logo
реферат юсупов миладим

2.2 Использование ит в налоговой службе рк

В настоящее время в остро стоит вопрос об эффективной налоговой системе.

Основной задачей Государственной налоговой службы является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.

Целью системы управления налогообложением является оптимальное и эффективное развитие экономики посредством воздействия субъекта управления на объекты управления. В рассматриваемой задаче в качестве объектов управления выступают предприятия и организации различных форм собственности и население. Субъектом управления является государство в лице налоговой службы. Воздействие осуществляется через систему установленных законодательством налогов.

Решение задач, стоящих перед налоговыми органами, связано с использованием и анализом больших объемов информации, которая представлена в основном на бумажных носителях - документах. В отчетные периоды документооборот в налоговых инспекциях крупных городов может достигать тысячи документов ежедневно. Многовариантная, сложная обработка этой документации невозможна без использования современных передовых технологий, базирующихся на использовании компьютерной техники. С этой целью в органах налоговой службы создается автоматизированная информационная система, которая предназначена для автоматизации функций всех уровней налоговой службы по обеспечению сбора налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, проведению комплексного оперативного анализа материалов по налогообложению, обеспечению органов управления и соответствующих уровней налоговых служб достоверной информацией.

информационная технология (ИТ) в налоговой системе - это совокупность методов, информационных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности.

Информационное обеспечение включает весь набор показателей, документов, классификаторов, кодов, методов их применения в системе налоговых органов, используемые в процессе автоматизации решения поставленной задачи. В информационном аспекте система должна предоставлять достаточную и полную информацию для реализации ее основных функций, иметь рациональные системы кодирования, использовать общие классификаторы информации, иметь хорошо организованные информационные файлы и базы данных, формировать выходную информацию в форме, удобной для восприятия пользователями и т.д.

Техническое обеспечение ИС представляет собой совокупность технических средств обработки информации, основу которых составляют различные ЭВМ, а также средств, позволяющих передавать информацию между различными автоматизированными рабочими местами как внутри налоговых органов, так и при их взаимодействии с другими экономическими объектами и системами.

На протяжении ряда лет при достижении главной цели - обеспечения полного и своевременного поступления налогов и сборов в бюджет - государство в меньшей степени обращало внимание на все те трудности, с которыми сталкивались плательщики.

На сегодняшний день ситуация коренным образом изменилась и наряду с выполнением главной задачи перед налоговыми органами стоит ряд качественно новых задач, связанных с упрощением процедур налогового администрирования, созданием максимально комфортных условий для исполнения плательщиками своих налоговых обязательств, реализация которых возможна в том числе посредством развития информационных технологий.

Сегодня, налоговыми органами плательщикам предложены две услуги, позволяющие сократить определенные издержки при исполнении налоговых обязательств, а именно электронное декларирование и уплата налогов через платежные терминалы и банкоматы.

Что же представляет собой электронное налоговое декларирование? Это система, позволяющая плательщикам облегчить процесс составления налоговых деклараций и полностью автоматизировать процесс представления их в электронном виде в налоговые органы, исключая необходимость посещения для этого инспекций

Ни для кого не секрет, что система приема налоговых деклараций на бумажном носителе требует значительных затрат рабочего времени и людских ресурсов. Например, плательщик - юридическое лицо ежемесячно представляет в налоговую инспекцию определенное количество налоговых деклараций, затрачивая немало времени на их доставку, передачу, а также прием налоговой декларации в инспекции. В свою очередь на проведение камеральной проверки и внесение показателей налоговых деклараций в информационную систему работник налогового органа тратит около 25-30 минут рабочего времени. А при наличии ошибок и неточностей указанный процесс повторяется. В аналогичной ситуации оказываются и другие категории плательщиков.

Тогда-то и становятся абсолютно очевидными преимущества использования системы электронного декларирования, которые в первую очередь состоят в оперативности налогового администрирования, т.е. сокращении тех самых издержек, затрачиваемых на представление и прием налоговых деклараций на бумажных носителях. Немаловажными достоинствами данной системы являются возможность оперативного контроля правильности заполнения налоговой декларации и, конечно, хранение в электронном виде больших объемов деклараций за различные периоды времени, а также быстрая организация удобного доступа к ним.

Мировая практика свидетельствует, что в результате перехода к системе представления налоговых деклараций с использованием интернет-технологий значительно уменьшились затраты времени плательщиков на подготовку налоговой отчетности и представление ее в налоговые органы, стало возможным оперативное обновление форматов представления отчетности в случае изменения форм бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций и оперативное получение информации о выполнении обязательств перед бюджетом.

Возможность представлять налоговую отчетность в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи налогоплательщики получили в 2002 г. Переход на безбумажную технологию сдачи отчетности происходил постепенно. административному округу налогоплательщики были освобождены от обязательного представления налоговых деклараций на бумажном носителе, если они направили бухгалтерскую и налоговую отчетность в электронном виде. Впоследствии перечень таких инспекций постоянно расширялся.

Несмотря на предусмотренную Налоговым кодексом свободу выбора между электронной и бумажной формой декларирования, все чаще налогоплательщики предпочитают предоставлять декларации в электронном виде и все чаще можно услышать, что налоговые службы рекомендуют осуществлять подачу документов в электронном виде. Основным преимуществом, на их взгляд, является экономия временных затрат как налоговых органов, так и плательщика за счет оперативной связи с инспектором, возможности быстро получать нужные справки (например, справка об уплате подоходного налога). Собственно, по этим причинам Министерство по налогам и сборам пропагандирует переход на электронное декларирование, конечно, если для этого перехода существуют необходимые возможности у данного предприятия.

По сравнению с бумажными носителями представление налоговых деклараций в электронном виде имеет для организаций ряд преимуществ:

экономия времени. Нет необходимости стоять в очередях в налоговую инспекцию для сдачи отчетности. Информация направляется туда прямо из офиса организации в любое время суток;

отсутствие дублирования документов. При представлении налоговых деклараций в электронном виде организации нет необходимости сдавать их и на бумажных носителях;

избежание ошибок в отчетности. Налоговая отчетность готовится в формате с контролем заполнения полей форм отчетности, при этом также проверяется актуальность версии;

получение подтверждения о доставке направленной отчетности в налоговый орган;

конфиденциальность информации. Содержащиеся в направленной налоговой отчетности данные защищены от несанкционированного просмотра и корректировки с помощью специальных средств защиты;

возможность получения информационной выписки о выполнении обязательств перед бюджетом разных уровней (распечатки по налогам);

автоматическое оперативное обновление версий форматов представления отчетности в электронном виде в случае изменения форм налоговых деклараций;

возможность получения общедоступной информации от налоговых органов, например о действующих налогах и сборах, изменении налогового законодательства и др.;

оперативность обработки информации, избежание технических ошибок и др.

Условиями для подачи отчетности через Интернет являются: подключение к сети, наличие у фирмы-плательщика необходимой программы, посредством которой происходит отправка данных в налоговую инспекцию.

Помимо положительных моментов стоит отметить и негативные стороны использования электронного декларирования:

- Работа налоговых органов находится в прямой зависимости от работоспособности технического обеспечения базы, а так же от качества услуг интернет-провайдеров. К сожалению, различного рода неполадки имеют место быть.

- На сегодняшний день программы, осуществляющие передачу налоговой информации от плательщика в налоговую инспекцию, не безупречны. И во время проверок иногда обнаруживаются несовпадения принятых данных с отправленными. Учитывая данный факт, многие предприятия налоговые документы сразу в двух видах: бумажном и электронном.

Не сложно предположить, что постепенно разрешая существующие проблемы, переход к электронному декларированию будет продолжаться.

Форма заполнения электронной налоговой декларации каждый год обновляется. В комплексных программах Бухсофт Предприятие, Бухсофт Упрощенная система и Бухсофт Предприниматель, а также в программах Зарплата и Бланки можно сформировать файл электронной отчетности единой (упрощенной) декларации в данном формате.

Еще одним важным шагом в развитии электронного взаимодействия налоговых органов с плательщиками является возможность уплаты налогов и сборов физическими лицами через банкоматы и платежные терминалы. Через них можно оплатить платежИ, контролируемых налоговыми органами, в том числе подоходный налог, земельный налог, налог на недвижимость, НДС, уплачиваемый в фиксированной сумме, налог с продаж товаров в розничной торговле, налог при упрощенной системе налогообложения, единый налог с индивидуальных предпринимателей и физических лиц и др.

Алгоритм уплаты прост: плательщик вводит свой учетный номер плательщика, на дисплее платежного терминала или банкомата появляются данные о плательщике для сверки, затем плательщику предоставляется возможность самостоятельно выбрать способ оплаты налогов и сборов:

по выставленной сумме;

по введенным данным;

по данным, размещенным в электронных справочниках;

или плательщик может ввести индекс документа, который указан в платежном извещении к уведомлению и оплатить налог.

Теперь оплатить налоги так же легко и удобно, как оплатить услуги оператора телефонной связи или кредит, осуществить коммунальные платежи.

Система таких платежей будет развиваться и далее. В предстоящих планах - реализация возможности оплаты налогов и сборов с помощью услуг SMS банкинг, интернет-банкинг и т.д.

Сегодня работа налоговых органов основывается на необходимости создания комфортных условий путем оказания качественных услуг плательщикам для исполнения ими обязанности по уплате налогов. Время, потраченное на походы в инспекцию, плательщик может использовать на развитие своего бизнеса и тем самым получить дополнительную прибыль. Рациональная организация работы налоговых органов с плательщиками позволит обеспечить дополнительные поступления налогов в бюджет.

Заключение

Изучив, проанализировав и обобщив литературу по теме реферата, можно сказать, что технология неразрывно связана с машинизацией производственного или непроизводственного, прежде всего управленческого процесса. Управленческие технологии основываются на применении компьютеров и телекоммуникационной техники. Важной мерой при внедрении автоматизированных информационных технологий в налоговую систему является изучения опыта зарубежных стран, таких как США, Великобритания, где электронное декларирования и внедрение автоматизированных информационных технологий достигло значительного прогресса.

В данной работе было рассмотрено понятие информационная технология (ИТ) в налоговой системе - это совокупность методов, информационных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности.

Здесь были выявлены и проанализированы основные преимущества использования информационных технологий в системе налогообложения и основные методы использования ИТ в налоговой службе РК. На основе этого можно сказать, что сегодня работа налоговых органов основывается на необходимости создания комфортных условий путем оказания качественных услуг плательщикам для исполнения ими обязанности по уплате налогов. Время, потраченное на походы в инспекцию, плательщик может использовать на развитие своего бизнеса и тем самым получить дополнительную прибыль. Рациональная организация работы налоговых органов с плательщиками позволит обеспечить дополнительные поступления налогов в бюджет.

Также можно отметить тот факт, что ИС играют значительную роль в работе налоговых органов. Они значительно снижают издержки документооборота, как внутри самой структуры органов, так и между налоговыми органами и налогоплательщиками. Создание единой, эффективно работающей автоматизированной системы налоговых органов является приоритетной задачей МНС РК.

Список литературы

1. Автоматизированные информационные технологии в налоговой и бюджетной системах / Под ред. Г.А. Титоренко. - М., 2003.

2. Бушмина Е.В. Бюджет государства и информационные технологии: Учеб.- М., 2001.

3. Голосов О.В. Введение в информационный бизнес. - М., 2002.

4. Информационные технологии управления: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Г.А. Титоренко. - М., 2002.

5. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: Учебник для ВУЗов. - М., 2001.

6. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Учебник. - М,2007.

7. Налоги: Учеб. пособие / Под ред. Д.Г. Черника. - М., 2004.

8. Семенов М.И. Автоматизированные информационные технологии в экономике. - Краснодар, 1998.

9. Титоренко Г.А. Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник. - М., 2005.

10. Хрусталев Е.Ю., Багриновский К.А. Новые информационные технологии. - М., 2001.

11. Ясенев В.Н. Автоматизированные информационные системы в экономике: Учебно-методическое пособие. - Н. Новгород, 2