6 Планы счетов и регистры бухгалтерии
Средства 1С:Предприятия 8.0 позволяют вести учет в одной базе сразу нескольких юридических лиц, получать бухгалтерские итоги по каждой фирме и консолидированные сведения по холдингу.
Все это реализуется добавлением измерений в регистр бухгалтерии, например, Организация, Подразделение и т.д. Измерений у регистра бухгалтерии может быть несколько, поэтому вполне возможно вести учет в разрезе юридических лиц и подразделений одновременно.
По сравнению с версией 7.7, измерения регистра бухгалтерии являются аналогами «разделителя учета». В прежней версии у плана счетов задавался разделитель учета, который мог быть только один. В версии 8.0 были введены измерения регистра бухгалтерии, которых может быть несколько.
При определении структуры регистра бухгалтерии создаются ресурсы, которые будут отражать числовую информацию, например, сумму проводки, количество, валютную сумму и т.д. Состав ресурсов определяется разработчиком.
В версии 7.7 состав ресурсов был ограничен тремя полями: сумма, валютная сумма (если по счету велся валютный учет), количество (если по счету велся количественный учет). В версии 8.0 состав ресурсов регистра бухгалтерии полностью определяется разработчиком.
Каждый регистр бухгалтерии связан только с одним планом счетов. Но это не запрещает иметь сразу несколько регистров бухгалтерии, привязанных к одному плану счетов.
В плане счетов указываются признаки учета, который затем могут быть использованы при редактировании свойств измерений и ресурсов регистра бухгалтерии. Они имеют тип булево, т.е. могут принимать два значения: Истина или Ложь. Например, признак учета Количественный указан в свойствах ресурса Количество. Это означает, что ресурс Количество будет иметь смысл только для тех счетов, для которых установлен признак Количественный.
Аналогичная ситуация с признаком учета Валютный и ресурсом ВалютнаяСумма. Этот ресурс будет иметь смысл, только если по счету ведется валютный учет (т.е. признак учета Валютный установлен в значение Истина).
При задании структуры плана счетов можно указать так называемые признаки учета субконто. Признак учета по субконто показывает, ведется ли учет данного вида в разрезе данного субконто на данном счете. Например, с помощью признака «Количествен-
ный» мы можем указать, будет ли вестись количественный учет в разрезе материалов на счете 1310. Если мы укажем, что количественный учет не ведется, то мы не сможем получить количественный остаток или оборот по конкретному материалу или группе материалов на счете 1310. Количественные показатели будут доступны только для счета в целом. При этом суммовой учет в разрезе субконто Материалы будут вестись, и, соответственно, можно будет получить суммовые остатки или обороты по конкретному материалу.
Кроме измерений и ресурсов у регистра бухгалтерии могут быть реквизиты. В них содержится дополнительная информация, сопровождающая каждую запись регистра бухгалтерии (проводку).
Например, могут быть заведены реквизиты Комментарий и КодЖурнала. Впоследствии эти реквизиты можно использовать для поиска и отбора записей регистра бухгалтерии.
Графически взаимосвязь объектов для реализации бухгалтерского учета показана на следующей схеме:
План видов характеристик указывается в свойствах плана счетов как источник видов субконто. Обычно в конфигурации создается план видов характеристик с именем ВидыСубконто.
Следующая структура регистра бухгалтерии позволяет реализовать так называемый «трехвалютный учет», при котором для каждой проводки хранится:
• сумма в национальной валюте (например,тенге),
• сумма в валюте операции (которая может быть любой, например, тенге, доллары США, евро)
• сумма в корпоративной валюте, предназначенной для управленческого учета (например, евро).
Для поддержки «трехвалютного учета» в 1С:Предприятии 8.0 может быть сделано следующее:
• для хранения суммы в национальной валюте создается балансовый ресурс Сумма;
• для хранения суммы в валюте операции создается небалансовое измерение Валюта и небалансовый ресурс ВалютнаяСумма;
• для хранения суммы в корпоративной валюте добавляется балансовый ресурс КорпСумма.
Предопределенные счета
Разработчик может завести счета в плане счетов еще на этапе создания приложения. Такие счета называются предопределенными, и для них недоступны некоторые операции в режиме «Предприятие», например, такой счет нельзя удалить. Любой предопределенный счет имеет имя, по которому к нему будет производиться обращение в программных модулях.
Корреспонденция
В традиционном для стран СНГ бухгалтерском учете для балансовых счетов поддерживается корреспонденция. Это означает, что каждая проводка имеет дебет и кредит, причем сумма проводки по дебету равна сумме по кредиту, например, проводка Дт1040 Кт1010 на сумму 5000 тг.
Для забалансовых счетов корреспонденция не поддерживается, т.е. поддержка баланса не контролируется. Для некоторых моделей управленческого или западного учета корреспонденция не используется.
В 1С:Предприятии 8.0 есть два типа регистров бухгалтерии:
• с поддержкой корреспонденции (обязательно указывается дебет и кредит каждой проводки),
• без поддержки корреспонденции (у каждой проводки есть вид движения — дебет или кредит).
Измерения и ресурсы в регистре бухгалтерии могут быть балансовыми или небалансовыми. По балансовым измерениям и ресурсам подсчитываются общие итоги (баланс) и поддерживается принцип двойной записи. А для небалансовых измерений и ресурсов реализовано раздельное хранение данных по дебету и кредиту, например, ВалютаДт и ВалютаКт (небалансовое измерение Валюта), ВалСуммаДт и ВалСуммаКт (небалансовый ресурс ВалСумма). Такой принцип хранения увеличивает гибкость автоматизированной системы для отражения хозяйственных операций при учете и планировании.
Виды субконто
Для реализации аналитического учета по субконто (не по субсчетам) используется новый прикладной объект «План видов характеристик». Этот объект описывает возможные характеристики, в разрезе которых требуется вести аналитический учет, например, Контрагенты, Договоры и т.д.
Основное свойство у плана видов характеристик — это «Тип значения характеристик», которое указывает на объекты конфигурации, используемые в качестве субконто, например, СправочникСсылка.Номенклатура, СправочникСсылка.Склады, ДокументСсылка.Договор, ПеречислениеСсылка.ВидыБюджетов и т.д.
Для плана видов характеристик, используемого в качестве видов субконто плана счетов, не рекомендуется использовать примитивные типы. Это может существенно сказаться на производительности при записи движений регистра бухгалтерии. Рекомендуется использовать только ссылочные типы данных.
Предопределенные виды субконто
Аналогично предопределенным счетам, в плане видов характеристик еще на этапе разработки обычно указываются предопределенные виды характеристик (виды субконто), например, Контрагенты, Склады и т.д.
При редактировании предопределенного счета в Конфигураторе можно выбрать виды субконто только из предопределенных видов характеристик. В режиме «Предприятие» пользователь может добавить новые виды субконто и прикрепить их к определенному счету (предопределенному или нет), но он не может отменить у счета ведение учета в разрезе предопределенного вида субконто.
Запросы к регистрам бухгалтерии
Извлечение информации из регистров бухгалтерии обычно производится с помощью запросов. Для этого система 1С:Предприятие 8.0 предоставляет в распоряжение разработчику несколько таблиц-источников данных для запроса. К ним относятся:
Основная таблица записей
Доступ к записям регистра бухгалтерии (проводкам). Доступна вся информация о проводке, кроме субконто.
ДвиженияССубконто
Доступ к записям регистра бухгалтерии с учетом субконто. Является расширением предыдущей таблицы.
ЗначенияСубконто
Доступ к значениям субконто. Обычно эта таблица соединяется в запросе с какой-нибудь другой таблицей.
Остатки
Получение остатков по счетам, измерениям и субконто.
Обороты
Получение оборотов по счетам и между счетами, а также по измерениям и субконто.
ОстаткиИОбороты
Получение начальных и конечных остатков, а также оборотов за период по счетам, измерениям и субконто.
ОборотыДтКт
Эта таблица существует только для регистров бухгалтерии с поддержкой корреспонденции. Она предназначена для получения дебетовых и кредитовых оборотов между счетами, измерениями и субконто.
Каждая таблица-источник предоставляет свой набор полей. Некоторые таблицы имеют параметры, которые позволяют наложить ограничение на выборку, а также задать периодичность.
Остатки по счетам
Абсолютно необходимая информация для бухгалтера — остатки по счетам. Сформируем отчет, который будет показывать остатки по счетам для каждой организации и консолидированный остаток по счету. Для этого нам понадобится следующий запрос:
ВЫБРАТЬ
ОсновнойОстатки.Организация КАК Организация,
ОсновнойОстатки.Счет КАК Счет,
ОсновнойОстатки.СуммаОстаток КАК СуммаОстаток
ИЗ
РегистрБухгалтерии.Основной.Остатки КАК ОсновнойОстатки
УПОРЯДОЧИТЬ ПО
ОсновнойОстатки.Счет.Код
ИТОГИ СУММА(СуммаОстаток) ПО
Организация,
Счет
Валютные остатки по счетам
Так как в нашем регистре есть измерение Валюта, то возможно получить остатки по каждой валюте в разрезе счетов и организаций. Это можно сделать следующим запросом:
ВЫБРАТЬ
ОсновнойОстатки.Организация КАК Организация,
ОсновнойОстатки.Счет КАК Счет,
ОсновнойОстатки.Валюта КАК Валюта,
ОсновнойОстатки.ВалютнаяСуммаОстаток КАК Остаток
ИЗ
РегистрБухгалтерии.Основной.Остатки КАК ОсновнойОстатки
УПОРЯДОЧИТЬ ПО
ОсновнойОстатки.Счет.Код
ИТОГИ СУММА(Остаток) ПО
Организация,
Счет,
Валюта
Обороты по счетам
Сформируем отчет, который покажет дебетовые и кредитовые обороты по счетам в разрезе организаций. Это можно сделать с использованием таблицы Обороты, задействуйте поле Счет и измерение Организация.
Следующий запрос это демонстрирует:
ВЫБРАТЬ
ОсновнойОбороты.Счет КАК Счет,
ОсновнойОбороты.Организация КАК Организация,
ОсновнойОбороты.СуммаОборотДт КАК ОборотДт,
ОсновнойОбороты.СуммаОборотКт КАК ОборотКт
ИЗ
РегистрБухгалтерии.Основной.Обороты КАК ОсновнойОбороты
УПОРЯДОЧИТЬ ПО Счет.Код
ИТОГИ СУММА(ОборотДт), СУММА(ОборотКт) ПО
Счет,
Организация
Обороты между счетами
Отчет, показывающий обороты между счетами, можно сформировать на основе таблицы Обороты, используя поля Счет и КорСчет:
ВЫБРАТЬ
ОсновнойОбороты.Счет КАК Счет,
ОсновнойОбороты.КорСчет КАК КорСчет,
ОсновнойОбороты.СуммаОборот КАК СуммаОборот
ИЗ
РегистрБухгалтерии.Основной.Обороты КАК ОсновнойОбороты
УПОРЯДОЧИТЬ ПО
Счет.Код, КорСчет.Код
ИТОГИ СУММА(СуммаОборот) ПО
Счет,
КорСчет
Таблица Обороты также предоставляет поля Субконто и КорСубконто для того, чтобы получать обороты по субконто или между субконто. Параметры виртуальной таблицы Обороты позволяют указывать начало и конец периода, периодичность, условия по счетам и субконто.
Оборотно-сальдовая ведомость
Оборотно-сальдовая ведомость показывает остатки на начало и конец периода и обороты за период. Ее можно легко сформировать, используя виртуальную таблицу ОстаткиИОбороты:
ВЫБРАТЬ
Счет КАК Счет,
СуммаНачальныйОстатокДт КАК НачОстДт,
СуммаНачальныйОстатокКт КАК НачОстКт,
СуммаОборотДт КАК ОборотДт,
СуммаОборотКт КАК ОборотКт,
СуммаКонечныйОстатокДт КАК КонОстДт,
СуммаКонечныйОстатокКт КАК КонОстКт
ИЗ
РегистрБухгалтерии.Основной.ОстаткиИОбороты(НачДата, &КонДата)
УПОРЯДОЧИТЬ ПО
Счет.Код
ИТОГИ СУММА(НачОстДт), СУММА(НачОстКт),
СУММА(ОборотДт), СУММА(ОборотКт),
СУММА(КонОстДт), СУММА(КонОстКт)
ПО Счет
Обратите внимание на параметры виртуальной таблицы НачДата и КонДата. Они задают определенный период, за который формируется оборотно-сальдовая ведомость.
Таким образом, регистры бухгалтерии являются универсальным средством учета движений материальных средств на основе определенного плана счетов. С помощью запросов можно получать информацию из регистров бухгалтерии в различных разрезах, с
подсчетом промежуточных итогов, группировками и т.д. Поэтому механизмы бухгалтерского учета системы 1С:Предприятие 8.0 могут применяться для любой схемы ведения бухгалтерского и управленческого учета, а также для решения задач планирования и управления.
- Методические указания
- 1 Основные виды объектов конфигурации
- 2 Свойства объектов конфигурации
- 3 Краткое описание объектов конфигурации
- 4 Технологические средства конфигурирования и администрирования системы
- 1С: Предприятие
- 5 Программные модули
- 6 Планы счетов и регистры бухгалтерии
- 5 Демонстрационный пример
- 1. Создание справочников и регистров
- 2. Создание документов
- 3. Создание отчетов
- 4. Создание интерфейса
- 5. Проверка работоспособности
- Индивидуальные задания к курсовому проектированию
- 1. Разработать План счетов:
- 2. Создать Журнал проводок:
- Методические указания