Стоимостная оценка в бухгалтерском учете
Сущность и значение стоимостной оценки Особенностью бухгалтерского учета, которая отличает его от других видов учета, является отражение хозяйственных средств, их источников и хозяйственных процессов в денежном выражении, тоесть в стоимостном измерении. Иными словами, бухгалтерский учет отражает те средства, процессы и явления, которые подлежат стоимостном измерению. С этой целью используют такие элементы метода бухгалтерского учета как оценка и калькуляция. Усвоение этих элементов метода бухгалтерского учета является одним из важнейших этапов изучения методологии бухгалтерского учета и главной предпосылкой изучения ние текущего учета отдельных операций, а также такие темы, как "Бухгалтерская отчетность" и "Учетная политика". В экономической литературе калькуляцию часто считают частью оценки, способом оценки, связывают ее рамки только с определением себестоимости продукции. Поэтому необходимо четкое разграничение понятий "стоимостное измерение", "денежное выражение", "оценка", "калькуляция". Денежное выражение - это измерения хозяйственных средств, их источников и хозяйственных процессов в денежной единицы (гривнях и копейках). Аналогичное значение имеет и понятие стоимостное измерение. В связи с этим правильно характеризовать бухгалтерский учет как таковой, которому обязательно присуще стоимостное измерение, предусматривающий использование денежного измерителя. Измеряемость считается необходимой предпосылкой признания. Под измерением, или оценкой, следует понимать присвоение числовых значений объектам и событиям по определенным параметрам. Оценка включает три элемента: 1. объект или событие. 2. подлежащую количественной оценки свойство (качество, признак, характеристику). 3. шкалу измерения или совокупность единиц выражения свойства. Любой объект или событие имеют несколько свойств, которые можно измерить.
Выбор свойства определяется целью оценки. Цель оценки - формулировка основной задачи, который следует решить в результате оценки. Формулировка цели оценки предусматривает: а) полное и правильное наименование объекта оценки. б) вид активов, которые оцениваются. в) вид имущественных прав, которые оцениваются. г) дату оценки. Поэтому от правильности поставленной цели зависит выбор адекватной оценки и избежания ошибок при оценке активов и пассивов предприятия. Стоимостное измерение охватывает все объекты бухгалтерского учета: хозяйственные средства, их источники и хозяйственные процессы. Согласно ст. 4 Закона Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" единый денежный измеритель является важным принципом бухгалтерского учета и финансовой отчетности, который гласит: измерение и обобщение всех хозяйственных операций предприятия в его финансовой отчетности осуществляется в единой денежной единицы, а именно в денежной единице Украины - гривне. Оценка - это способ стоимостного измерения хозяйственных средств, источников их образования, а калькуляция - способ стоимостного измерения процессов приобретения материальных ценностей, производства продукции, их реализации, а также отдельных этапов процесса расширенного воспроизводства. Оценка хозяйственных средств (активов) и их источников (капитала и обязательств) является отправным моментом бухгалтерского учета и реальной основой его построения. В разных источниках этот элемент метода бухгалтерского учета определено по-разному. Одни, определяют оценку как способ выражения в денежном измерении хозяйственных операций, другие - как способ решения в денежной единицы затрат живого и овеществленного труда, вложенного в отдельные виды средств и процессов. Цена как денежное выражение стоимости является базовой категорией при оценке активов и хозяйственных операций. Любая цена складывается из следующих элементов: себестоимости реализации. накладных расходов (административные, сбытовые и тп ). прибыли. налогов. торговых наценок (скидок). Основой формирования цены производителя продукции является себестоимость производства продукции. Определение себестоимости является прерогативой управленческого учета. В основу оценки хозяйственных средств возложено оптовые, розничные, средневзвешенные, расчетные, учетные и другие цены. Наиболее распространенными являются оптовые и розничные цены. Оптовые цены - это цены, по которым предприятие реализует продукцию другим предприятиям, сбытовым или торговым фирмам. Оптовая цена предприятия включает: себестоимость реализации, накладные расходы, прибыль и налоги. Розничные цены - это цены, по которым товары реализуются потребителям. Они включают оптовую цену предприятия и торговую наценку (скидку) с целью покрытия издержек обращения. Концептуальная основа составления и представления финансовых отчетов международных стандартов бухгалтерского учета содержит такую формулировку оценки: это процесс определения денежных сумм, по которым должны признавать и отражать элементы финансовых отчетов в балансе и отчете о прибылях и убытках. Поэтому бухгалтерский учет должен обеспечить реальную, фактическую картину наличия хозяйственных средств и состояния хозяйственных процессов. Теория бухгалтерского учета ставит к оценке основные требования, обеспечивающие правильность отображения объектов учета и достоверность оценки. К этим требованиям относятся: реальность (адекватность), единство и целеустремленность оценки. Реальность (адекватность) оценки обеспечивает объективную соответствие денежного выражения объектов учета их фактической величине, отражение в денежном измерителе истинной величины хозяйственных средств и операций. Адекватность оценки требует точного исчисления фактической себестоимости всех объектов учета путем проведения инвентаризации и переоценки. Единство оценки обеспечивает единообразие и неизменность оценки течение длительного времени и на всех субъектах хозяйствования (предприятиях, организациях, учреждениях). Единства оценки достигают установлением обязательных положений (стандартов), инструкций, правил учета и калькулирования. Система стоимостных оценок, применяемая в бухгалтерском учете, имеет универсальный характер. Оценка в бухгалтерском учете необходима в процессе хозяйственной деятельности: при поступлении и выбытии активов. при возникновении прав и обязательств, при осуществлении таких операций, как купля-продажа, аренда имущества, залог, страхования, инвестирования, переоценка активов, при создании, об `единении, ликвидации предприятия, при исполнении права наследования, выполнении судебного решения и тп Этим обстоятельством объясняется существование разнообразных денежных оценок: экономических, юридических, экспертных, статистических, страховых (актуарных). Экономические оценки используют, определяя ценность имущества при реализации или приобретении. имеют, как правило, калькуляционные характер. Юридические оценки могут быть ограничены двумя группами оценок, вытекающих из заключенных соглашений (договоров), обусловленных необходимостью возмещения причиненного вреда. Статистические оценки характеризуют совокупность объектов с некоторыми средними величинами. используются в макроэкономическом учете и анализе. Экспертные оценки проводятся, как правило, специалисты. это самостоятельный вид оценки в бухгалтерском учете, не лишенный, как известно, субъективизма. Страховые (актуарные) оценки рассчитывают индивидуально для каждого страхового объекта. окончательно устанавливаются после проверки страховой организацией данных, предоставленных ему страхователем. В связи с тем, что фактическую оценку хозяйственных средств и их источников не всегда возможно, а иногда и экономически нецелесообразно получить, вместо определения фактической стоимости применяют определенные учетные предположения относительно стоимостного измерения того или иного объекта учета - применяют различные базы (способы ) оценки. Международные стандарты бухгалтерского учета предусматривают возможность нескольких разных основ оценки одновременно с разной степенью и в разных комбинациях. Выделяют такие базы оценки: • историческая себестоимость. Активы отражаются по сумме уплаченных денежных средств и их эквивалентов или по справедливой стоимости компенсации, выданной, чтобы приобрести их, на момент приобретения. Обязательства отражаются по сумме поступлений, полученных в обмен на обязательства или по сумме денежных средств, которые, как ожидается, будут оплачены с целью погашения обязательства в ходе обычной деятельности предприятия. • текущая себестоимость. Активы отражаются по сумме денежных средств или их эквивалентов, которая была бы уплачена в случае приобретения такого же или эквивалентного актива на текущий момент. Обязательства отражаются по недисконтованою суммой денежных средств или их эквивалентов, которая была бы необходима для погашения обязательства на этот момент. • стоимость реализации (погашения). Активы отражаются в учете по сумме денежных средств или их эквивалентов, которую можно было бы получить на текущий момент путем продажи актива в ходе обычной реализации.
Обязательства отражаются по стоимости их погашения, то есть за недисконтованою суммой денежных средств, которую, как ожидается, будет оплачен для погашения обязательств в ходе обычной деятельности предприятия. • нынешняя стоимость. Активы отражаются по настоящей дисконтированной стоимости будущих чистых поступлений денежных средств, которые, как ожидается, должен генерировать объект учета в ходе обычной деятельности предприятия. Обязательства отражаются по настоящей дисконтированной стоимости будущих чистых отливов денежных средств, которые, как ожидаются будут необходимы для погашения обязательств в ходе обычной деятельности предприятия. На основании принципа исторической (фактической) себестоимости, основой оценки зачастую принимается историческая себестоимость - оценка на основе затрат на производство или приобретение активов. Историческая себестоимость, как правило, комбинируется с другими основами оценки. Так, стандарты учета требуют отражать запасы по более низкой из двух оценок - себестоимости (исторической) или чистой стоимости реализации. Такое сочетание способов оценки вытекает из принципа осмотрительности. Рыночные ценные бумаги, а также другие активы, по которым существует активный рынок, можно отражать по рыночной стоимости. Выбор основы оценки предприятием зависит от требований стандартов учета, экономической целесообразности, а также действующего законодательства. Оценка различных объектов учета, активов, обязательств, капитала, хозяйственных процессов - определяется в соответствующих стандартах учета. Для каждого вида активов, как правило, определяются несколько ситуаций, в которых осуществляется оценка активов: оценка при приобретении (получении), оценка при выбытии, оценка на дату баланса (на конец отчетного периода). Оценка приобретение осуществляется по первоначальной стоимости, которая, как правило, является исторической (фактической) себестоимости актива, по которой он зачисляется на баланс предприятия. Также при оценке активов может использоваться такой способ оценки, как оценка по справедливой стоимости - сумма, по которой можно осуществить обмен актива или оплату обязательства в результате операции между осведомленными, заинтересованными и независимыми сторонами. Оценка по справедливой стоимости должен применяться в таких операциях, как безвозмездное получение активов, внесение активов в уставный капитал (при этом стоимость соглашается с учредителями), обмен активами и т.д.
Оценка объектов учета Основные средства. Для нужд бухгалтерского учета осуществляют оценку каждого объекта основных средств - законченного устройства со всеми приспособлениями и принадлежностями к нему или отдельного конструктивно обособленного предмета, который предназначен для выполнения самостоятельных функций. Приобретенные (созданные) основные средства зачисляют на баланс предприятия по первоначальной стоимости. Первоначальная стоимость - историческая себестоимость основных средств в сумме денежных средств или справедливой стоимости активов, уплаченных (переданных) на дату приобретения (создание) основных средств. Первоначальная стоимость включает фактические расходы на приобретение (создание) основных средств и приведения их до пригодного для использования состояния. Такими расходами могут быть: • суммы, уплаченные в соответствии с договором продавцу (подрядчику). • суммы, уплаченные за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением (созданием) основных средств. • регистрационные сборы, государственная пошлина и аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (созданием) основных средств. • уплаченные пошлины, налоги и другие обязательные платежи, связанные с приобретением основных средств, которые не возмещаются предприятию. • вознаграждения, уплаченные посредническим организациям. • расходы по страхованию рисков, связанных с доставкой. • расходы на установку, монтаж, настройку. • административные и другие расходы, непосредственно связанные с приобретением и приведением основных средств до рабочего состояния. Следует отметить, что расходы на проценты за кредит не включаются в первоначальную стоимость объекта основных средств, которое было приобретено полностью или частично за счет такого кредита.
Затраты на приобретение (создание) основных средств капитализируются и в дальнейшем подлежат систематическому распределения между отчетными периодами - амортизации. Следующая оценка объекта основных средств - балансовая, которая определяется как разница между первоначальной или переоцененной стоимости и суммой начисленной амортизации. Амортизация может начисляться четырьмя методами: прямолинейным, уменьшаемого остатка, кумулятивным, производственным. В процессе использования основных средств их первоначальная стоимость может изменяться. Первоначальная стоимость основных средств увеличивается на сумму расходов, связанных с улучшением объекта, которое приводит к увеличению будущих экономических выгод, первоначально ожидаемых от его использования. Кроме того, предприятие может осуществлять переоценку объекта основных средств по справедливой стоимости по состоянию на 31 декабря отчетного года. Нематериальные активы. Первоначальной оценке нематериальных активов является себестоимость их приобретения или создания. Себестоимость нематериального актива определяется суммой денежных средств или их эквивалентов или справедливой стоимости другой компенсации, предоставленной предприятием для его приобретения или создания. Себестоимость отдельно приобретенного нематериального актива включает его цену, пошлина, все налоги, не подлежащих возмещению, другие расходы, непосредственно связанные с приобретением актива. Если нематериальный актив поступил в результате обмена на другой актив, то его себестоимость определяют по справедливой стоимости полученного актива, которая равна справедливой стоимости переданного актива с учетом любых денежных доплат, совершенных во время обменной операции. Себестоимость нематериального актива, созданного предприятием, включает все расходы, прямо связанные с его созданием и приведением в состояние, пригодное для использования по назначению. Следующая оценка балансовой стоимости нематериального актива может отличаться от его себестоимости, если было совершено дополнительные расходы, в результате которых ожидается увеличение притока на предприятие экономических выгод от использования актива. Затраты на создание или приобретение нематериального актива капитализируются и в дальнейшем подлежат распределению во времени в течение срока его полезного использования. Амортизация нематериального актива осуществляется на систематической основе в течение срока полезного использования, который не должен превышать 20 лет. Амортизация нематериального актива может начисляться прямолинейным или иным методом, если он лучше отражает форму, в которой выгода от использования актива поступает на предприятие. Капитальные инвестиции. Примером капитальных инвестиций может быть строительство, которое осуществляется не строительной организацией, или процесс приобретения основных средств, который занимает значительное время.
Оценивают такие инвестиции по сумме фактических затрат, связанных с ними. Финансовые инвестиции. Финансовые инвестиции - активы, которые удерживают с целью увеличения прибыли, роста стоимости капитала или других выгод для инвестора (акции, облигации, доли в уставных капиталах других предприятий и другие долговые и капитальные ценные бумаги). Первоначальное признание финансовых инвестиций осуществляется по их исторической себестоимости, которая включает: цену приобретения. комиссионные вознаграждения. гонорары. пошлина. налоги, которые не возмещаются предприятию. банковские сборы, другие расходы, непосредственно связанные с приобретением инвестиций. Методические подходы к дальнейшей оценки балансовой стоимости финансовых инвестиций, которые дают право собственности и инвестиций в долговые ценные бумаги отличаются. Методы оценки долгосрочных финансовых инвестиций, которые дают право собственности (далее - капитальные), зависят от влияния инвестора на предприятие, акции которого он приобрел. Долгосрочные инвестиции в капитальные ценные бумаги предприятия, на которое инвестор не имеет существенного влияния, оценивают по более низкой из двух оценок - себестоимости или рыночной стоимости, определенной на основе инвестиционного портфеля. Нерыночные ценные бумаги оцениваются по их себестоимостью в течение периода их содержание. Если инвестор имеет существенное влияние на объект инвестирования (ассоциированное предприятие), то учет долгосрочных финансовых инвестиций осуществляется либо по себестоимости, либо по методу участия в капитале. Согласно методу участия в капитале балансовая стоимость инвестиции, которую изначально оценивают по себестоимости, увеличивается (уменьшается) соответственно доли инвестора в собственном капитале объекта инвестирования. Балансовая стоимость инвестиции уменьшается на сумму полученных дивидендов. Инвестиции в предприятия, над которыми инвестор осуществляет контроль учитываются или по себестоимости или по методу участия в капитале. Инвестиции в долговые ценные бумаги оценивают в учете по себестоимости их приобретения.
Если инвестиции (в облигации) имеют долгосрочный характер, то разница между стоимостью их приобретения и погашения должен амортизироваться с момента приобретения до окончания срока их действия. Балансовая стоимость таких долгосрочных финансовых инвестиций равна дисконтированной стоимости их погашения в будущем. Финансовую инвестицию оценивают по методу себестоимости, если инвестиция приобретена и удерживается только для продажи. Производственные запасы. Для целей учета к запасам относятся: сырье и материалы, комплектующие и другие ценности, предназначенные для производства продукции, выполнения работ и предоставления услуг. незавершенное производство, готовую продукцию. товары. малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, которые используют в течение не более одного года или нормального операционного цикла, если он больше за год. Приобретенные или произведенные запасы оцениваются по первоначальной стоимости. При приобретении в себестоимость запасов включаются такие фактические расходы: суммы, уплаченные поставщику, плата за посреднические консультационные услуги. ввозная пошлина. сумма косвенных налогов, не возвращается предприятию. затраты на заготовку, загрузки и разгрузки, страхование, другие расходы, связанные с приобретением и доведением их до состояния пригодного для использования. Первоначальной стоимостью изготовленных запасов (а также незавершенного производства) является их производственная себестоимость. В соответствии с национальным стандарта № 16 "Расходы", производственная себестоимость включает: прямые материальные расходы. прямые расходы на оплату труда, другие прямые расходы.
общепроизводственные расходы. В других случаях для оценки запасов используется в том или ином варианте справедливая стоимость. На предприятиях розничной торговли для оценки товаров используют цену реализации. Запасы отражаются в учете по наименьшей из двух оценок: первоначальной стоимости или чистой стоимости реализации. Чистая стоимость реализации - ожидаемая цена реализации запасов в условиях обычной деятельности за вычетом ожидаемых затрат на завершение их производства и реализацию. Запасы отражаются по чистой стоимости реализации, если они испорчены, устарели или иным образом потеряли первоначально ожидаемую экономическую выгоду. Дебиторская задолженность. Оценка дебиторской задолженности зависит от вида этой задолженности. Задолженность за товары, работы, услуги признается как актив одновременно с признанием дохода от реализации и оценивается по первоначальной стоимости, равной справедливой (контрактной) стоимости. Текущая оценка дебиторской задолженности осуществляется по чистой реализационной стоимости, которая определяется как разница между первоначальной стоимостью и резервом сомнительных долгов. Резерв определяется на основе платежеспособности отдельных дебиторов или на основе классификации дебиторской задолженности. Денежные средства и их эквиваленты. Денежные средства и их эквиваленты в национальной валюте оцениваются по номиналу (наличные, гривна на счетах), денежные средства и денежные документы в иностранной валюте пересчитываются в гривне на дату получения или на дату составления отчетности по курсу НБУ. Обязательства. Для оценки обязательств могут быть использованы все указанные выше основания оценки: историческая себестоимость обязательства. текущая себестоимость обязательства. стоимость погашения обязательства. настоящая стоимость обязательства. Выбор способа оценки зависит от характера обязательства, его срочности, способа погашения.
Калькулирование в системе бухгалтерского учета Суть калькулирования как элемента метода бухгалтерского учета заключается в исчислении в денежном выражении расходы предприятия на приобретение, производство отдельного вида материальных ценностей, изделий (выполнения работ, оказания услуг) и расходов на реализацию (сбыт). Итак, калькулирования представляет собой процесс оценки результатов хозяйственных процессов: снабжения, производства, реализации. Более подробно рассмотрим этот процесс на примере калькуляции себестоимости производства продукции. Объектами калькуляции себестоимости производства продукции являются издержки производства, которые реально возникают и которые сгруппированы по соответствующим признакам для формирования показателей себестоимости. Признаки группировки расходов отражают различные объективные характеристики производственного процесса: формирования затрат и себестоимости. В узком смысле объект учета затрат на производство - это признак их группировки, которая определяет кодировку данных для получения информации в интересах контроля и управления. Первичными элементными объектами учета затрат на производство являются затраты труда и материальных ресурсов при выполнении различных производственных операций, расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, приборов, зданий, на управление производством. Сведения об этих первоначальные затраты с помощью элементов метода бухгалтерского учета и учетных процедур группируются и обобщаются по разным признакам, формируя необходимые для управления учетные показатели. Эти первичные учетные объекты принадлежат к определенным элементов производства - экономических элементов затрат. Распределение затрат по экономическому признаку и элементами производства обусловлен тем, что процесс производства независимо от его общественной организации состоит из целенаправленной деятельности - труда человека, предмета, на который направлен труд человека, средств труда, которыми человек действует. Поэтому обычно экономический элемент - это экономически однородная первичная расход, которую нельзя разложить на составляющие. Выделяют такие экономические элементы затрат: • материальные затраты (затраты операционной деятельности сырья и материалов, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, топлива и энергии, тары и тарных материалов, строительных материалов, запасных частей и тп ). • расходы на оплату труда (расходы на выплату основной и дополнительной заработной платы в соответствии с системой оплаты труда, принятой на предприятии, оплата отпусков, компенсационные и другие выплаты). • отчисления на социальные мероприятия (отчисления на пенсионное обеспечение, социальное страхование, на случай безработицы, индивидуальное страхование).
• амортизация (сумма начисленной амортизации основных средств, других необоротных материальных активов и нематериальных активов). • прочие операционные расходы (стоимость работ и услуг сторонних организаций, сумма налогов и сборов, расходы от курсовых разниц, обесценение запасов, списания и уценка активов, сумма финансовых санкций и тп ). Учет затрат по элементам осуществляют все без исключения предприятия, организации. Для этого в Плане счетов бухгалтерского учета предусмотрен отдельный класс счетов 8 "Расходы по элементам". Счета этого класса предназначены для обобщения информации о расходах предприятия на протяжении отчетного периода и используются главным образом статистическими органами для расчета макроэкономических показателей по системе национальных счетов (СНС), в частности валового внутреннего продукта (ВВП). Расчет макроэкономических показателей за СНС основывается на системе балансов национальной экономики, основной составляющей которой является таблицы "затраты - выпуск" (межотраслевой баланс). Они демонстрируют, как продукт, произведенный в отраслях экономики, используется для промежуточного и конечного потребления, накопления и экспорта, отражают структуру расходов товаров и услуг, основные компоненты ВВП по видам экономической деятельности. Группировка затрат по экономическим элементам характеризует их отношение к созданию продукта, но не отражает цели и назначение производственных затрат, их целесообразность, не полностью выявляет их роль в технологическом процессе производства. Существует необходимость перегруппировать производственные расходы, выделить среди них основные - непосредственно направлены на производство продукта, затраты на обслуживание, управление, сбыт и реализацию. Поэтому используется другой объект учета расходов - по статьям себестоимости: группирование расходов по их назначению и ролью в процессе производства. Группировка по статьям себестоимости - объект аналитического учета. Детализация группировки расходов по статьям себестоимости зависит от специфики производственного процесса и потребностей управления. Согласно регламентов национального положения (стандарта) 16 "Расходы" предприятие самостоятельно выбирает перечень калькуляционных статей. Для правильного понимания назначения расходов, их экономической роли в производстве, теория учета и калькулирования исследует характеристику различных расходов за несколькими другими классификациями. Затраты классифицируют по следующим признакам. 1.По экономическому содержанию: затраты средств труда, предметов труда, живого труда. 2.Относительно фаз кругооборота производственных фондов (средств): снабженческо-заготовительные расходы, производственные, затраты на сбыт. 3.Что касается технологического процесса: основные - расходы непосредственно связаны с изготовлением продукта, которые возникают в однократном процессе производства. накладные - расходы на обслуживание и управление. 4.По способу отнесения на себестоимость: прямые - включаются в себестоимость непосредственно, косвенные - включаются в себестоимость путем распределения по определенным критериям. 5.Относительно объема производства: постоянные расходы не зависят на определенном промежутке времени от объема производства, переменные затраты изменяются (пропорционально, прогрессивно, регрессивно) при изменении объема производства. 6.По составу: одноэлементные (простые), комплексные - содержат несколько экономических элементов затрат. 7.По роли в процессе производства (по сфере возникновения): производственные, непроизводственные. 8.По целесообразностью: продуктивны, непродуктивны. 9.По календарным периодам: текущие, будущих периодов, прошедших периодов. 10.По периодичности возникновения: повседневные, одноразовые. 11.Относительно готового продукта: затраты в незавершенное производство, расходы на готовый продукт. 12.По охвату планированием: планируемые, незапланированные. 13.По охвату нормированием: нормированный, ненормированные. 14.По возможности контроля в данном подразделении и на данном уровне управления: контролируемые, неконтролируемые. Расходы лучше контролировать при продуктивном (производственном) использовании ресурсов, то есть там где происходят производственный процесс или его обслуживание. В связи с этим, на основе аналитической детализации и группировки затрат имеют место такие объекты учета затрат на производство как места возникновения затрат, центры затрат и центры ответственности. Место возникновения затрат - структурные подразделения предприятия, по которым организуются планирование, нормирование и учет издержек производства для контроля и управления расходованием ресурсов. В промышленности - это цех, участок, бригада. Центр расходов - первичные производственные и обслуживающие единицы, отличающиеся однородностью функций и производственных операций, уровнем технического оснащения и организацией труда, направлением расходов. Центры ответственности - группировка затрат по подразделениям и ответственными лицами, обеспечивающими контроль расходов, несут коллективную и индивидуальную ответственность и заинтересованы в снижении себестоимости. Группировка затрат по местам возникновения затрат, центрами затрат и центрами ответственности способствует усилению контроля за осуществленными расходами, а также упрощению расчетных процедур по распределению накладных расходов. Калькулирование - совокупность приемов аналитического учета затрат на производство и расчетных процедур определения себестоимости продукта.
Калькулирование направлено на выявление себестоимости результата производства. Объектами калькулирования выступают продукты труда - виды продуктов, полуфабрикатов, частичных продуктов (детали, узлы) разной степени готовности, работ, услуг, по которым необходима информация об их себестоимость. Калькулирование как процесс включает следующие этапы: группирование расходов. разграничения расходов между объектами калькулирования. определения себестоимости продукции, работ, услуг. отображения себестоимости изделий в калькуляции. контроль плана по себестоимости относительно норматива. анализ себестоимости и определение результата. Итак, калькулирования - это группировки, разграничение и распределение затрат между объектами калькуляции, исчисления их фактической себестоимости с целью контроля за результатами труда, принятия управленческих решений по повышению эффективности производства. Калькулирование как более широкое понятие включает следующие части: Калькуляционный учет и калькуляцию. Калькуляция - это способ расчета, определенная совокупность расчетных процедур себестоимости продукта. Одновременно калькуляция является и результатом калькулирования - определенным и структурированным перечнем расходов, которые касаются продукта. От структуры калькуляции зависят порядок калькуляционного учета, система расчетов и характеристика информации, получаемой в ее результате. Выделяют несколько классификаций видов калькуляций по различным признакам.
Различные виды калькуляций составляются и используются в зависимости от системы, что принятая на предприятии, наличие сведений и потребностей руководства. Второй составляющей процесса калькулирования является Калькуляционный учет - система аналитического учета затрат на производство в интересах достоверного и точного калькулирования. Основная задача системы калькуляционного учета - полная локализация прямых затрат по объектам калькулирования и учет косвенных расходов, который обеспечивает наиболее достоверный их распределение. Сочетание системы калькуляционного учета и калькуляции осуществляется при применении того или иного метода калькуляции - совокупности способов аналитического учета затрат на производство и приемов исчисления себестоимости калькуляционных объектов. Методы калькуляции отличаются методике калькуляционного учета (заказами, переделами, продуктами) и способами калькуляции. Есть много классификаций методов калькулирования. В отечественной литературе и практике чаще всего встречаются простой, Позаказный, Попередельный, нормативный методы, однако стройной классификации нет из-за трудности выделения классификационного признака, которая бы удовлетворяла все существующие методы. Простой метод используется в однопродуктових производствах (производство пара, электроэнергии, добычи нефти, угля). На этих производствах все затраты относят на этот продукт. Чаще всего это происходит в одном цехе. Себестоимость единицы продукции калькулюеться путем распределения всех затрат на количество произведенной продукции. В последовательных производствах (когда один технологический процесс следующего за другим) технологический процесс делят на отдельные части - переделы (процессы), и по каждому из них отдельно учитывают расходы. Переделы чаще совпадают с цехами. В таких последовательных производствах используют Попередельный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции. При этом затраты учитываются по каждому переделом (цехом), передают из передела на передел, и на последнем калькулируют себестоимость готовой продукции. В сложных параллельных производствах, когда в ряде основных цехов параллельно изготавливают отдельные части, узлы, а затем собирают в сборочного цеха, используется Позаказный метод. При этом методе все затраты собираются (группируются) по заказам, для выполнения которых они осуществлены. Себестоимость единицы изделия определяется путем деления всех затрат по заказу на количество изделий, выпущенных в рамках заказа. Расходы могут учитываться фактически или по нормативным методом. Последний заключается в том, что расходы учитываются по нормам, а фактическая себестоимость определяется как алгебраическая сумма расходов по нормам, отклонений от норм, а также изменений норм. Кроме того, приемлемым, на наш взгляд, является концепция двух методов калькулирования, один из которых Позаказный, а другой называют по-разному: массовый, периодический, попроцесний, пооперационный, Попередельный. Такая концепция рассматривается и применяется как в отечественном учета, так и в зарубежных странах. В этой концепции в определении метода калькуляции варьируют два признака: время (период) и процесс. В первом методе расчет себестоимости индивидуализированно для определенного продукта или их совокупности, объединенных одним заказом (процессом). Во втором методе рассчитывается усредненная себестоимость продукции, полученная из производства за данный период времени. Последний метод наиболее приемлем для калькулирования непрерывного производства массовой продукции, где необходимо периодически определять себестоимость. Второй составляющей метода калькуляции способ калькулирования - конкретный перечень и порядок расчетов для получения окончательных сведений и составления непосредственно калькуляции как результата процесса калькулирования. Выделяют следующие способы калькулирования: прямого расчета, суммирования расходов, исключение расходов, распределения затрат, нормативный способ..
- Предмет и метод бухгалтерского учета
- Балансовые обобщения
- Информационная база бухгалтерского учета
- Бухгалтерский счета и двойная запись
- Классификация и план счетов бухгалтерского учета
- Стоимостная оценка в бухгалтерском учете
- Принципы учета хозяйственных процессов
- Техника и формы бухгалтерского учета
- Бухгалтерская (финансовая) отчетность