I На коммерческих предприятиях
Содержание производственной (организационно-экономической) практики на коммерческих предприятиях.
В календарном плане прохождения производственной практики необходимо предусмотреть следующие вопросы:
1. Правовые основы создания, деятельности предприятия и организации бухгалтерского учета:
1.1. Юридическая база формирования и функционирования предприятия, принадлежность к той или иной форме собственности (свидетельство о регистрации, устав предприятия, учредительный договор, решение о создании предприятия, лицензии на отдельные виды деятельности);
1.2. Организационная структура управления предприятием, краткая характеристика направлений деятельности предприятия;
1.3. Основные технико-экономические и оперативные показатели;
1.4. Состав экономических служб, их задачи и функции;
1.5. Учетная политика предприятия и организация бухгалтерского учета.
2. Взаимоотношения с поставщиками и покупателями:
2.1. Порядок и условия заключения договоров с поставщиками и заказчиками;
2.2. Формы расчетов с поставщиками и заказчиками, применяемые на предприятии (применяется ли коммерческое кредитование, в какой форме предоставляются кредиты (отсрочка платежей, прием товаров на реализацию, консигнация и другие формы кредитования), условия предоставления коммерческих кредитов, порядок оформления и механизм погашения и т.д.).
3. Взаимоотношения с налоговыми органами:
3.1. Ознакомление с порядком постановки и снятия с налогового учета;
3.2. Ознакомление с порядком осуществления текущих налоговых платежей (виды налогов, виды льгот, сроки уплаты и предоставления отчетности).
4. Взаимоотношения с банковской системой:
4.1. Виды счетов, открытых в банке: текущие (расчетные), валютные, кредитные, специальные, срочные депозитные счета, другие счета в национальной и иностранной валютах;
4.2. Кредитные отношения, их содержание, условия предоставления кредитов (порядок получения кредитов, содержание и порядок подачи в обслуживающее отделение банка кредитной заявки и сопутствующих ей документов, порядок возврата полученных банковских кредитов и уплаты процентов по ним);
4.3. Взаимоотношения с банками по прочим операциям (депозитные операции, факторинговые операции, банковские векселя и др.).
5. Организация финансово-аналитической работы:
5.1. Основные средства (порядок поступления, выбытия и внутреннего перемещения основных средств; амортизация основных средств и способы ее начисления; затраты на ремонт и модернизацию основных средств; учет арендованных основных средств и лизинговых операций; инвентаризация и переоценка основных средств, отражение их результатов в учете);
5.2. Нематериальные активы, финансовые инвестиции и ценные бумаги (порядок поступления, выбытия и внутреннего перемещения нематериальных активов; порядок начисления и учет амортизации нематериальных активов; анализ финансовых вложений (инвестиций) и ценных бумаг);
5.3. Производственные запасы (документальное оформление и порядок поступления производственных запасов, расчетов с поставщиками и подрядчиками и расхода (внутреннего перемещения, реализации) производственных запасов; организация учета производственных запасов в местах хранения и в бухгалтерии; инвентаризация материалов и порядок отражения ее результатов в отчетности);
5.4. Расчеты по оплате труда (синтетический и аналитический учет расчетов с персоналом по оплате труда; порядок проведения удержаний и платежей из заработной платы и других доходов; начисление и учет резерва на оплату отпусков рабочим; порядок расчетов по отчислениям в Фонд социальной защиты населения);
5.5. Затраты на производство (порядок учета и включения в себестоимость продукции затрат на производство; анализ прямых затрат на производство; порядок распределения косвенных затрат на производство; анализ налогов, включаемых в себестоимость продукции, работ, услуг; анализ расходов на управление; особенности учета и распределения затрат вспомогательных производств);
5.6. Готовая продукция (работы, услуги) и их реализация (анализ готовой продукции, работ, услуг; учет отгруженной и реализованной продукции, выполненных работ и оказанных услуг; порядок осуществления расходов, связанных с рекламой и реализацией продукции; определение и списание результатов от реализации продукции, работ, услуг; анализ налогов, уплачиваемых из выручки от реализации продукции, работ, услуг);
5.7. Денежные средства, расчетные операции, кредиты и займы (порядок ведения и отражения в учете кассовых операций; учет денежных средств на счетах в банке; порядок проведения расчетов с подотчетными лицами; анализ расчетов по налогам и сборам в бюджет и внебюджетным платежам; учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами; анализ краткосрочных и долгосрочных кредитов, займов);
5.8. Финансовые результаты и использование прибыли (анализ финансовых результатов от реализации продукции, работ, услуг; анализ финансовых результатов от операционных и внереализационных доходов и расходов; формирование и учет конечного финансового результата; учет нераспределенной прибыли; анализ недостач и потерь от порчи ценностей; оценка доходов и расходов будущих периодов; анализ налогов из прибыли, уплачиваемых в бюджет);
5.9. Фонды, резервы и целевые средства (порядок формирования уставного, резервного, добавочного фондов; анализ резервов; порядок целевого финансирования);
5.10. Бухгалтерская отчетность (бухгалтерская отчетность в системе информационного обеспечения процесса управления деятельностью хозяйствующего субъекта; значение и требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности; подготовительные работы по составлению годовой бухгалтерской отчетности; виды отчетности, состав и порядок ее представления; содержание бухгалтерского баланса и обязательных приложений к нему; оценка финансового состояния предприятия: показатели ликвидности, финансовой устойчивости, рентабельности, эффективности использования активов).
6. Финансовое планирование и основы финансового менеджмента на предприятии:
6.1. Содержание финансового планирования на предприятии (составляются ли финансовые прогнозы, годовые (текущие) финансовые планы с поквартальной разбивкой, оперативные финансовые планы);
6.2. Ознакомление с перспективным финансовым планированием на предприятии и его основными финансовыми документами;
6.3. Ознакомление с годовым финансовым планом предприятия, порядком его составления;
6.4. Оперативное финансовое планирование (платежный календарь, кассовый план, кредитный план и др.) назначение и порядок составления;
6.5. Имеется ли в составе финансовых служб должность финансового менеджера, какие функции он выполняет.
- Пояснительная записка Цель и задачи практики
- Организация прохождения практики
- Содержание производственной практики
- I На коммерческих предприятиях
- II. В банках
- III. В структурных подразделениях Национального банка Республики Беларусь
- IV в налоговых органах
- V в финансовых органах
- VI в бюджетных организациях и централизованных бухгалтериях
- VII в страховых организациях
- VIII в аудиторской организации
- Информационно-методическая часть Обязанности студента:
- Календарно-тематический план
- Отчет по производственной практике
- Индивидуальное задание
- Подведение итогов практики
- Образец оформления титульного листа отчета о прохождении производственной практики
- Пинск 2012