Бухгалтерская (финансовая) отчетность
Понятие и принципы построения отчетности Бухгалтерский учет, как известно, - это процесс выявления, измерения, регистрации, накопления, обобщения, хранения и передачи информации о деятельности предприятия пользователям для принятия решений. Итоговое обобщение информации и получения итоговых показателей, характеризующих деятельность предприятия, осуществляется путем составления отчетности за отчетный период. Отчетным периодом для составления финансовой отчетности является календарный год, тоесть период с 1 января по 31 декабря. Промежуточная отчетность составляется ежеквартально нарастающим итогом с начала отчетного года. Баланс предприятия составляется по состоянию на конец последнего дня квартала или года. Первый отчетный период вновь-го предприятия может быть меньше 12 месяцев, но не может превышать 15 месяцев. То есть первым отчетным годом является период до 31 декабря с даты приобретения прав юридического лица, а для тех, вступившие этого права после 1 октября - по 31 декабря следующего года. Отчетным периодом ликвидируемого предприятия является период с начала отчетного года до момента ликвидации предприятия. Экономические решения, которые принимают пользователи финансовых отчетов, требуют оценки способности предприятия генерировать денежные средства и их эквиваленты, а также времени и уверенности в их генерации. Собственно этим и определяется, например, способность предприятия осуществлять выплату заработной платы или рассчитываться с поставщиками, своевременно возвращать ссуды, платить дивиденды. Пользователи могут лучше оценивать способность предприятия генерировать денежные средства или их эквиваленты, если располагают обобщенную и систематизированную информацию в виде финансовой отчетности, направленную на финансовом состоянии и результатах деятельности предприятия. Итак, целью составления финансовой отчетности является предоставление пользователям для принятия решений полной, правдивой и непредупредительного информации о финансовом состоянии, результатах деятельности и движении средств предприятия. Для достижения поставленных целей и выполнения задач по удовлетворению информационных потребностей пользователей отчетность должна отвечать определенным требованиям. Согласно действующего хозяйственного законодательства и учредительных документов предприятия обязаны представлять квартальную и годовую финансовую отчетность органам, к сфере управления которых они принадлежат, собственникам, органам государственной исполнительной власти и другим пользователям (налоговым, финансовым, статистическим органам, фондам, банкам и т.д.). Государственное регламентирование отчетности вызвано необходимостью обобщения показателей отчетности предприятий, различных видов экономической деятельности с целью расчета макроэкономических показателей Госкомстата Украины. Учитывая это государственные органы устанавливают единые правила и формы составления и показатели отчетности. За нарушение этих правил и требований на руководителей и других должностных лиц предприятия могут быть наложены административные взыскания. Финансовая отчетность составляется на основе данных бухгалтерского учета, за достоверность которого несут ответственность руководитель и главный бухгалтер предприятия.
Это обстоятельство предопределяет заверение данных финансовой отчетности подписями руководителя и главного бухгалтера. В соответствии с действующим законодательством и учредительными документами они несут ответственность за организацию и осуществление бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности. Информация, приведенная в финансовых отчетах, становится необходимым для пользователей благодаря присущим ей качественным характеристикам, основными из которых являются: понятность, уместность, достоверность, поривнюванисть отчетности. Существенной качественной характеристикой информации, представляемой в финансовых отчетах, является ее понятность для пользователей. С этой целью предполагается, что пользователи имеют соответствующие знания из бизнеса, экономической деятельности и бухгалтерского учета и стремятся изучать информацию с достаточной тщательностью. Однако информация о сложных понятия, которые должны быть включены в финансовых отчетов в связи с их значимости для принятия экономических решений пользователями, не должна изыматься только на том основании, что определенным пользователям будет трудно ее понять. Для того чтобы финансовая отчетность была понятна пользователям, она должна содержать данные о: • предприятие (полное название, организационно-правовую форму, местонахождение, наименование органа управления, которому подчиняется предприятие, название материнской (холдинговой) компании и т.д.). • дату отчетности и отчетный период. Если период, за который составлен финансовый отчет, отличается от отчетного периода, предусмотренного Положением (стандартом), то причины и последствия этого должны быть раскрыты в примечаниях к финансовой отчетности. • валюту отчетности и единицу ее измерения. Если валюта отчетности отличается от валюты, в которой ведется бухгалтерский учет, то предприятие должно раскрыть причины этого и методы, использованные для перевода финансовых отчетов из одной валюты в другую. • соответствующую информацию относительно отчетного и предыдущего периода. Такая информация необходима для сравнения показателей в динамике, расчета и анализа сдвигов в структуре, построении динамических рядов для нужд экономического анализа.
• учетную политику предприятия и ее изменения. Предприятие должно освещать избранную учетную политику путем описания принципов оценки статей отчетности, методов учета относительно отдельных статей отчетности. • другую информацию, раскрытие которой предусмотрено соответствующими положениями (стандартами). Чтобы быть полезной, информация должна быть уместной, отвечать потребностям пользователей при принятии решений. Информация является уместной, если влияет на экономические решения пользователей, помогая оценке ими прошлых, нынешних или будущих событий, или помогает им подтвердить или исправить их прошлые оценки. Передбачувальна и Подтверждающая роли информации связаны между собой. Например, информация относительно текущего уровня и структуры удерживаемых активов имеет ценность для пользователей, когда они пытаются спрогнозировать способность предприятия выгодно пользоваться возможностями и способность реагировать на неблагоприятные ситуации. Та же информация подтверждает прошлые прогнозы, например, относительно структуры предприятия или результата запланированных операций. Информация относительно финансового состояния и результатов деятельности часто используется как основа для прогнозирования будущего финансового состояния, результатов деятельности и других вопросов, которыми непосредственно заинтересованные пользователи (выплатой дивидендов и заработной платы, движением цен на ценные бумаги и способностью предприятия выполнить свои обязательства вовремя. Чтобы иметь прогнозную ценность, информация не должна набирать формы четкого прогноза. Однако возможность делать прогнозы, исходя из финансовых отчетов, усиливается благодаря способа изложения информации о прошлых операций и событий. Например, предполагаемая ценность отчета о финансовых результатах повышается, если отдельно раскрываются чрезвычайные статьи дохода или расходов. На уместность информации влияют ее характер и существенность. В некоторых случаях достаточно самого характера информации для определения ее уместности.
Например, отчетность нового подразделения может повлиять на оценку рисков и возможностей, присущих предприятию, независимо от существенности результатов, достигнутых новым подразделением за отчетный период. Информация является существенной, если ее пропуск или неправильное отражение может повлиять на экономические решения пользователей, принятые на основе финансовых отчетов. Существенность зависит от объема статьи и ошибки, допущенной при определенных обстоятельствах в связи с пропуском или неправильным отображением. Таким образом, существенность скорее выступает определенным порогом или точкой отсечения, а не основной качественной характеристикой, которая должна быть присущей информации, чтобы она стала полезной. Информация является достоверной, когда свободна от существенных ошибок и предвзятости, и пользователи могут положиться на нее по мере она отражает или, как ожидается, будет отражать действительное положение дел. Информация может быть уместной, но настолько недостоверной по своему характеру или в результате представления, что ее признание может статипотенцийно ошибочным. Например, если продолжается судебное дело о правомерности и суммы претензий за убытки, для предприятия может быть нецелесообразным признавать полную сумму претензий в балансе, хотя будет целесообразно раскрыть эту сумму и обстоятельства выдвижения претензии. Чтобы быть достоверной, информация должна правдиво отражать операции и другие события, которые она раскрывает или, как ожидается, сможет раскрыть. Таким образом, баланс, например, имеет правдиво отражать все операции и другие события, результатом которых является изменение активов, обязательств или капитала предприятия на дату отчетности, соответствующих критериям признания. Информация будет более полезной для пользователей при наличии равновесия между значимости и достоверностью. Есть два ограничения уместности и достоверности информации. Своевременность. В случае чрезмерной задержки с предоставлением отчетной информации она может потерять свою уместность. Руководству необходимо найти оптимальное соотношение между относительными преимуществами своевременного предоставления отчетности и обеспечением достоверности информации. Со своевременным предоставлением информации может возникать необходимость составлять отчет раньше, чем станут известны все аспекты операции или другого события, которое может поставить под угрозу достоверность информации. И наоборот, если задержать отчетность до момента, когда станут известны все аспекты, информация может быть абсолютно достоверной, но малополезная для пользователей, которые должны были принять решение раньше. Для достижения оптимального соотношения между значимости и достоверностью прежде всего следует руководствоваться необходимостью удовлетворять потребности пользователей, принимающих экономические решения. Соотношение выгод и затрат.
Выгоды, полученные от информации, должны превышать затраты на ее предоставление. Но оценка выгод и затрат в значительной мере делается на основе соображений. Более того, расходы необязательно несут те, кто получает выгоды. Удобства могут получать не только пользователи, для которых готовится информация, например, предоставление дальнейшей информации кредиторам может снизить затраты предприятия на заем. Сопоставимость. Финансовая отчетность должна предоставлять возможность пользователям сравнивать: 1.финансовые отчеты предприятий за различные периоды. 2.финансовые отчеты разных предприятий. Важной предпосылкой обеспечения качественной характеристики сопоставимости является предоставление пользователям информации по учетной полияких изменений в этой политике и влияния таких изменений. Пользователи должны быть способны определять отличительные черты различных учетных политик относительно похожих операций и других событий, которые используются одним и тем же предприятием в различные промежутки времени и различными предприятиями. Поскольку пользователи желают со временем сравнивать финансовое состояние, результаты деятельности и изменения в финансовом состоянии предприятия, важно, чтобы финансовые отчеты отражали соответствующую информацию за предыдущие периоды. Финансовая отчетность предприятия формируется с соблюдением следующих принципов: • автономности предприятия, по которому каждое предприятие рассматривается как юридическое лицо, обособленное от владельцев. Поэтому личное имущество и обязательства собственников не должны отражаться в финансовой отчетности предприятия. • непрерывности деятельности, предусматривающей оценку активов и обязательств предприятия, исходя из предположения, что его деятельность будет продолжаться далее. • периодичности, предполагающей распределение деятельности предприятия на определенные периоды времени с целью составления финансовой отчетности.
• исторической (фактической) себестоимости, которая определяет приоритет оценки активов, исходя из затрат на их производство и приобретение. • начисления и соответствия доходов и расходов, по которому для определения финансового результата отчетного периода следует сопоставить доходы отчетного периода с расходами, которые были осуществлены для получения этих доходов. При этом доходы и расходы отражаются в учете и отчетности в момент их возникновения независимо от времени поступления и уплаты денег. • полного освещения, согласно которому финансовая отчетность должна содержать всю информацию о фактических и потенциальных последствиях операций и событий, которое может повлиять на решения, принимаемые на ее основе. • последовательности, который предусматривает постоянное (из года в год) применение предприятием избранной учетной политики. Изменение учетной политики должно быть обосновано и раскрыто в финансовой отчетности. • осмотрительности, согласно которому методы оценки, применяемые в бухгалтерском учете, должны предотвращать занижение оценки обязательств и расходов и завышение оценки активов и доходов предприятия. • превалирование содержания над формой, по которому операции должны учитываться в соответствии с их сущностью, а не только исходя из юридической формы. • единого денежного измерителя, предусматривающего измерение и обобщение всех операций предприятия в его финансовой отчетности в единой денежной единицы. Финансовые отчеты отражают финансовые результаты операций и других событий, объединяя их в основные классы согласно экономическим характеристикам. Эти основные классы называются элементы финансовых отчетов.
Элементы, непосредственно связанные с определением финансового состояния предприятия: • активы - ресурсы, контролируемые предприятием в результате прошлых событий, использование которых, как ожидается, приведет к получению экономических выгод в будущем (экономическая выгода является потенциальной возможностью получения предприятием денежных средств в результате использования активов). • обязательство - задолженность предприятия, которая возникла вследствие прошлых событий и погашение которой в будущем, как ожидается, приведет к уменьшению ресурсов предприятия, воплощающих в себе экономические выгоды. • собственный капитал - часть в активах предприятия, остающаяся после вычета его обязательств. Элементы, которые непосредственно связаны с оценкой результатов деятельности предприятия: доходы - увеличение экономических выгод в виде поступления активов или уменьшение обязательств, которые приводят к росту собственного капитала (за исключением роста капитала за счет взносов владельцев). расходы - уменьшение экономических выгод в виде выбытия активов или увеличения обязательств, которые приводят к уменьшению собственного капитала (за исключением уменьшения капитала за счет его изъятия или распределения собственниками). статья, которая соответствует определению элемента, должна быть признана (приведенная) в финансовой отчетности, если соответствует следующим критериям: - Существует вероятность поступления или выбытия будущих эко номической выгод, связанных с этой статьей. Данная концепция ймовир ности соответствует неопределенности, характеризующий среду, в которой м действует предприятие. Оценка степени неопределенности в отношении при плыву будущих экономических выгод делается на основе свидетельства, имеющегося на момент составления финансовых отчетов. Например, если существует вероятность погашения дебиторской задолженности предприятию, признании такой задолженности как актива будет оправданным в случае отсутствия свидетельств обратного. Но в случае наличия значительного количества счетов дебиторов, как правило, определенную степень неуплаты считается вероятным, и, таким образом признаются расходы, которые отражают ожидаемое уменьшение экономических выгод. - Оценка статьи может быть достоверно определена. Если нельзя сделать такой достоверной оценки, статья не признается в финан вых отчетах. Например, поступления, которые ожидаются в результате успешного судебного процесса, могут соответствовать определению как ак лективу и дохода, так и критерия вероятности при признании. однако, если невозможно достоверно определить претензию, она не должна опреде ваться как актив или доход (но существование претензии может раскрывается ваться в примечаниях, пояснительную материале).
Классификация отчетности и ее пользователи В целях упорядочения составления отчетности ее классифицируют по таким наиболее распространенными признаками: содержанием и источниками формирования, сроком представления, степенью обобщения, объемом, периодичностью представления, охватом видов деятельности, распространением на отрасли народного хозяйства, характером направления и использования, степенью использования вычислительной техники. Прежде всего следует различать отчетность по строению: 1.отчетность, в которой информация приводится по состоянию на определенную дату (она содержит моментные показатели). 2.отчетность, содержащая информацию за определенный (отчетный) период (ее составляют интервальные показатели). По содержанию и источниками формирования различают статистическую, финансовую, налоговую, специальную, внутрихозяйственную (управленческую) отчетность. Статистическая отчетность содержит информацию, которая необходима для статистического изучения хозяйственной деятельности предприятий и построения макроэкономических показателей. Финансовая отчетность содержит информацию о финансовом положении, результатах деятельности и движение денежных средств предприятия за отчетный период. ее составляют с соблюдением балансового обобщения учетной информации. Этот принцип заложен в структуру отчетных форм, во внутренней и мижформовий увязке показателей. Налоговая отчетность содержит информацию о валовые доходы и валовые расходы, финансовые результаты и расчет сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет, а также излишне уплаченных сумм, подлежащих возмещению. Специальная отчетность представляется по вопросам расчетов и использования средств фонда социального страхования, пенсионного фонда, фонда занятости и тп Внутрихозяйственного (управленческого) отчетность отражает необходимую информацию для принятия решений на уровне структурных подразделений и разрабатывается предприятием самостоятельно. Финансовая, налоговая, статистическая и другие виды отчетности, использующие денежный измеритель, основываются на данных бухгалтерского учета. По срокам представления различают нормативную и срочную отчетность. Нормативная подается на определенную дату, срочная - в срок до 25 дней по окончании отчетного периода. По степени обобщения отчетность разделяют на первичную, представляемой предприятиями, и сводную, обобщающий данные первичной отчетности в рамках министерств и ведомств. По объемам отраженных результатов деятельности различают полное и сокращенное отчетность. По периоду времени, за которое характеризуется деятельность предприятия, тоесть по периодичности представления различают летнюю и промежуточную (ежеквартальную, ежемесячную) отчетность. С точки зрения охвата видов деятельности отчетность может отражать все виды деятельности, которой занимается предприятие, или ограничиваться только основным из них. С точки зрения распространения на отрасли народного хозяйства отчетность является типовой и отраслевой. Типовые формы отчетности применяют для отражения учетных данных одинакового содержания, отраслевые содержат показатели по специфическим видам деятельности. По характеру направления различают внутреннюю отчетность, предназначенную для внутреннего управления предприятием, и внешнюю, которая выходит за пределы предприятия и подается органам исполнительной власти, другим пользователям. Отчетность по способу представления пользователям разделяют на поданную почтовой связью, телеграфом, электронной почте или поданную собственноручно. Предприятия, имеющие дочерние предприятия, кроме финансовых отчетов о собственных хозяйственных операциях, составляют и представляют консолидированную финансовую отчетность. Консолидированная финансовая отчетность отражает финансовое состояние и результаты деятельности юридического лица и его дочерних предприятий как единой экономической единицы. Объединение предприятий, кроме собственной отчетности, составляют и представляют сводную финансовую отчетность по всем предприятиям, входящим в их состав. Объединением предприятий есть соединения отдельных предприятий в результате присоединения одного предприятия к другому или вследствие получения контроля одним предприятием над чистыми активами и деятельностью другого предприятия. Объединение предприятий может происходить в виде приобретения или в виде слияния (в этом случае ни одна из сторон не может быть определена как покупатель). Все это предъявляет требования к раскрытию информации, особенности составления финансовых отчетов объединений предприятий. Министерства, другие центральные органы исполнительной власти, к сфере управления которых относятся предприятия, основанные на государственной собственности, и органы, которые осуществляют управление имуществом предприятий, основанных на коммунальной собственности, кроме собственных отчетов, составляют и представляют сводную финансовую отчетность по всем предприятиям, принадлежащих в сферу их управления.
Указанные органы также отдельно составляют сводную финансовую отчетность о хозяйственных обществ, акции (доли, паи) которых находятся соответственно в государственной и коммунальной собственности. Сводная финансовая отчетность составляется по основной деятельности предприятий промышленности, строительных и проектных организаций, капитального строительства, научных организаций, снабженческо-сбытовых и предприятий и организаций торговли и общественного питания, предприятий по производству сельскохозяйственной продукции, бытового обслуживания, транспорта, связи, жилищно - коммунального хозяйства, организаций по ремонту и содержанию автомобильных дорог, правлений общественных организаций и их подразделений, других видов деятельности. Перечень видов деятельности, по которым составляется сводная финансовая отчетность, утвержден приказом Министерства финансов Украины от 24 февраля 2000 № 37. Финансовая отчетность обеспечивает информационные потребности пользователей относительно: • закупка, продажи и владения ценными бумагами. • участия в капитале предприятия. • оценки качества управления. • оценки способности предприятия своевременно выполнять свои обязательства. • обеспеченности обязательств предприятия. • определение сумм дивидендов, подлежащих распределению. • регулирования деятельности предприятия, иных решений. Пользователями финансовых отчетов являются существующие и потенциальные инвесторы, работники, поставщики и другие торговые кредиторы, заказчики, правительство и правительственные учреждения, общественность, другие физические и юридические лица. Они используют финансовые отчеты для удовлетворения разнообразных потребностей в финансовой информации. Такие потребности, в частности, имеют: • инвесторы - лица, которые дают венчурный капитал, и их консультанты, обеспокоены риском, присущим инвестициям и доходам от этих инвестиций.
им нужна информация, которая помогает определить, что необходимо делать: покупать, удерживать или продавать. Акционеры также заинтересованы в информации, что дает им возможность оценить способность предприятия платить дивиденды. • работники и группы их представителей, которые заинтересованы в информации о стабильности и прибыльности работодателей. Они также заинтересованы в информации, которая позволяет им оценить способность предприятия обеспечивать оплату труда, пенсию и занятость. • заимодавцы, которые заинтересованы в информации, которая позволяет им определить, будут ли их займы и проценты с суммы займов уплачены своевременно. • поставщики и другие торговые кредиторы, которые заинтересованы в информации, которая позволяет им определить, будут ли своевременно оплачены задолженные им суммы. Вероятно, что торговые кредиторы будут интересоваться предприятием в течение более короткого промежутка времени, нежели в заем, если только они не зависят от существования предприятия как главного клиента. • клиенты, которые проявляют интерес к информации о непрерывности деятельности предприятия, особенно в случаях, когда они имеют долгосрочные соглашения с предприятием или зависят от него. • правительство и правительственные учреждения, которые заинтересованы в размещении ресурсов, а следовательно, и в деятельности предприятия. Информация им также нужна для того, чтобы регулировать деятельность предприятий, определять налоговую политику и как основа статистических данных о валовой внутренний продукт (ВВП) и т.д.. • общественность. Предприятия влияют на членов общества по-разному. Например, предприятия могут оказывать существенное вклад в местную экономику различными путями, в том числе обеспечивая занятость. Финансовые отчеты могут помочь общественности предоставлением информации о последних тенденций и достижений в социальной сфере предприятия и объемов его деятельности. С точки зрения отношения к предприятию пользователей финансовой информации можно разделить на внутренних (акционеры, высший управленческий персонал и др.) и внешних (инвесторы, правительство и правительственные органы и др.). Последние, в свою очередь, могут иметь прямой финансовый интерес к предприятию (то есть быть заинтересованными в результатах деятельности предприятия - инвесторы, кредиторы и др.) или косвенный (государственные органы). Следует отметить, что финансовая отчетность должна удовлетворять потребности тех пользователей, которые не могут требовать отчетов, составленных с учетом их информационных потребностей.
Порядок составления, представления и обнародования финансовой отчетности Предприятие составляет квартальную и годовую финансовую отчетность, которую представляет пользователям в соответствии с действующим законодательством. Самым большим по объему и информативностью является годовой отчет в составе: баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о движении денежных средств, отчета о собственном капитале и примечаний в отчет. Подготовка и составление годового финансового отчета имеет свои этапы, что обусловлено продолжительностью учетного периода и сложностью выполняемых работ. Прежде всего необходимо проверить полноту отражения в текущем учете хозяйственных операций, оформленных соответствующими документами, и завершить учетные записи. уточнить распределение расходов и доходов между смежными отчетными периодами. проверить состояние расчетов с дебиторами и кредиторами, в том числе расчетов с налоговыми и финансовыми органами, в необходимых случаях отрегулировать ее, определить объемы валовых доходов и валовых расходов и списать соответствующие суммы на финансовые результаты и закрыть счета. отразить чистые доходы (убытки) и их распределение или погашения. Во время проведения этой работы проверяют правильность учетных запасов, сверяют данные синтетического и аналитического учета и делают исправительные записи для устранения выявленных ошибок. Качественное отличие между квартальным и годовым финансовым отчетом заключается в том, что первые составляют в основном по данным текущего учета, а показатели годовой отчетности подтверждаются результатами инвентаризации активов и обязательств, что обеспечивает их достоверность. Правовые основы порядка составления, представления и обнародования финансовой отчетности заложены в статье 14 Закона Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" от 16 июля 1999 p. № 996-XIV и в Порядке предоставления финансовой отчетности, утвержденном постановлением Кабинета Министров Украины от 28 февраля 2000 № 419. Предприятия подают финансовую отчетность следующим адресатам: 1.органам, к сфере управления которых относятся предприятия. 2.трудовым коллективам по их требованию. 3.владельцам (учредителям) в соответствии с учредительными документами. 4.другим органам и пользователям, в том числе органам государственной статистики по использованию бюджетных ассигнований, полученных из государственного бюджета, органам Государственного казначейства, а об использовании ассигнований, полученных из местных бюджетов, - соответственно финансовым отделам госадминистраций. Срок представления финансовой отчетности определяет правительство. Так, квартальная финансовая отчетность (кроме сводной и консолидированной) подается предприятиями адресатам не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, а годовая - не позднее 20 февраля следующего за отчетным года. Месячный отчет об использовании бюджетных ассигнований предприятия подают не позднее 5 числа, следующего за отчетным, квартальная - не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, а годовой - не позднее 22 января следующего за отчетным года. Министерства и другие центральные органы исполнительной власти представляют сводную финансовую отчетность об исполнении смет доходов и расходов распорядителями бюджетных средств Государственному казначейству и Счетной палате ежеквартально не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, и ежегодно не позднее 1 марта следующего за отчетным года. Предприятия, имеющие дочерние предприятия, кроме финансовых отчетов о собственных хозяйственных операциях, представляют консолидированную финансовую отчетность собственникам (учредителям) в определенные ими сроки, но не позднее 45 дней после окончания отчетного квартала и не позднее 15 апреля следующего за отчетным года. Датой представления финансовой отчетности для предприятия считается день фактической ее передачи по принадлежности, а в случае передачи ее по почте - дата получения адресатом отчетности, указанная на штемпеле предприятия связи, обслуживающего адресата. В случае, когда дата представления отчетности приходится на нерабочий день, срок представления переносится на первый после выходного рабочий день. Формы финансовой отчетности подписываются руководителем предприятия и главным бухгалтером, а в случае отсутствия на предприятии бухгалтерской службы - руководителем специализированной организации или специалистом-бухгалтером, которые по соглашению выполняли работу по ведению бухгалтерского учета и составления отчетности. Лица, подписавшие отчетность, несут полную ответственность за достоверность отчетных данных. Финансовая отчетность предприятия является открытой, кроме случаев предусмотренных законодательством. Обнародование отчетности - это официальное представление финансовой отчетности в органы Государственного комитета статистики Украины, Государственной налоговой администрации Украины, Фонда государственного имущества, Антимонопольного комитета Украины, Комитета по делам надзора за страховой деятельностью, Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку и других учреждений и организаций, которые в соответствии с законодательными актами Украины уполномочена для получения бухгалтерской отчетности от субъектов хозяйствования, а также официальная публикация отчетов о финансовом состоянии предприятия в средствах массовой информации, если это предусмотрено законодательством. Открытые акционерные общества, предприятия - эмитенты облигаций, банки, доверительные общества, валютные и фондовые биржи, инвестиционные фонды, инвестиционные компании, кредитные союзы, негосударственные пенсионные фонды, страховые компании и другие финансовые учреждения обязаны не позднее 1 июня следующего за отчетным года обнародовать годовую финансовую отчетность и консолидированную отчетность путем публикации в периодических изданиях или распространять ее в виде отдельных печатных изданий. Контроль за соблюдением законодательства о бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине осуществляют соответствующие органы в пределах их полномочий, предусмотренных законами. Соответствующие органы при проверке представленной в их адрес отчетности устанавливают правильность оформления отчета и отчетных данных, наличие всех отчетных форм, взаимосвязь и согласованность между отдельными показателями и формам отчетности. Утверждение отчетности предприятия соответствующим органом оформляется актом (протоколом), в котором дается также оценка деятельности предприятия и предложения по улучшению его деятельности.
УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
Общие вопросы учетной политики предприятия Ведение бухгалтерского учета и составления финансовой и статистической отчетности на каждом предприятии осуществляется на основании нормативно-правовых документов, разрабатываемых органами, на которые возложены обязанности регулирования в стране вопросам учета и отчетности. Это позволяет вести бухгалтерский учет и составлять финансовую отчетность по единым принципам и формой и таким образом обеспечивать сопоставимость учетной информации. Однако это не означает, что предприятие, исходя из конкретных условий хозяйствования, не может выбирать наиболее приемлемые для него формы ведения учета. Термин "учетная политика", определенный Законом Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине", означает совокупность принципов, методов и процедур, используется предприятием для составления и представления финансовой отчетности. Однако учетная политика определяет также способы организации и ведения бухгалтерского учета на предприятии, с учетом конкретных условий его деятельности. Учетную политику можно рассматривать, с одной стороны, как совокупность приемов и методов, с помощью которых осуществляется руководство бухгалтерским учетом в Украине в лице уполномоченных на то законодательных и исполнительных органов власти, с другой - как совокупность конкретных методов и способов организации и форм бухгалтерского учета, принятых предприятием на основании общих правил и особенностей хозяйственной деятельности. Учетная политика на уровне страны должна учитывать следующие обстоятельства: уровень развития рыночной экономики и степень демократизации общества, распространение процесса интеграции экономики страны в мировое экономическое пространство и требования международных учреждений по стандартизации и гармонизации учета. С этой целью государство разрабатывает и принимает законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие вопросы бухгалтерского и статистического учета и отчетности. Примером может служить действующий Закон Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине". Учетная политика предприятия должна учитывать такие важные факторы: форму собственности и организационно-правовую структуру предприятия. вид экономической деятельности, которая обусловливает особенности и условия учетной работы. параметры предприятия по объемам деятельности, номенклатуры продукции, численности работающих и т.д.. отношения с налоговой системой, наличие льгот и условия их получения. условии обеспечения предприятия ресурсами и условия реализации готовой продукции. материально-техническое обеспечение учетно-аналитической работы предприятия и уровень обеспеченности квалифицированными учетными работниками. условия организации и стимулирования труда, ответственности и т.д. Учетную политику предприятие определяет самостоятельно в лице его руководителя и главного бухгалтера соответствующим приказом или распоряжением с обязательным раскрытием в отдельных разделах методических принципов построения бухгалтерского учета, техники его ведения и составления финансовой и статистической отчетности, организации работы бухгалтерской службы. Действующее законодательство предоставляет широкие права относительно формирования учетной политики. Предприятие самостоятельно определяет параметры и направления учетной политики. выбирает форму бухгалтерского учета как определенную систему регистров учета, порядка и способа регистрации и обобщения информации в них с соблюдением единых методологических принципов и с учетом особенностей хозяйственной деятельности и имеющейся технологии обработки учетных данных, разрабатывает систему и формы управленческого учета, отчетности и контроля хозяйственных операций, определяет права работников на подписание бухгалтерских документов.
утверждает правила документооборота и технологию обработки учетной информации, дополнительную систему счетов и регистров аналитического учета. может выделять на отдельный баланс филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения, обязаны вести бухгалтерский учет, с последующим включением их показателей в финансовой отчетности предприятия. В формировании учетной политики определяющая роль принадлежит руководителю и главному бухгалтеру. От их компетенции и взаимоотношений зависит успешное осуществление (производство) учетной политики предприятия. Главный бухгалтер или лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета предприятия, имеет определенные обязанности, в частности обеспечивает соблюдение на предприятии установленных единых методологических основ бухгалтерского учета, составление и представление в установленные сроки финансовой и статистической отчетности. организует контроль за отражением на счетах бухгалтерского учета всех хозяйственных операций и участие в оформлении материалов, связанных с недостатком и возмещением потерь от недостачи, кражи и порчи активов предприятия. обеспечивает проверку состояния бухгалтерского учета в филиалах, представительствах, отделениях и других обособленных подразделениях предприятия. В свою очередь руководитель предприятия обязан создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечить неукоснительное выполнение всеми подразделениями, службами и работниками, причастными к бухгалтерскому учету, правомерных требований бухгалтера по соблюдению порядка оформления и представления к учету первичных документов. Формируя учетную политику, необходимо руководствоваться основными принципами бухгалтерского учета и финансовой отчетности: осмотрительности, полного освещения, автономности, последовательности, непрерывности, начисления и соответствия доходов и расходов, превалирование сущности над формой, исторической (фактической) себестоимости, единого денежного измерителя и периодичности. Принцип последовательности непосредственно касается учетной политики предприятия. Выбранная учетная политика применяется предприятием из года в год. В любом случае она должна оставаться неизменной крайней мере в течение календарного года (с 1 января по 31 декабря). Изменение учетной политики возможно в случаях, предусмотренных национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета, в связи с изменениями в законодательстве, разработкой и применением новых методов ведения учета или существенными изменениями в условиях работы или в структуре предприятия. Если такие изменения произошли, то об этом основательно сообщается в пояснительной записке к годовой отчетности. Разработка и принятие учетной политики каждым предприятием способствует улучшению бухгалтерского учета и отчетности, что в конечном итоге обеспечит эффективность принимаемых решений и деятельности предприятия.
Организационные формы ведения бухгалтерского учета Бухгалтерский учет на предприятии ведется непрерывно со дня регистрации предприятия до его ликвидации. Успешное ведение бухгалтерского учета на предприятии большой степени зависит от удачно выбранной формы учета и надлежащей организации работы бухгалтерии как структурного подразделения предприятия. Организационная форма построения учета на предприятии определяется его особенностями, территориальным размещением его структурных подразделений, системой управления, степенью самостоятельности структурных подразделений, действующей системой контроля и отчетности. Ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятиях и обеспечение фиксирования фактов осуществления всех хозяйственных операций в первичных документах, сохранность обработанных документов, регистров и отчетности полагается по закону на руководителя (собственника) предприятия. Для обеспечения ведения бухгалтерского учета предприятие самостоятельно избирает формы его организации. Руководитель предприятия в зависимости от размеров предприятия, его организационной структуры, системы управления, объемов работы может: • создать бухгалтерскую службу во главе с главным бухгалтером. • ввести в штат предприятия должность бухгалтера. • пользоваться услугами специалиста по бухгалтерскому учету, зарегистрированного в качестве предпринимателя, занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. • вести бухгалтерский учет на договорных основах с централизованной бухгалтерией или аудиторской фирмой. • вести бухгалтерский учет и составлять отчетность лично, если предприятие не обязано публиковать свою отчетность. Бухгалтерия как структурное подразделение предприятия - составная администрации тесно взаимосвязана со всеми производственными подразделениями и службами предприятия. Взаимоотношения бухгалтерии с оперативно обособленными подразделениями предприятия заключаются в том, что первый получает от них необходимую для учета и контроля документации и, в свою очередь, обеспечивает их экономической информацией о результатах их работы. Характер этих взаимоотношений определяет организацию бухгалтерского учета, которая может быть централизованной или децентрализованной.
Применение централизованной организации бухгалтерского учета зависит от конкретных условий работы отдельных предприятий или объединений, степени их оперативной самостоятельности и организационно-территориальной обособленности. Централизованная организация бухгалтерского учета предусматривает создание на предприятии единого учетного центра, который осуществляет весь учетный процесс - центральной бухгалтерии. При этом документирования осуществленных операций проводится в соответствующих хозяйственных подразделениях в установленные графиком документооборота сроки, эти документы поступают в центральную бухгалтерию, где после тщательной проверки и обработки становятся основанием для ведения синтетического и аналитического учета. Центральная бухгалтерия конце отчетного периода по данным синтетического и аналитического учета составляет баланс и другие формы финансовой и статистической отчетности. Такая организация бухгалтерского учета получила распространение на сравнительно небольших предприятиях с компактным размещением подразделений. Она имеет ряд преимуществ и недостатков. К преимуществам можно отнести, в частности, то, что эффективно используются профессиональный потенциал учетного персонала, вычислительная техника в условиях АРМ, обеспечивается своевременность и качественное составление отчетности. Среди существенных недостатков - оторванность контроля по месту осуществления документирования операций, недостаточность информационного обеспечения руководителей среднего звена (начальников цехов, служб, подразделений) при принятии соответствующих решений или осуществления текущего контроля деятельности структурного подразделения. На крупных предприятиях со значительным количеством подразделений, а также в случаях, когда отдельные цеха, участка или подразделения размещены на значительном удалении от головного предприятия, учетный процесс строится по принципам его частичной централизации. На таких предприятиях учетный процесс осуществляется как централизованной бухгалтерией, так и учетной персоналом структурных подразделений. На уровне структурного подразделения осуществляются документальное оформление проведенных операций, обработка и группировки первичных документов относительно движения запасов, расчетов по оплате труда и т.д. Сгруппированы и сводные данные в форме отчетов в установленные сроки поступают в центральную бухгалтерию, где тщательно проверяются и отражаются в системе синтетического и аналитического учета. Следовательно, частичная централизация учета значительной степени устраняет недостатки присущи его полной централизации. Эта организация учета распространена на промышленных, сельскохозяйственных предприятиях, в строительных организациях, на транспорте и др. Однако при такой организации учета существенно увеличивается численность учетного персонала, усложняется процесс своевременного представления отчетности. На предприятиях с территориально и организационно обособленными подразделениями (филиалы, представительства, отделения и др.) применяют децентрализованный учет, при котором все работы выполняет учетную аппарат этих подразделений. Такое организационное построение учета предусмотрено действующим Законом Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине", который отмечает, что предприятие самостоятельно может выделять на отдельный баланс филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения, обязаны вести бухгалтерский учет с последующим включением их показателей в финансовой отчетности предприятия. При такой организации учета в структурных подразделениях оформляют первичные документы, обрабатывают их, ведут синтетический и аналитический учет хозяйственных операций в системе счетов, составляют баланс и другие формы финансовой и статистической отчетности. Отчетность подается как в бухгалтерию головного предприятия (объединения, ассоциации, холдинга, концерна и тп ) так и по требованию местных финансовых и статистических органов.
Функции бухгалтерии головного предприятия за децентрализованного учета ограничиваются проверкой и сведением показателей отчетности этих подразделений. В таких условиях главным преимуществом децентрализованного учета является приближение учетных работников к месту осуществления хозяйственных операций с целью контроля за ними и обеспечение использования учетной информации для оперативного управления подразделениями. Однако при такой организации учета растут расходы на содержание учетного аппарата, ослабляется текущий контроль бухгалтерии головного предприятия за работой на местах. Указанные недостатки централизованной и децентрализованной организации учета успешно преодолевают с помощью комплексной автоматизации учетно-аналитических работ, организации на предприятиях АРМ бухгалтера на основе современных ЭВМ и компьютерных технологий, а также широкого внедрения и развития службы внутреннего аудита. Особое место принадлежит одной из организационных форм построения учета - централизованных бухгалтериях. Главная их особенность состоит в том, что они обслуживают не одно предприятие или учреждение, а целую группу однородных организаций определенного направления. Наибольшее распространение получили централизованные бухгалтерии по обслуживанию бюджетных учреждений, школ, дошкольных учреждений, больниц, отдельных предприятий и организаций. При такой организации учета непосредственно в учреждениях и организациях создают учетно-контрольные группы, которые занимаются документированием хозяйственных операций и проверкой документов. Все остальные учетные работы и составления отчетности осуществляет централизованная бухгалтерия. Функции централизованных бухгалтерий последнее время выполняются на договорных началах малыми предприятиями, специализирующимися на учетных бухгалтерских услугах или аудиторскими фирмами. На такое аудиторское обслуживание охотно идут малые предприятия. Малые предприятия организуют свой бухгалтерский учет по упрощенной форме, которая имеет определенные особенности составления и представления отчетности. В зависимости от объема учетной информации и работы на таком предприятии может создаваться учетная служба или эту работу поручают специалисту по соглашению. Если объем учетных работ незначителен, их может выполнять сам владелец предприятия. Граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, предусмотренном налоговым законодательством Украины. Важной предпосылкой рациональной организации учета на предприятии является правильный выбор формы организации, которая предусмотрена Законом, а также установления такой структуры аппарата бухгалтерии, которая бы наиболее соответствовала конкретным условиям работы предприятия. Численность учетного аппарата и его структура в значительной степени зависят от объемов учетных и контрольных работ, особенностей технологии и организации производства, системы управления, организационно-территориальной обособленности. Следует учитывать специфику предприятия, наличие учетных кадров и уровень их квалификации и опыт работы на каждом предприятии.
- Предмет и метод бухгалтерского учета
- Балансовые обобщения
- Информационная база бухгалтерского учета
- Бухгалтерский счета и двойная запись
- Классификация и план счетов бухгалтерского учета
- Стоимостная оценка в бухгалтерском учете
- Принципы учета хозяйственных процессов
- Техника и формы бухгалтерского учета
- Бухгалтерская (финансовая) отчетность