logo search
3_вариант

Субоптимальные методы закупочной логистики.

Производственная логистика — обеспечение качественного, своевременного и комплектного производства продукции в соответствии с хозяйственными договорами, сокращение производственного цикла и оптимизация затрат на производство.

Целью закупочной логистики является своевременное обеспечение хозяйствующих субъектов потребными ресурсами, качественными товарами и материалами для производства продукции и предоставления услуг потребителю в соответствии с его требованиями и интересами.

Своевременность обеспечения хозяйствующих субъектов потребными ресурсами зависит от оперативности поиска надежного поставщика товарно-материальных ценностей (ТМЦ) на долговременной основе.

Поиск и выбор надежного поставщика является основной функцией закупочной логистики, так как обеспечивает реализацию стратегической цели всех хозяйствующих субъектов, интегрированных в единую логистическую систему под «общей ответственностью».

Поиском и выбором поставщиков занимаются торговые агенты, службы, отделы логистики на предприятиях (фирмах). Этот процесс требует предварительного решения ряда задач, связанных с соизмерением своих финансовых возможностей с потребностями приобретения ресурсов, что осуществляется различными методами калькулирования затрат с учетом масштабов производимой продукции или предоставляемых услуг.

Поиск и выбор поставщиков связан с обоснованием метода закупок (по прямым договорам, контрактам, форвардным сделкам, заключаемым на конкурсных торгах (тендерах) товарной биржи), а также по мере необходимости, обеспечиваемой оптово-торговыми компаниями.

Использование того или иного метода закупок требует предварительного определения и планирования потребности в материальных ресурсах. Планирование потребности в матери­альных ресурсах осуществляется в два этапа.

На первом этапе осуществляется сбор, анализ и обработка заявок с рабочих мест, участков, цехов предприятий (фирм), других хозяйствующих структур; определяются и корректируются необходимые исходные данные для расчетов - производственная программа, производственная мощность, нормы расходов, остатки материальных ресурсов на начало и конец рассматриваемого периода.

На втором этапе полученные результаты систематизируются и сводятся в общую потребность по каждому виду или группе материалов, после чего выводится коэффициент обеспеченности по каждому виду ресурса.

При этом используются все сложившиеся на практике методы определения потребности в ресурсах — аналитический, коэффициентный и метод прямого счета. Для планирования потребности в ресурсах на перспективу используются методы математической статистики (метод динамических коэффициентов, метод экстраполяции), методы регрессионно-корреляционного анализа и др.

Необходимость точного определения потребности в ресурсах, ее соизмерения с собственными возможностями особенно важна, потому что субъекты рыночной экономики самостоятельно, не по указанию «сверху», выбирают поставщиков, желательно постоянных, так как именно надежные поставщики обеспечивают реализацию стратегических интересов фирмы в долгосрочном периоде.

Резюмируя сказанное, следует отметить, что выбор поставщика на современном этапе должен осуществляться с учетом требований и системы показателей:

мощностей складирования и хранения ресурсов.

Стратегия закупочной логистики, реализуемая в биржевых сделках, базируется на концепции потребительского выбора, в основе которой заложены три взаимосвязанных элемента поведения:

В желании приобрести ресурсы как в одном из элементов потребительского выбора, в свою очередь, отражаются также три стороны потребительских предпочтений.

Выполнение указанных выше трех сторон потребительских предпочтений формализуется графически в виде кривой безразличия, отражающей совокупность потребительского выбора, обеспечивающего одинаковый уровень удовлетворения потребностей фирмы в условиях определенных бюджетных ограничений.

В практической деятельности фирм потребительский выбор на ресурсы материализуется через прямые договоры, биржевые сделки и, по необходимости, через оптово-торговые компании. Оптимальные размеры поставок ресурсов при этом координируются субоптимальными методами определения «центра тяжести грузопотоков»