронумерована. На последней странице записывается число содержащихся в ней страниц, которое заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера, а также оттиском печати малого предприятия. Ведение книги не исключает использования в установленном порядке и других форм учета: кассовой книги, журнала регистрации приходных и расходных кассовых документов; лицевых счетов по заработной плате и др
Малая организация может применять простую форму бухгалтерского учета:
если отсутствуют собственные основные средства;
поступления материалов незначительны и полностью используются на производство продукции (работ, услуг) в отчетном месяце;
расчеты с покупателями за проданную продукцию, а также с поставщиками и подрядчиками за полученные материальные ценности, выполненные работы и услуги ведутся сразу по факту совершения операции, т.е. отсутствуют соответствующие задолженности на конец месяца;
имеет место простое производство с ежемесячной продажей продукции без наличия незавершенного производства, работа по заказам;
не осуществляется авансирование поставщиков по их затратам;
возможен учет доходов и расходов на основе полученных и уплаченных наличных денежных средств.
2. Форма бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малой организации рекомендуется малым организациям, имеющим на балансе собственные основные средства, определенные запасы материалов и ведущим расчет с покупателями и поставщиками с предварительной или последующей оплатой счетов. В качестве учетных регистров применяются восемь ведомостей (от В-1 до В-8) для учета имущества организации и источников его образования и одна шахматная ведомость (В-9) для обобщения данных этих ведомостей и проверки правильности произведенных в них записей по счетам бухгалтерского учета. Второй способ ведения бухгалтерского учета предусматривает следующий порядок записей (см. рис.9.4.).
- Примерный перечень вопросов к экзамену по курсу «бухгалтерский учет»
- Основные принципы бухгалтерского учета (допущения и требования).
- Цель, задачи и виды хозяйственного учета.
- Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России.
- Документация как элемент метода бухгалтерского учета.
- Предмет и объекты бухгалтерского учета.
- Оценка как элемент метода бухгалтерского учета.
- Содержание и структура бухгалтерского баланса.
- Структура и содержание баланса.
- Четыре типа хозяйственных операций, влияющих на бухгалтерский
- Баланс.
- Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учета и порядок ее проведения.
- Оценка статей бухгалтерского баланса.
- Формы бухгалтерского учета как совокупность учетных регистров. Регистры бухгалтерского учета
- Формы бухгалтерского учета
- Упрощенная форма бухгалтерского учета для малых организаций2
- Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета
- Законодательная основа бухгалтерского учета в рф (Закон и Положение).
- Учетная политика организации.
- Учет наличия и движения основных средств.
- Методы начисления амортизации основных средств.
- Учет арендованных основных средств.
- 1. Текущая аренда
- 2. Долгосрочная (финансовая, лизинг) аренда (с выкупом основных средств)
- Учет нематериальных активов и их амортизации.
- Методы оценки и списания материально-производственных запасов.
- Учет наличия и движения материально-производственных запасов.
- Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками.
- Учет расчетов по оплате труда и налога на доходы физических лиц.
- Учет единого социального налога.
- Учет затрат на производство
- Учет готовой продукции и ее реализации.
- Учет кассовых операций.
- Учет безналичных расчетов.
- Учет расчетов с подотчетными лицами.
- Учет кредитов и займов.
- Учет финансовых вложений и ценных бумаг.
- Учет и формирование уставного, резервного и добавочного капитала.
- Дебет Счет 83 «Добавочный капитал» Кредит
- Учет нераспределенной прибыли.
- Дебет Счет 84 «Нераспределенная прибыль» Кредит
- Бухгалтерская (финансовая) отчетность.
- Учет и расчет налогов на предприятии.