5. Учет подотчетных сумм
В процессе хозяйственной деятельности возникает целый ряд расходов, оплатить которые из кассы предприятия не представляется возможным. В таких случаях расходы покрываются из подотчетных сумм.
Подотчетные суммы — это денежные средства, выданные работникам из кассы на хозяйственные и командировочные расходы.
Деньги под отчет выдаются только работникам, состоящим в списочном составе организации, на определенный срок. Выдача новых авансов под отчет производится после отчета по ранее полученной сумме.
Расходование средств, выданных под отчет, осуществляется строго по назначению. Передача подотчетных сумм одним работником другому не разрешается. Подотчетные лица в установленные сроки обязаны сдать в бухгалтерию авансовый отчет об израсходованных средствах. Этот отчет производится по установленной форме.
К авансовому отчету прилагаются документы, подтверждающие соответствие расходов назначению полученных сумм. Бухгалтерия осуществляет проверку сданных подотчетным лицом документов, после чего указывается сумма отчета, утвержденная руководителем.
Учет операций по движению подотчетных сумм осуществляется на активном синтетическом счете 71 «Расчеты с подотчетными лицами». По дебету счета отражают выдачу авансов под отчет, а по кредиту — расходование подотчетных сумм. Счет может иметь два остатка. Дебетовое сальдо по счету 71 показывает остатки неиспользованного аванса, а кредитовое — перерасход.
При использовании в учете компьютерных технологий регистром бухгалтерского учета является карточка счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами». В данном регистре отражаются остатки (дебетовые или кредитовые) по счету. Записи в регистр осуществляются на основе первичных документов с указанием корреспонденции счетов.
В бухгалтерском балансе остаток по счету 71 показывается по статье «Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)».
Выдача наличных денег из кассы под отчет отражается записью по дебету счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и кредиту счета 50 «Касса». Наличные деньги для покрытия командировочных расходов выдаются работникам организации в размере сумм, необходимых на оплату проезда, суточных за время пребывания в командировке, квартирных и др.
Министерство финансов РФ устанавливает нормы возмещения расходов, связанных с командировками работников на территории РФ.
В состав расходов по служебным командировкам включают затраты:
• по найму жилого помещения и бронированию гостиничных номеров;
• по проезду к месту командировки и обратно в размере стоимости билета;
• по уплате страховых платежей по государственному обязательному страхованию пассажиров и оплате сборов за предварительную продажу билетов;
• по оплате суточных за время нахождения в командировке;
• по возмещению расходов на телефонные переговоры, вызванные производственной необходимостью.
Отчет по командировке работник обязан предоставить не позднее трех дней после возвращения из нее. К авансовому отчету прилагаются командировочное удостоверение и документы, подтверждающие достоверность произведенных расходов. Утвержденный руководителем организации отчет передается в бухгалтерию для осуществления записей в системе счетов бухгалтерского учета о расходовании денежных средств: дебет счетов 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и кредит счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами».
Неиспользованные суммы денежных средств вносятся в кассу организации: дебет счета 50 «Касса», кредит счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами».
Сумма перерасхода возмещается. Подотчетные суммы, не возвращенные в установленные сроки, списываются со счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами» в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». При удержании этих сумм из заработной платы дебетуются счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» или 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» и кредитуется счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
Для целей налогообложения учет расходов на служебные командировки имеет ряд особенностей:
• налогооблагаемая прибыль уменьшается на сумму превышения фактических суточных расходов, утвержденных Минфином России. Сумма превышения, выплаченная работнику, облагается налогом на доходы физических лиц;
• расходы по оплате услуг по найму жилого помещения и проезду на транспорте при отнесении их на затраты организации уменьшаются на сумму НДС;
• расходы по найму жилого помещения для целей налогообложения прибыли принимаются в полном размере, а НДС принимается к возмещению.
Наличные деньги на хозяйственные расходы (покупка товаров, оплата горюче-смазочных материалов, работ, услуг и др.) выдаются из кассы под отчет:
• в размере 10_дневной потребности на срок до 15 рабочих дней;
• для оплаты ценностей и услуг в пределах лимита, установленного ЦБ РФ для расчетов наличными между юридическими лицами.
Лимит устанавливается на один платеж (один документ) или на день (несколько документов).
На основании документов о произведенных расходах делается запись по дебету счетов приобретенных ценностей и оплаченных услуг и кредиту счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами».
- Тема 2.2. Учет денежных средств, расчетных и кредитных операций и финансовых вложений
- 1. Учет кассовых операций. Требования к ведению и документальное оформление.
- 2. Ревизия кассы.
- 3. Регулирование порядка хранения, поступления и выдачи наличных денег из кассы Лимит кассы.
- 4. Основные типовые проводки по учету кассовых операций.
- 5. Учет подотчетных сумм
- Порядок ведения и отражения в учете операций по расчетным счетам и валютным счетам
- 1. Порядок ведения и отражения в учете операций по расчетным счетам
- 2. Порядок ведения и отражения в учете операций по валютным счетам
- Порядок ведения и отражения в учете расчетных операций
- 1. Аккредитивная форма расчетов
- 2. Учет расчетов платежными поручениями
- 3. Расчеты по плановым платежам
- 4. Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами
- Порядок ведения и отражения в учете операций по кредитам, займам и прочим обязательствам
- 1. Общие положения в учете кредитов, займов и прочих обязательств.
- 2. Порядок отражения кредитов, займов и прочих обязательств в бухгалтерского учете
- Порядок ведения и отражения в учете операций по финансовым вложениям
- 1. Понятие и виды финансовых вложений.
- 2. Состав и правила учета финансовых вложений