logo search
Краткий учебник по бухучету

Предмет и метод бухгалтерского учета

Предмет и объекты бухгалтерского учета Бухгалтерский учет, как и любая другая экономическая наука, имеет свои предмет, объекты, субъекты и метод (методология). Научное исследование бухгалтерского учета - это процесс целенаправленного изучения объекта с использованием научных методов. Объект - это то, на что направлена познавательная деятельность исследователя, а предмет - именно то, что изучается и исследуется. Объект и предмет как основные научные категории связаны между собой как целое и часть, множество и ее единица, система и ее элемент, понятие, явление и его свойство или признак т.д. Предмет бухгалтерского учета в широком смысле - все, что связано с получением необходимой информации о субъекте хозяйствования, его хозяйственную деятельность и ресурсы. В узком смысле, предметом учета является совокупность процедур, связанных с выявлением, измерением, регистрацией, накоплением, обобщением, хранением и передачей информации о хозяйственной деятельности пользователям для принятия решений. Такое определение предмета соответствует сущности бухгалтерского учета, задекларированное и законодательно закреплено и отражает технологический процесс информационного обеспечения, целью которого является предоставление пользователям правдивой информации о финансовом состоянии и деятельности предприятия. В отечественной экономической литературе трактовка предмета бухгалтерского учета разное. Такое многообразие вызвано тем, что хозяйственную деятельность предприятия, его ресурсы, факты, действия и события, происходящие в его пределах, изучают и исследуют представители разных наук, в частности экономисты, юристы, управленцы, статистики, финансисты, но каждый со своей стороны. Бухгалтерский учет и специалисты, которые его осуществляют, обеспечивают важный процесс получения достоверных данных и составления отчетности для нужд управления, является, бесспорно, и предметом этой науки. Субъект бухгалтерского учета - это субъект хозяйствования в лице предприятия, организации, учреждения, лица и т.д. Стоит отметить, что предмет и объекты учета ограничиваются рамками субъекта хозяйствования, бухгалтерский учет является локальным процессом продуцирования информации об объектах учета, ее использование в управлении предприятием. Следовательно, изучение того, как осуществляется бухгалтерский учет как процесс последовательного получения и использования информации на предприятиями для нужд управления, раскрывает содержание бухгалтерского учета, его предмет, а изучение вопросов ведения учета, способов и приемов его осуществления раскрывает его метод. Методология бухгалтерского учета включает совокупность как общенаучных, так и специальных, присущих только этой науке методов, применяемых для осуществления процедуры учета и раскрываются в отдельных методиках. Субъект хозяйствования, как правило, наделен средствами, имуществом, осуществляет хозяйственную деятельность, направленную на получение финансового результата и обязан в соответствии с действующим законодательством вести бухгалтерский учет и составлять отчетность. Под объектом учета понимают конкретное средство (имущество), источник его происхождения и его движение в процессе воспроизведения.

Объектом учета является также факты, действия и события хозяйственной деятельности, которые характеризуют состояние и использование ресурсов, процессы приобретения средств производства продукции и ее сбыта, расчетные отношения предприятия с юридическими и физическими лицами, финансовое состояние и результаты деятельности предприятия. Объекты, которые учитываются по экономическому содержанию и назначению можно объединить в три группы: 1. хозяйственные средства (имущество). 2. источники хозяйственных средств. 3. хозяйственные процессы. Для углубленного изучения объектов бухгалтерского учета, которыми являются хозяйственные средства предприятия используют группировку хозяйственных средств по двум признакам: • по составу и размещением. • по источникам образования (формирования). Имущество предприятия - это основные и оборотные средства, принадлежащие предприятию, размер которых отражаются в бухгалтерском балансе. Поскольку имущество отражают в активе баланса, то принято имущество называть активами. Активы (от лат Activus - деятельный, активный) - это ресурсы, полученные предприятием в результате прошлых событий, использование которых, как ожидается, приведет к увеличению экономических выгод в будущем. Они подразделяются по многим классификационным признакам, среди которых, с точки зрения бухгалтерского учета, основными являются следующие: • по формам функционирования. • по характеру участия в процессе оборота.

• по степени ликвидности. По формам функционирования хозяйственные активы делятся на следующие группы: материальные, нематериальные, финансовые активы. Материальные активы - это средства предприятия, имеющие материально-вещественную форму. В группу материальных активов предприятия включают: основные средства, незавершенное строительство, запасы. Основные средства - это совокупность средств труда, которые функционируют в неизменной натурально-вещественной форме в течение периода, большего, чем один год с даты ввода в эксплуатацию. Стоимость основных средств уменьшается постепенно с их физическим и моральным износом. К основным средствам относятся: земля, здания, сооружения, машины, инструменты, ожидаемый срок полезного использования (эксплуатации) которых более одного года (или операционного цикла, если он больше года), а стоимостной предел предприятие устанавливает самостоятельно. Незавершенное строительство - это стоимость недостроенных объектов, сооружений, строительство которых осуществляют для собственных нужд предприятия. Запасы - это активы, которые удерживают с целью дальнейшей продажи, потребления во время производства продукции, выполнения работ и предоставления услуг, управления предприятием или находящихся в процессе производства с целью дальнейшей продажи. К запасам относятся: производственные запасы, животных на выращивании и откорме, незавершенное производство, готовую продукцию, товары. Нематериальные актива - это объекты долгосрочного вложения (более года), имеющие стоимостную оценку, но не являющиеся вещественными ценностями (права пользования природными ресурсами, имуществом, права на знаки для товаров и услуг, объекты промышленной собственности, авторские права, гудвилл тп ). Нематериальные активы, как и основные средства переносят свою стоимость на издержки производства в течение срока их функционирования путем начисления амортизации по установленным нормам. Финансовые активы - это группа хозяйственных средств предприятия в форме наличных средств и других финансовых инструментов, принадлежащих предприятию. К этой группе относятся наличные средства в национальной и иностранной валютах, финансовые инвестиции предприятия в ценные бумаги и уставные капиталы других предприятий, дебиторская задолженность различных физических и юридических лиц перед конкретным предприятием за отгруженную им продукцию, товары или оказанные услуги. Финансовые инвестиции и дебиторская задолженность могут быть долгосрочными (со сроком возврата более года) и текущими (со сроком возврата до года). Физических и юридических лиц, имеющих задолженность перед этим предприятием, называют его дебиторами. По характеру участия в процессе оборота хозяйственные средства (активы) делят на необратимые и оборотные активы. Внеоборотные активы - это совокупность имущественных ценностей, которые многократно участвуют в процессе хозяйственной деятельности предприятия. Как правило, к ним относятся средства продолжительностью использования более одного года (или операционного цикла, если он больше года). К необратимым хозяйственных средств предприятия относятся: основные средства, капитальные инвестиции, другие необоротные материальные активы, нематериальные активы, долгосрочные финансовые инвестиции, долгосрочная дебиторская задолженность, другие необоротные активы. Оборотные активы - это совокупность имущественных ценностей, которые обслуживают текущую хозяйственную деятельность предприятия и полностью потребляются в течение одного операционного цикла, если он меньше года, поэтому всю свою стоимость сразу переносят на изготовленную из них продукцию.

Как правило, к ним относятся производственные запасы, незавершенное производство, готовая продукция, товары, дебиторская задолженность, денежные средства и их эквиваленты в кассе и на счетах в банке. По степени ликвидности хозяйственные средства (активы) предприятия разделяют на абсолютно ликвидны, ликвидные и малоликвидны. Ликвидность активов предприятия - это степень возможности конвертирования их в денежную форму с целью своевременного обеспечения платежей предприятия по текущим финансовым обязательствам. Различают степень ликвидности по срокам: если конкретный актив предприятия может вступить в денежной форме в течение месяца, то такой актив высоколиквидный или абсолютно ликвидный, в течение 2-3 месяцев - ликвидный, в течение 3-6 месяцев - малоликвидный. К абсолютно ликвидным активам относятся средства и их эквиваленты, в том числе денежные средства в национальной и иностранной валютах в банках и кассе, ценные бумаги и т.д. К ликвидным активам относятся текущие финансовые вложения и дебиторская задолженность, производственные запасы, готовая продукция, товары. К мало ликвидным активам относятся основные средства, незавершенное строительство, нематериальные активы, долгосрочные финансовые инвестиции, долгосрочная дебиторская задолженность, расходы будущих периодов. Понятие ликвидности активов широко используют при оценке финансового состояния предприятия и финансовом анализе. Форма баланса предприятий в Украине, где отражаются активы, построенная по степени роста ликвидности. Рассмотрена классификация активов предприятия по разным признакам характеризует прежде всего их состав, структуру, а также их размещения, то есть указывает на то, куда и в которые вложены. Всесторонняя информация об активах, представленные в классификации, является важным объектом бухгалтерского учета и экономического анализа, поскольку показывает, куда и во что были вложены средства предприятия. Имеющиеся хозяйственные средства (активы) предприятия формируются за счет как собственных, так и привлеченных средств, или, как принято говорить, источников. Поэтому хозяйственные средства предприятия по источникам их формирования и целевому назначению классифицируют на: • источники собственных средств. • источники привлеченных средств. К собственным источникам формирования хозяйственных средствам относятся средства уставного и паевого капитала (средства, внесенные учредителями на момент регистрации предприятия), дополнительного и резервного капитала, прибыли (полученного по результатам деятельности). Собственный капитал предприятия определяется стоимостью его имущества - то есть чистыми активами, которые исчисляются как разница между стоимостью имущества (активов) и привлеченных средств. В практике бухгалтерского учета к собственным источникам относят собственный капитал и обеспечения. К собственному капиталу относятся: уставный капитал, паевой и дополнительный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль, обеспечения и целевое финансирование, доходы будущих периодов. Уставный капитал формируется за счет совокупности вкладов учредителей (собственников) в имущество предприятия для обеспечения его деятельности в размерах, определенных учредительными документами (уставом). Размер уставного капитала может изменяться только по решению учредителей (акционеров) за счет дополнительных вложений учредителей или за счет части прибыли предприятия. Аналогично формируется и паевой капитал, например в кооперативах. Резервный капитал является источником средств, предназначенных для покрытия предполагаемых в будущем возможных расходов, резервов на списание просроченных долгов, гарантийных обязательств, убытков и т.д. Дополнительный капитал формируется за счет эмиссионного дохода, дооценки активов, безвозмездно полученного имущества и тп Финансирование является источником средств за счет государственного бюджета и других физических и юридических лиц. Финансирование деятельности предприятия из государственного бюджета называют бюджетным финансированием. Если средства предприятию с той или иной специальной целью (научно-исследовательские работы, подготовка кадров, социальные нужды) предоставляет организация, учреждение или спонсор, то такое финансирование называют целевым. Прибыль предприятия является непосредственным источником пополнения хозяйственных средств и соответствующих резервов.

В бухгалтерском учете отражают не только формирование прибыли, но и распределение прибыли между владельцами (начисление дивидендов), выплаты по облигациям, отчисления в резервный капитал и иное использование. К привлеченных источников формирования хозяйственных средств относятся те, что временно предоставляются в пользование предприятию, а затем возвращаются их владельцам на согласованных между ними и предприятием условиях. К таким источникам относятся: кредиты банков, заемные средства под обязательства, кредиторскую задолженность. Привлеченные средства могут быть долгосрочными и текущими (краткосрочным) и имеют форму обязательств. Кредиты - это ссуды в денежной или товарной формах на условиях возврата, которые предоставляют банки и другие кредитные учреждения заемщику (физическому или юридическому лицу). За пользование кредитом платят процент. В зависимости от срока возврата кредиты делятся на долгосрочные (более года) и краткосрочные (до года). При кредитовании предприятий банки придерживаются следующих принципов: обеспеченность и целевой характер кредита, возврат, срочность и оплатнисть кредита. Обязательства по облигациям - это дополнительно привлеченные средства, которые получает предприятие в результате выпуска и реализации (эмиссии) своих облигаций на условиях возврата и платы в виде премий. Как и кредиты банков, они могут быть долгосрочными и краткосрочными. Кредиторская задолженность - это временно привлеченные предприятием средства от физических и юридических лиц, тоесть задолженность предприятия перед другими физическими и юридическими лицами за полученную от них продукцию, предоставленные ими услуги или выполненные работы, задолженность по начисленным но не уплаченными налогами и другими платежами. Кредиторскую задолженность в пределах нормативных сроков оплаты счетов или обязательств считают нормальным, а в случае нарушения сроков платежей - просроченной. Физические и юридические лица, перед которыми данное предприятие имеет кредиторскую задолженность, называются кредиторами. В балансе предприятия источники привлеченных средств называют обязательствами. Обязательства - это задолженность предприятия, которая возникла вследствие прошлых событий, погашение которой в будущем, как ожидается, приведет к уменьшению ресурсов предприятия, воплощающих в себе экономические выгоды. Собственный капитал и обязательства отражаются в балансе с правой стороны и называют пассивами. В процессе хозяйственной деятельности хозяйственные средства находятся в постоянном движении, осуществляют постоянный кругооборот, изменяя при этом форму и стоимость, то есть проходят операционный цикл. Операционный цикл - это промежуток времени между приобретением запасов для осуществления деятельности и получением средств от реализации произведенной из них продукции или товаров и услуг. Основными стадиями кругооборота хозяйственных средств являются следующие процессы: снабжение (покупки), производства (расходование / хранения), реализации (продажи). Сами хозяйственные процессы в обобщенном виде - это взаимодействие трех составляющих: средств труда (здания, станки, оборудование, инструменты), предметов труда (сырье, материалы, топливо, энергия), живого труда (рабочая сила). Хозяйственный процесс как часть кругооборота хозяйственных средств состоит из первичных элементов - хозяйственных операций. Под термином хозяйственная операция понимают действие или событие, которое вызывает изменения в структуре активов, обязательств и собственном капитале предприятия. Большинство хозяйственных операций является следствием волевых действий юридических и физических лиц, заключающих соглашения, осуществляют технологические операции.

Вместе с тем хозяйственные операции могут иметь место в результате определенных событий, скажем явлений реальной действительности, которые случаются независимо от воли человека (стихийное бедствие, моральный износ, инфляционное влияние тп ). Каждая хозяйственная операция имеет определенные признаки, характеризующие ее сущность. Признаком хозяйственной операции является то, что качественно отличает ее от других операций и вместе с тем дает возможность группировать однородные хозяйственные операции, например, операции по реализации продукции могут отличаться в зависимости от условий поставок и покупателей. Показатели хозяйственной операции обеспечивают количественную характеристику операции с помощью соответствующих измерителей (натуральных, трудовых, денежных). Итак, хозяйственные операции в совокупности составляют хозяйственные процессы, которые в целом формируют кругооборот средств (капитала). Процесс поставки (покупки) - стадия кругооборота, на которой деньги превращаются в средства производства и ресурсы труда. Предприятие в результате обеспечивается материальными и трудовыми ресурсами. При этом объектами учета здесь являются расходы на приобретение средств и ресурсов, объем их заготовки, расчетные операции с поставщиками. Г - начальная (стартовая) сумма капитала в денежной форме на начало хозяйственной деятельности предприятия. стоимость закупленных (приобретенных) средств труда (Зп), предметов труда (Пп) и авансированного капитала на рабочую силу (РС) в форме выплаты заработной платы персоналу предприятия. В - производство, где происходит взаимосвязано использования факторов производства, результатом которого является готовый продукт. Т1 - готовый продукт, стоимость которого превышает текущие расходы на величину вновь созданной стоимости в форме дополнительного продукта. Г1 - прирост ранее авансированной стоимости в форме прибыли от реализации продукции. Процесс производства - стадия кругооборота, на которой создают блага путем объединения средств производства с рабочей силой (изготовление продукции, выполнение работ, оказание услуг). Изготовленный продукт доставляют до потребителя. Здесь объектами учета являются расходы (средства труда в размере изношенной части, сырье, топливо, энергия, труд и его оплата), себестоимость продукции, наличие и движение готовой продукции. Процесс реализации - стадия кругооборота, на которой реализуют производимую товарную продукцию, и последняя вступает в денежной форме, что дает возможность продолжения следующего операционного цикла кругооборота капитала. В процессе реализации объектами учета являются расходы, связанные с отгрузкой и реализацией продукции, объем отгрузки и реализации продукции, исчисления дохода и прибыли от реализации продукции, расчеты с покупателями и по обязательствам с налоговыми и другими органами. Следовательно, процессы снабжения, производства и реализации являются важными объектами бухгалтерского учета.

Базовые принципы бухгалтерского учета

Слово принцип - исходное положение любой теории, науки, которая определяет все следующие положения, вытекающие из его утверждения. В отличие от исходных положений естественных наук, принципы бухгалтерского учета разрабатываются людьми и могут не действовать в случае изменения экономической ситуации. Общее признание учетных принципов зависит от того, насколько они отвечают трем критериям: уместности, объективности и осуществимости. Принцип уместен, если информация об определенной хозяйственную единицу имеет смысл и принесет пользу потребителям информации. Принцип объективный, если на информацию не влияют личные мысли, действия или оценки тех, кто ее готовит. Объективность предусматривает надежность, перевиренисть, соответствие действительности. Принцип осуществим, если его реализация не вызывает чрезмерных трудностей или расходов. Принцип бухгалтерского учета - это правило, которым следует руководствоваться при измерении, оценке и регистрации хозяйственных операций и при отражении их результатов в финансовой отчетности. Согласно Закону Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" от 16 июля 1999 бухгалтерский учет и финансовая отчетность в Украине основывается на следующих основных принципах: осмотрительность, полное освещение, автономность, последовательность, непрерывность, начисление и соответствие доходов и расходов , превалирование содержания над формой, историческая (фактическая) себестоимость, единый денежный измеритель, периодичность. Осмотрительность - принцип, согласно которому методы оценки, применяемые в бухгалтерском учете должны предотвращать недооценке обязательств и расходов и завышение оценки активов и доходов предприятия. Это означает, что расходы и обязательства необходимо отражать в бухгалтерском учете сразу же после получения информации о вероятности их возникновения, а активы и доходы - лишь тогда, когда их реально получено или заработано. Полное освещение - принцип, согласно которому финансовая отчетность должна содержать всю информацию о фактических и потенциальных последствиях хозяйственных операций и событий, способных повлиять на решения, принимаемые на ее основе. Это означает, что пользователям предоставлена существенная и уместная информация о финансовом состоянии и результатах хозяйственной деятельности предприятия. Автономность - принцип, который означает, что каждое предприятие рассматривается как юридическое лицо, отделена от ее владельцев, в связи с чем личное имущество и обязательства владельцев не должны отражаться в финансовой отчетности предприятия. Этот принцип применяется даже в случае, когда владелец несет полную материальную ответственность по обязательствам предприятия. Этот принцип способствует достижению четкого определения сферы подотчетности, тоесть хозяйственная деятельность связывается с конкретным субъектом. Последовательность - принцип постоянного (из года в год) применение предприятием избранной учетной политики. Изменение учетной политики возможно лишь в случаях, предусмотренных национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета, и должна быть обоснована и раскрыта в финансовой отчетности. Непрерывность - принцип, предусматривающий, что оценку активов и обязательств предприятия осуществляют, исходя из предположения, что его деятельность будет продолжаться. То есть предприятие не собирается ликвидироваться и существенно сокращать свою деятельность - не возникает потребности распределения активов для покрытия обязательств и расчета с владельцами. Начисление и соответствие доходов и расходов - принцип, который означает, что для определения финансового результата отчетного периода необходимо сравнить доходы отчетного периода с расходами, осуществленными для получения этих доходов. При этом доходы и расходы отражаются в бухгалтерском учете и финансовой отчетности в момент их возникновения, независимо от даты поступления или уплаты денежных средств. Исходя из этого принципа, доходы следует отражать в учете и отчетности в том периоде, когда они были заработаны, а расходы - на основе соответствия этим доходам. Расходы, не имеют непосредственной связи с определенными доходами, следует отражать в периоде, когда они возникли. Превалирование содержания над формой - принцип, когда операции учитываются в соответствии с их сущностью, а не только исходя из юридической формы. Этот принцип подтверждает, что бухгалтерский учет не является средством простой фиксации формальных данных. Поэтому наличие или отсутствие первичных документов или законодательных актов не всегда является основанием для отражения или неотражения операций в бухгалтерском учете с целью составления финансовой отчетности. Историческая (фактическая) себестоимость - принцип, согласно которому приоритетной является оценка активов предприятия, исходя из затрат на их производство и приобретение. Однако приоритетность исторической (фактической) себестоимости касается, главным образом, первоначальной стоимости активов и обязательств. Единый денежный измеритель - принцип измерения и обобщение всех хозяйственных операций предприятия в финансовой отчетности в единой денежной оценке. Предприятия Украины ведут бухгалтерский учет и составляют финансовую отчетность в денежной единице Украины - гривне. Вместе с тем в аналитическом учете широко применяют натуральные и трудовые измерители, иностранные валюты. Периодичность - принцип, что означает возможность распределения деятельности предприятия на определенные периоды времени с целью составления финансовой отчетности. Отчетным периодом для составления финансовой отчетности является календарный год, а промежуточную отчетность составляют ежеквартально нарастающим итогом с начала отчетного года. Итак, рассмотренные десять принципов бухгалтерского учета и финансовой отчетности, в Украине законодательно закреплено, является важной составляющей методологии бухгалтерского учета и базой для создания единых правил ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, являются обязательными для всех предприятий и гарантируют и защищают интересы пользователей. На основе принципов разрабатывают национальные положения (стандарты) бухгалтерского учета, которые будут изучаться в курсе "Финансовый учет".

Методические приемы (метод) бухгалтерского учета Бухгалтерский учет, как и каждая наука, имеет свой метод. Слово метод (от греч. Methodos - исследование) означает способ исследования явлений, подход к изучению явлений, планомерный путь установления истины, вообще - прием, способ действия. В своей основе метод является инструментом решения главной задачи науки - познание объективных законов действительности с целью использования их в практической деятельности людей. Итак, методология - это учение о методах, с помощью которых узнают объект исследования или предмет науки, которым является для нас бухгалтерский учет. Для раскрытия сущности бухгалтерского учета широко используют общенаучные методы: диалектический, исторический и системный подходы, метод индукции и дедукции. Диалектический метод позволяет изучать учет в совокупности процессов, видоизменяются и взаимозависимы. исторический подход рассматривает учет как продукт исторического становления и развития потребностей человека и общества. системный подход определяет учет как внутренне структурированный и организованный объект. В процессе отражения хозяйственной деятельности экономического субъекта используют методы индукции (от частного к общему, от отдельных фактов к обобщению) и дедукции?от общего к частному, от общих суждений к отдельным или иным выводам. В практике бухгалтерского учета больше примеров индукции, поскольку хозяйственные операции сначала раскрывают содержание микропроцессы и лишь потом происходит их группировка и обобщение в отчетности. Вообще методы индукции и дедукции тесно связаны с методическими приемами: синтезом и анализом, которые непосредственно оказываются в синтетическом и аналитическом учете. Теоретической основой бухгалтерского учета является экономическая теория с ее политической экономией, микро-и макроэкономикой, историей экономической мысли. Хозяйственные факты (явления и процессы) изучают В бухгалтерском учете по экономическими законами и категориями. Наряду с общенаучными методами и теоретической основой бухгалтерский учет является самостоятельной экономической прикладной наукой и имеет свои специфические методы (приемы), обусловленные сущностью самого предмета, технологией учета, задачами и требованиями. Метод бухгалтерского учета - это совокупность специальных приемов, с помощью которых изучают его предмет. Бухгалтерский учет изучает свой предмет с помощью таких методов: • хронологического и систематического наблюдения.

• измерение хозяйственных средств и процессов. • регистрации и классификации данных с целью их систематизации. • обобщение информации с целью отчетности. Перечисленные методы позволяют формировать бухгалтерскую информацию для внешних и внутренних пользователей. Учетные данные формируются с помощью таких инструментов - элементов метода: • документирования. • инвентаризация. • оценка. • калькулирования. • счета. • двойная запись. • бухгалтерский баланс. • бухгалтерская отчетность. Метода наблюдения соответствуют приемы документирования и инвентаризации.

измерения осуществляют путем оценки и калькуляции, регистрация и классификация (текущее группировки) проводятся на счетах с помощью двойной записи. обобщения информации с целью отчетности происходит в бухгалтерском балансе и финансовой отчетности. Данные инструменты обеспечивают технологию учетного процесса - трансформации данных об отдельных хозяйственных операциях в разнообразной информации для управления. Документирование - способ первичного наблюдения и отражения хозяйственных операций в первичных бухгалтерских документах (счетах, накладных, чеках, ордерах и т.д.). Это начало и основа учетного процесса, без которого бухгалтерский учет невозможен. Каждая хозяйственная операция фиксируется с помощью документа, заполненного с соблюдением определенных требований, которые придают ему юридической силы. Инвентаризация - метод подтверждения достоверности данных бухгалтерского учета. Производится путем описания, подсчета, измерения, взвешивания и оценки всех остатков средств и средств в натуре, выявление фактического наличия и состояния остатков имущества предприятия и сопоставления их с данными бухгалтерского учета. Это метод контроля наличия и движения имущества, задолженности, работы материально ответственных лиц. Оценка - способ денежного измерения объектов бухгалтерского учета. С помощью оценки натуральные и трудовые измерители (характеристики) хозяйственных средств перечисляют в стоимостные. В бухгалтерском учете оценка объектов учета основывается преимущественно на показателе фактических затрат на их создание или приобретение (исторической себестоимости). Имущество и хозяйственные операции оценивают в национальной валюте Украины путем суммирования проведенных расходов. Калькулирование - это метод исчисления себестоимости изготовления продукции или выполненных работ, оказанных услуг. Суть метода заключается в том, обосновывающие, определяют и распределяют расходы, которые относятся к того или иного объекта калькулирования (изделия, процесса, заказ и т.д.). Учет кругооборота капитала базируется на трех калькуляциях: себестоимости приобретения (поставки, закупки), производственной себестоимости и полной себестоимости реализованной продукции. Бухгалтерские счета - способ текущего группировки в установленном порядке.

Счет - это локальная информационная система для группировки экономически однородных объектов учета. Счет отражает состояние и движение средств, их источников и хозяйственных процессов. Двойная запись - метод отражения хозяйственной операции на счетах. техника бухгалтерского учета. Двойная запись является продуктом кругооборота хозяйственных средств, отражает двойственность хозяйственных процессов. Суть его заключается в двойном отражении в бухгалтерском учете каждой хозяйственной операции: по дебету одного и кредиту другого счета одной и той же суммы. Двойная запись не только важный технический, но и контрольный прием. Бухгалтерский баланс - метод обобщения данных через счета и двойная запись. Баланс показывает состав имущества субъекта деятельности по видам (составом и использованием) и источниками образования на определенную дату в обобщенном стоимостном измерителе. Содержит данные для анализа финансового состояния его активов и ликвидности предприятия. Бухгалтерский баланс показывает остатки на счетах, которые характеризуют, с одной стороны, имущество субъекта хозяйствования, а с другой - его собственный и привлеченный капитал. Бухгалтерский баланс является одной из основных форм бухгалтерской отчетности. Бухгалтерская отчетность - метод итогового обобщения и получения итоговых показателей за отчетный период. Это упорядоченная система взаимосвязанных экономических показателей хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период. Отчетность составляется по определенным правилам и стандартам на основании данных счетов бухгалтерского учета с определенной системой их группировки. Методические приемы бухгалтерского учета взаимосвязаны, дополняют друг друга и в совокупности составляют одно целое - метод бухгалтерского учета.