3. Системы компьютерных расчетов
Информационное обеспечение имеет целью организацию информации, необходимой для осуществления управленческой деятельности и подразделяется на внемашинное и внутримашинное информационное обеспечение.
Характеристики подсистемы:
качественные (оценки: степени отображения предметной области в информационной базе системы, методов организации и структурированности баз данных, эффективности манипулирования данными в базе данных и др.);
количественные (оценки: максимального объема хранимых и обрабатываемых данных, временных характеристик обработки данных, производительности использования баз данных и др.).
Техническое обеспечение представляет собой совокупность используемых технических средств, вычислительных сетей, технологий сетевой обработки данных.
Структуру подсистемы образуют: технические средства сбора и регистрации информации, средства подготовки и передачи данных, средства ввода, обработки и вывода информации, средства оргтехники и другие; методические и руководящие материалы; техническая документация, обслуживающий персонал.
Характеристики подсистемы:
качественные (оценки: степени полноты и адекватности технической документации, информативности и неизбыточности технической документации, качества описания и полноты охвата предметной области контрольным примером);
количественные (оценки: полноты комплекса технической документации, объемных ограничений на каждый документ).
Программное обеспечение представляет собой совокупность программ, реализующих цели и задачи системы и обеспечивающих функционирование комплекса технических средств. Структуру подсистемы составляют: общесистемные, специальные прикладные и оригинальные программы и инструктивно-методические материалы по их применению.
Характеристики подсистемы:
качественные (оценки: сложности архитектуры комплекса программных средств, сложности и надежности программных компонентов и всей системы автоматизированной обработки, программной реализации алгоритмов обработки исходной информации и другие);
количественные (оценки: общего количества программных компонентов системы, объема оперативной памяти, занимаемой управляющими модулями; максимального объема оперативной памяти и др.).
Лингвистическое обеспечение представляет собой совокупность языковых средств, предназначенных для формализации естественного языка, построения и сочетания информационных единиц при общении персонала вычислительной системы со средствами вычислительной техники. Структуру подсистемы составляют: языки управления и манипулирования данными информационной базы, языковые средства информационно-поисковых систем, диалоговые языки специального назначения, системы терминов и определений, используемых в процессе разработки и функционирования систем.
Характеристики подсистемы:
качественные (ориентированность на пользователя системы, степень охвата параметров настройки системы на заданную операционную систему и конфигурацию комплекса технических средств, степень сложности освоения языка, и др.);
количественные (общий объем языковых конструкций, время подготовки языковых конструкций для адаптации системы на конкретную предметную область, и др.).
Правовое обеспечение представляет собой совокупность правовых норм, регламентирующих правоотношения, возникающие при функционировании ИС и юридический статус результатов ее функционирования. Структуру подсистемы составляют различные нормативные акты, связанные с договорными отношениями разработчика и заказчика системы, правовым регулированием процессов, возникающих в ходе разработки системы.
Математическое обеспечение включает совокупность математических методов, моделей и алгоритмов обработки информации. Структуру подсистемы образуют: средства математического обеспечения, средства моделирования процессов управления, типовые задачи управления, методы математического программирования, методы математической статистики и др.
Организационное обеспечение включает совокупность документов, методов и средств, регламентирующих взаимодействие персонала системы и технических средств, задействованных в процессе обработки данных. Функции подсистемы: анализ существующей системы управления, выбор направлений совершенствования системы управления, выбор и постановка задач управления, формулировка требований к комплексу технических средств.
Эргономическое обеспечение это совокупность методов и средств, используемых на разных этапах разработки и функционирования автоматизированной системы и предназначенных для создания оптимальных условий работы персонала.
Подбирая систему автоматизации для предприятия, полезно учитывать еще один аспект, присущий в той или иной степени большинству средств автоматизации: степень инструментальности предлагаемой системы. Надо отметить, что Прикладная система осуществляет те функции, которые в заданных обстоятельствах выполнял бы человек, а Инструментальная система дает возможность выполнить необходимые в работе функции, если будет произведена настройка на данные обстоятельства.
Все программы, разработанные для автоматизации организационного управления, различаются по степени инструментальности. Интересен вопрос: что заставляет разработчиков заложить в программу тот или иной набор настраиваемых параметров?
Каждый разработчик, приступая к реализации программы, имеет на нее заказ. Это может быть формально определенный заказ в виде технического задания от конкретного заказчика или неформальный, который определяет для себя разработчик на основании собственных представлений о требуемой программе. В большинстве случаев разработчик ориентируется на воображаемого пользователя, и от того, каким он его представляет, зависит как степень настройки, которую он закладывает в программу, так и способ, которым пользователь будет ее производить. На рынке бухгалтерских программ представлены как рассчитанные на бухгалтеров, незнакомых с компьютером, так и написанные для программистов, волею судеб ставших бухгалтерами.
Сложнее анализировать подход, который используют разработчики при определении диапазона настройки. Можно предположить, что он зависит от прогноза возможных изменений параметра настройки. Большинство разработчиков интуитивно определяют параметры прогноза. Чем шире охват предметной области, тем больше настроек предусматривает разработчик, чтобы сохранить применимость своей программы. Наиболее ярко это проявляется в популярных рыночных продуктах. Разработчики Windows включили в свой продукт все известные им драйверы указателей, принтеров, мониторов и т.п. и, кроме того, дали возможность присоединить иные, им неизвестные. Разработчики бухгалтерского пакета "Scala", который используется в 55 странах, предоставляют пользователям возможность настроить его на любую методику ведения учета в любой из 18 валют на любом из 33 языков. И подобные примеры можно продолжить.
Как только разработчики узнают об отсутствии в их программе необходимой настройки, они стараются ее включить. Однако повышают ли они возможность применения своего продукта? Казалось бы, да. На самом деле мы здесь сталкиваемся с пресловутым переходом количества в качество. Введя многочисленные настройки, т.е. повысив инструментальность своего продукта, разработчики дали возможность применять его большему числу пользователей. Но одновременно они повысили уровень требований к знаниям пользователей, а, следовательно, уменьшили число потенциальных пользователей. В пределе это число стремится к числу самих разработчиков, когда, кроме них самих, никто не сможет применять их продукт. Из такой ситуации выход обычно находят в специальном обучении пользователей или предварительной настройке для них универсального продукта. Но и это не панацея, поскольку обученный сотрудник может уйти с предприятия, а изменение внешних условий потребует произвести перенастройку.
Существуют объективные факторы, влияющие на применяемость средств автоматизации и зависящие от степени их инструментальности. Вводя настройки и выбирая метод управления ими, разработчик предполагает возможности того, кто будет использовать его продукт. При этом, естественно, не может быть изобретен такой способ, который будет максимально удобен для всех пользователей независимо от образования, специальности, свойств характера и т.п. Поэтому важно, выбирая систему, обращать внимание на диапазон и способ настройки средств автоматизации.