logo
Основные средства

Списание основных средств

Акт на списание основных средств (форма № ОС-4) — применяется для оформления полного или частичного списания основных средств (кроме автотранспортных средств); составляется в двух экземплярах; затраты по списанию, а также стоимость поступивших материальных ценностей после сноса и разборки зданий, сооружений, демонтажа оборудования и т. п. отражаются в разделе “Справка о затратах, связанных со списанием основных средств, и о поступлении материальных ценностей от их списания”. В соответствии с пунктом 77 Методических указаний №91н, для определения целесообразности (пригодности) дальнейшего использования основных средств, а также для оформления документации при выбытии указанных объектов в организации приказом руководителя создается комиссия. В состав комиссии входят соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность объектов основных средств. Для участия в работе комиссии могут приглашаться представители инспекций, на которых, в соответствии с законодательством, возложены функции регистрации и надзора за отдельными видами имущества. В компетенцию комиссии входит: • осмотр объекта основных средств, подлежащего списанию с использованием необходимой технической документации, а также данных бухгалтерского учета, установление целесообразности (пригодности) дальнейшего использования объекта основных средств, возможности и эффективности его восстановления; • установление причин списания объекта основных средств (физический и моральный износ, нарушение условий эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование объекта для производства продукции, выполнения работ и услуг либо для управленческих нужд и другое); • возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов выбывающего объекта основных средств и их оценка исходя из текущей рыночной стоимости; • контроль за изъятием из списываемых в составе объекта основных средств цветных и драгоценных металлов, определение веса и сдачи на соответствующий склад; • осуществление контроля за изъятием из списываемых объектов основных средств цветных и драгоценных металлов, определением их количества, веса; • составление акта на списание объекта основных средств. В акте на списании основных средств должны содержаться данные, характеризующие объект основных средств: - дата принятия объекта к бухгалтерскому учету; - год изготовления или постройки; - время ввода в эксплуатацию; - срок полезного использования; - первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации; - проведенные переоценки, ремонты; - причины выбытия с их обоснованием; - состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов. Акт на списание объекта основных средств утверждается руководителем организации. На основании оформленного акта на списание основных средств, переданного бухгалтерской службе организации, в инвентарной карточке производится отметка о выбытии объекта основных средств. Соответствующие записи о выбытии объекта основных средств производятся также в документе, открываемом по месту его нахождения. Инвентарные карточки по выбывшим объектам основных средств хранятся в течение срока, устанавливаемого руководителем организации в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет. Для списания пришедших в негодность объектов основных средств применяются следующие документы: Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма ОС-4); Акт о списании автотранспортных средств (форма №ОС-4а); Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма №ОС-4б). Акты составляются в двух экземплярах, подписываются членами комиссии, назначенной руководителем организации, утверждаются руководителем или уполномоченным им лицом. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй экземпляр остается у лица, ответственного за сохранность объектов основных средств, и является основанием для сдачи на склад и реализации материальных ценностей и металлолома, оставшихся в результате списания. В случае списания автотранспортного средства в бухгалтерию вместе с актом также передается документ, подтверждающий снятие его с учета в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации. Акт на списание основных средств может выступать не только как документ бухгалтерского учета, но и как регистр налогового учета.