logo search
Teoria_buhgalterskogo_ucheta

Бухгалтерский учет в системе управления

Становление и развитие рыночных отношений, управление экономикой, использование международных стандартов финансовой отчётности предопределяют усиление роли и значения бухгалтерского учёта.

Бухгалтерский учёт – это связующее звено между хозяйственной деятельностью и людьми, принимающими решения – одна из функций управления.

Управление – это процесс целенаправленного воздействия на коллектив работников организации и её финансовые ресурсы с тем, чтобы обеспечить их эффективное использование, результат этого воздействия – получение максимально возможной прибыли.

Правильная организация бухгалтерского учета позволяет построить модель функционирования объекта управления, что является предпосылкой для принятия эффективных управленческих решений. Учетная информация – основа принятия решений как внутри предприятия, так и вне его. Она обеспечивает реализацию следующих взаимосвязей:

бухгалтерский учет и планирование. Планирование включает в себя постановку целей, определение путей их достижения и выбор наилучшей альтернативы. На всех этих стадиях бухгалтер должен четко представлять финансовые проблемы и пути их разрешения. Учетные данные предшествующих периодов являются исходной базой для планирования, а данные текущего учета – средством контроля за выполнением планов, основой для корректировки плановых заданий;

бухгалтерский учет и контроль. Хозяйственный контроль как функция управления состоит в выявлении отклонений от планов, определении того, насколько хозяйственные действия соответствуют плану, выявлении нарушений законодательных актов. Для выявления указанных отклонений фактические результаты сравниваются с плановыми. Источником данных о фактических результатах является бухгалтерский учет.

Текущий контроль в различной степени осуществляется всеми руководителями и специалистами предприятия в соответствии с их должностными обязанностями. Бухгалтерская служба обеспечивает контроль за всеми хозяйственными операциями предприятия, а также за сохранностью имущества;

бухгалтерский учет и анализ. Экономический анализ возник на базе бухгалтерского учета, являющегося основным источником информации. Экономический анализ изучает всю систему принятия и выполнения планов, а также управленческих решений на предприятии, дает оценку их обоснованности, устанавливает причины выявленных отклонений. Анализ играет главную роль в экономическом обосновании принимаемых планов.

Связь анализа с бухгалтерским учетом проявляется в том, что при построении моделей используются учетные данные и данные бухгалтерской отчетности:

бухгалтерский учет, ревизия и аудит. Ревизии и аудиторские проверки осуществляются в основном по данным бухгалтерского учета. Результаты проверок используются для улучшения организации учета на предприятии;

бухгалтерский учет, финансы, кредит и право. Данные бухгалтерского учета используются при составлении финансового и кредитных планов, при решении правовых вопросов. Одновременно по учетным данным осуществляется контроль за выполнением финансового плана и финансовым состоянием предприятия, использованием кредитов банка.

Знание бухгалтерского учёта позволяет приобрести не только навыки счетоводства, но и умение принимать важные управленческие решения в области планирования, контроля, анализа. Становление и развитие рыночных отношений предопределяют усиление роли и значения бухгалтерского учета. В Федеральном Законе «О бухгалтерском учете» сформулированы следующие задачи:

формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и её имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним – инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчётности, для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявление внутрихозяйственных резервов, обеспечение её финансовой устойчивости.

Для выполнения задач, поставленных перед бухгалтерским учетом в Федеральном Законе «О бухгалтерском учете» сформулированы основные требования к его велению:

оценка имущества в рублях;

раздельный учет собственного имущества и имуществ других организаций;

непрерывность учета во времени;

ведение учета двойной записью в системе счетов;

соблюдение тождества данных синтетического и аналитического учета;

отражение хозяйственных операций на счетах без всякого изъятия;

раздельное отражение затрат на производство и капитальные вложения.

В системе управления хозяйственной деятельностью предприятия бухгалтерский учет выполняет ряд функций. Контрольная функция имеет большое значение в условиях развития рыночных отношений и наличия различных форм собственности. Работники бухгалтерии, аудиторских фирм, налоговых служб осуществляют контроль за сохранностью, наличием и движением имущества предприятий и организаций, правильностью и своевременностью расчетов с государством и другими субъектами хозяйственных взаимоотношений с помощью бухгалтерского учета осуществляются три вида контроля: предварительный, текущий и последующий. Информационная функция – одна из главных функций бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет является основным источником информации поставляемым разным уровням управления. На её основе принимаются соответствующие решения. Информация, получаемая в системе бухгалтерского учета, широко используется всеми видами хозяйственного учета. Для того, чтобы получаемая информация удовлетворяла всех пользователей, она должна быть достоверной, своевременной и оперативной. Информация должна содержать только необходимые данные, что позволяет быстрее изучить их, принимать оптимальные управленческие решения.

Обеспечение сохранности имуществ – функция, имеющая большое значение в условиях рыночных отношений и наличия разных форм собственности. Выполнение данной функции зависит от действующей системы учета и определенных предпосылок:

наличия специализированных складских помещений;

совершенствования самой системы учета, применения научно обоснованных методов выявления недостач, растрат, хищений.

использования современных средств вычислительной техники для сбора, обработки и передачи информации.

Функция обратной связи означает, что бухгалтерский учет формирует и передает информацию обратной связи, т.е. информацию о фактических параметрах развития объекта управления. Основными компонентами информационной системы обратной связи применительно к бухгалтерскому учету являются в качестве ввода – неупорядоченные данные, вывода – упорядоченная информация.

Бухгалтерский учет с точки зрения системы управления представляет собой часть информационной системы обратной связи, её основу. Он призван обеспечивать все уровни управления предприятия информацией о фактическом состоянии управляемого объекта, а также обо всех существенных отклонениях от заданных параметров.

Аналитическая функция в условиях развития рыночных отношений позволяет изучить перспективы развития данной организации, вскрыть имеющиеся недостатки, наметить пути совершенствования всех направлений хозяйственной деятельности.

Рис. 3. Функции бухгалтерского учета

2.1. Предмет бухгалтерского учета

Предметом бухгалтерского учета являются факты хозяйственной жизни, совокупность которых характеризует хозяйственную деятельность предприятий и организаций и включает в себя:

Хозяйственные процессы (снабжение, производство, реализация) и хозяйственные операции.

Расчетные отношения (с поставщиками, покупателями, банками, бюджетом и т. д.).

Кругооборот средств, включающий в себя четыре стадии: процесс заготовления материальных ценностей, процесс производства продукции, процесс реализации готовой продукции, процесс обращения, включающий расчеты с бюджетом и другими организациями.

Затраты труда и оплату труда.

Движимое и недвижимое имущество.

Источники формирования имущества (собственные и привлеченные).

Или, иными словами предметом бухгалтерского учета являются наличие и движение имущества, источников его формирования и использования, а также возникшие обязательства и полученные результаты деятельности экономического субъекта. Соответственно, бухгалтерский учет, будучи одной из экономических наук, общим предметом которых является познание производственных отношений, определяет границы своего применения содержанием его предмета.

По составу и функциональной роли (характеру использования) имущество организации подразделяют на две группы: внеоборотные активы и оборотные активы.

Внеоборотные активы включают в себя основные средства, оборудование к установке, нематериальные активы, незавершенные капитальные вложения, финансовые вложения, задолженность учредителей и др.

К основным средствам относятся: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудования и т. д. (14 групп), т. е. имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев, их используют в различных сферах приложения общественного труда: материального производства, товарного обращения и непроизводственной.

Эти средства действуют или используются в хозяйственной деятельности длительное время, многократно обслуживая цикл производства. При этом они не теряют своей натурально-вещественной формы, но постепенно изнашиваются, перенося свою стоимость на вновь произведенную продукцию.

Нематериальные активы – это объекты долгосрочного пользования, не имеющие физической основы, но имеющие стоимостную оценку и приносящие доход: право пользования земельным участками, природными ресурсами, патенты, программные продукты, монопольные права и привилегии, организационные расходы, товарные знаки и т. п. Как и основные средства, нематериальные активы переносят свою стоимость на создаваемые продукт не сразу, а постепенно, частями в процессе начисления амортизации.

В состав вложений во внеоборотные активы включаются затраты на строительно-монтажные работы, приобретение оборудования, инструменты, прочие работы и затраты (проектно-изыскательские, геологоразведочные, буровые и др.).

К финансовым вложениям относятся инвестиции организации в государственные ценные бумаги (облигации и другие долговые обязательства), ценные бумаги и уставные капиталы других организаций, займы другим организациям. Финансовые вложения на срок больше года – долгосрочные, меньше года – краткосрочные.

Оборотные активы (оборотный капитал) состоят из материальных оборотных средств, денежных средств и средств в текущих расчетах. В состав материальных оборотных средств входят сырье и материалы, топливо, полуфабрикаты, незавершенное производство, животные на выращивании и откорме, расходы будущих периодов, готовая продукция, предназначенная для реализации, т. е. на складе и отгруженная покупателям.

Денежные средства складываются из остатков наличных денег в кассе организации, на расчетном счете и других счетах, в банках. Средства в расчетах включают различные виды дебиторской задолженности, под которой понимаются долги других организаций или лиц данной организации. Должники называются дебиторами. Дебиторская задолженность состоит из задолженности покупателей за купленную у данной организации продукцию, подотчетных лиц за выданные им под отчет денежные суммы и пр. Оборотные активы отражаются во втором разделе актива баланса. По источникам образования и целевому назначению имущество организаций подразделяют на собственное (собственный капитал) и заемное (созданное за счет обязательств).

Собственный капитал – это чистая стоимость имущества, определяемая как разница между стоимостью активов (имущества) организации и ее обязательствами.

Собственный капитал может состоять из уставного, добавочного и резервного капитала, нераспределенной прибыли, целевых финансирований и поступлений. Собственный капитал отражен в третьем разделе пассива баланса. Уставный капитал является имущественной основой деятельности организации, он определяет долю каждого участника в управлении предприятием и гарантирует интересы его кредиторов.

Целевые финансирование и поступления – это средства, полученные из бюджета, отраслевых и межотраслевых фондов специального назначения, от других организаций и физических лиц для осуществления мероприятий целевого назначения.

Нераспределенная прибыль – это часть чистой прибыли, не распределенная между акционерами (учредителями), использованная на накопление имущества хозяйствующего субъекта.

Нераспределенная прибыль отчетного года определяется вычитанием из валовой прибыли суммы использованной прибыли. При этом прибыль представляет собой кредитовое сальдо по счету прибылей и убытков, отражающее превышение общей суммы прибыли и доходов над общей суммой потерь и убытков за отчетный период. Использованная прибыль отражает направление прибыли на уплату налогов и другие платежи в бюджет, а также расходы прибыли на внутреннее потребление организации, социальные нужды и материальное поощрение персонала и администрации, благотворительные и иные цели.

Чистая прибыль – это часть валовой прибыли, оставшаяся в распоряжении организации после уплаты налогов на прибыль (доход) и отчислений на использованную прибыль.

Как уже отмечалось, часть стоимости имущества организации формируется за счет собственного капитала, другая – за счет обязательств организации перед другими организациями (физическими лицами), своими работниками (заемных средств).

Обязательствами организаций являются краткосрочные и долгосрочные кредиты банка, кредиторская задолженность, займы и обязательства по распределению.

Краткосрочные ссуды организация получает на срок до 1 года под запасы товарно-материальных ценностей, расчетные документы в пути и другие нужды, а долгосрочные – на срок от 1 года на внедрение новой техники, организацию и расширение производства, механизацию производства и другие цели.

Под кредиторской понимают задолженность данной организации перед другими организациями, которые называются кредиторами. Кредиторов, задолженность которым возникла в связи с покупкой у них материальных ценностей, называют поставщиками, а кредиторов, которым предприятие должно по нетоварным операциям, – прочими кредиторами.

Займы – это полученные от других организаций займы под векселя и другие обязательства, а также средства от выпуска и продажи акций и облигаций организации. Займы, полученные на срок до 1 года, называют краткосрочными, а на срок более 1 года – долгосрочными.

Обязательства по распределению включают задолженности рабочим и служащим по заработной плате, органам социального страхования и налоговым органам по платежам в бюджет. Они появляются в связи с тем, что момент возникновения долга не совпадает со временем его уплаты. Обязательства по распределению по своему экономическому содержанию существенно отличаются от других привлеченных средств, так как образуются путем начисления, а не поступают со стороны.

казателей об объектах бухгалтерского учета, используемых в процессе управления производством в бухгалтерском учете, используется ряд специфических приемов, которые в совокупности составляют его метод.

Методом бухгалтерского учета называется, совокупность различных приемов и способов отражения хозяйственной деятельности предприятия. Отдельные приемы или способы метода называются его элементами. Различают восемь элементов метода бухгалтерского учета.

Документация – это средство регистрации результатов наблюдения за объектами бухгалтерского учета, совокупность носителей первичной информации, отражающая хозяйственную деятельность предприятий и организаций. Все хозяйственные операции, проводимые предприятием, должны оформляться документами.

Инвентаризация – это способ определения фактического наличия материальных ценностей на предприятии и сверка с данными бухгалтерского учета, один из обязательных приемов бухгалтерского учета, проведение которого в РФ регламентируется Федеральным законом «О бухгалтерском учете», «Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ» и «Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств».

Инвентаризация на предприятии проводится с целью обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и оценка имущества и финансовых обязательств.

Объекты инвентаризации – все имущество экономического субъекта независимо от его местонахождения (основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, денежные средства) и все виды финансовых обязательств (дебиторская и кредиторская задолженности, кредиты банков, займы и резервы). Инвентаризация имущества проводится по его местонахождению и по каждому материально ответственному лицу. Количество, дата проведения, объекты инвентаризации устанавливаются руководителем предприятия.

Бухгалтерские счета – это способ отражения на счетах бухгалтерского учета, способ экономической группировки с целью текущего контроля и учета над объектами наблюдения, позволяющий отразить не только начальное и конечное состояние, но и сами изменения объектов учета в результате свершившихся хозяйственных операций. Счета открываются на каждый вид актива, капитала и обязательства, доходов и расходов, на счетах также выявляется и распределяется финансовый результат.

Двойная запись – это способ отражения на счетах бухгалтерского учета различных изменений, происходящих в составе хозяйственных средств (имущества) источников и хозяйственных процессов после каждой хозяйственной операции. Любая хозяйственная операция учитывается дважды: один раз по дебиту одного или нескольких счетов, другой – по кредиту одного или нескольких счетов, суммы дебетового и кредитового оборотов по каждой операции всегда равны между собой.

Баланс – способ экономической группировки, обобщения и отражения имущества предприятия в стоимостной оценке на определенную дату.

Балансовое обобщение позволяет сопоставить имущество предприятия (его активы) с источниками его образования (капиталом собственника и обязательствами, исчисленными в стоимостном выражении на определенную дату, как правило, на конец отчетного периода или в специально предусмотренных случаях). Балансовое уравнение сопоставляет экономическое содержание учета (что учитывается) и юридический его аспект (за счет каких источников появилось у организации имущество). Обе оценки представлены в балансе в одинаковых суммах.

Оценка – способ отражения объектов бухгалтерского учета в обобщающем стоимостном измерителе, единицей которого является рубль.

Бухгалтерский учет изучает разнообразные объекты – основные средства, нематериальные активы, денежные средства, капитал, различные обязательства и т. п., происходящие изменения в которых в результате имевших место хозяйственных операций описаны количественными показателями. Для формирования бухгалтерской информационной модели вся совокупность хозяйственных операций оценивается в рублях. Бухгалтерское наблюдение охватывает только те объекты, которые поддаются стоимостной оценке, а сам бухгалтерский учет представляется стоимостным учетом.

Калькуляция – способ исчисления себестоимости единицы продукции (работ, услуг) на основе данных бухгалтерского учета.

Бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении предприятия, предоставляющая собой совокупность экономических показателей, характеризующих деятельность предприятий за отчетный период.

Отчетность предприятий составляется на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Таким образом, бухгалтерский учет и отчетность есть способ итогового обобщения учетной информации организации за текущий и отчетный период.