11. Налоговый учет в фирмах.
Учет прямых и косвенных расходов и порядок распределения прямых расходов у таких
фирм, так же как и у производственных предприятий, регулируют ст. ст. 318 и 319 Налогового
кодекса. Поэтому многое, что сказано о производственных фирмах, применимо и к организациям,
выполняющим работы (оказывающим услуги).
Главное же отличие заключается в том, что фирмы, которые оказывают услуги, могут
уменьшать налогооблагаемую прибыль на всю сумму своих прямых расходов. Относятся эти
расходы к оказанным услугам или нет, значения не имеет (п. 2 ст. 318 НК РФ). У фирм, которые
выполняют работы, такой льготы нет. Они должны рассчитывать стоимость "незавершенки" на
конец каждого месяца.
Обратите внимание: поступать так или распределять прямые расходы наравне с
организациями, занимающимися производством (выполняющими работы), - решать самим
133
фирмам, которые оказывают услуги. Уменьшать облагаемую прибыль на всю сумму своих прямых
расходов - это право, а не обязанность таких компаний.
Безусловно, у многих может возникнуть вопрос: если фирмам, оказывающим услуги, можно
все свои расходы списывать сразу, нужно ли их вообще делить на прямые и косвенные? Да,
делать это нужно. Ведь если, к примеру, у такой организации в каком-либо периоде не будет
доходов от реализации, то списать в этом периоде она сможет лишь сумму своих косвенных
расходов. Поэтому учет прямых расходов все равно необходим фирмам, оказывающим услуги.
Состав таких расходов нужно прописать в учетной политике для целей налогообложения.
Теперь поговорим о фирмах, выполняющих работы. В состав затрат, которые уменьшают
налогооблагаемую прибыль, они включают только прямые расходы, которые относятся к
выполненным работам.
Прямые расходы, которые относятся к незавершенному производству (то есть работам,
которые начаты, но не выполнены), налогооблагаемую прибыль не уменьшают.
Фирмы самостоятельно определяют порядок распределения прямых расходов на
"незавершенку" и на выполненные работы. Выбранный порядок необходимо закрепить в учетной
политике фирмы. Применять его следует не менее двух налоговых периодов.
Для расчета стоимости "незавершенки" используют тот или иной экономически
обоснованный показатель. Фирмы, занимающиеся выполнением работ, стоимость "незавершенки"
на конец месяца обычно определяют на основании данных о договорной стоимости работ.
Пример. ООО "Пассив" выполняет монтажные работы.
На конец прошлого года не были выполнены работы по одному договору (заказчик не
подписал акт выполненных работ). По данным налогового учета, стоимость "незавершенки" на 1
января отчетного года составила 150 000 руб.
В январе отчетного года было заключено 12 договоров. Работы начали выполнять только по
9 из них.
Стоимость работ по всем договорам, которые выполняли в январе (в том числе по договору,
заключенному в прошлом году), - 1 300 000 руб. (без НДС).
В январе были выполнены монтажные работы по 7 договорам. Работы по 3 договорам на
конец января реализованы не были. Стоимость работ по договорам, не завершенным на конец
января, - 600 000 руб. (без НДС).
Сумма прямых расходов за январь - 800 000 руб.
Стоимость "незавершенки" на конец января будет равна:
(150 000 руб. + 800 000 руб.) x (600 000 руб. : 1 300 000 руб.) = 438 425 руб.
Сумма прямых расходов, которая уменьшает прибыль, составит:
800 000 + 150 000 - 438 425 = 511 575 руб.
Как оформить и заполнить налоговый регистр фирмам, занимающимся выполнением работ,
покажет пример.
Пример. Воспользуемся условиями предыдущего примера.
Регистр по учету прямых расходов, которые должны быть списаны в январе, будет заполнен
так.
- 1.Основные проблемы перехода на мсфо
- 2.Организация налогового учета и его место в бух.Организаций.
- Глава 25 нк рф предусматривает в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль ведение налогового учета.
- 3. Порядок документального оформления информации, формируемой в налоговом учете.
- 4.Организация налогового учета в условиях применения..
- 5. Особенности учетной политики для целей налогообложения на 2011 года т перспективы на 2012.
- 6.Классификация и требования признания расходов в налоговом учете.
- 7.Особенности налогового учета предприятий.
- 8.Налоговый учет доходов.
- 9.Виды резервов в налоговом учете и особенности формирования резервов на оплату отпусков работникам.
- 10.Налоговый учет в производственных фирмах.
- 11. Налоговый учет в фирмах.
- 12. Особенности налоговый учет
- 13. Свободный учет доходов и расходов
- 14. Автоматизация налогового учета.
- 15. Особенности организации налогового учета
- 16. Налоговый учет прочих расходов.
- 17. Формирование резерва на ремонт ос
- 18. Регистры налогового учета
- 19. Регистры налогового учета по налогу на прибыль
- 2. Аналитические регистры по налогу на прибыль
- 20. Система регулирования порядка отражения операций в бух.Учете.
- 21. Исполнение требований пбу 18/02
- 22. Особенности налогового учета доходов и расходов по договорам простого товарищества Понятие договора простого товарищества
- Особенности бухгалтерского учета по договору товарищества
- Налогообложение по договору простого товарищества
- 23!!!!!Статья 332. Особенности ведения налогового учета доходов и расходов при исполнении договора доверительного управления имуществом
- 25. Структура декларации по налогу на прибыль.
- 27. Списание убытка от реализации ос
- 28!!!!!Глава 4. Реорганизация как способ избежания налоговых долгов
- 29. Налоговые последствия замены договора купли- продажи на лизинг имущества
- 30. Использование убытков в налоговых схемах
- 31!!!!!. Фирма-однодневка как излюбленный способ вывода выручки из-под налогообложения
- 32!!!!!. Возмещение ндс как способ незаконного обогащения
- 33!!!. Искусственное завышение цены экспортируемых товаров (работ, услуг)
- 34. Займы как составная часть налоговых схем
- 35. Бухгалтерский и налоговый учет основных средств Наименование Бухгалтерский учет Налоговый учет
- 37.!Ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие вычету
- 38. Виды счетов фактур.
- 39. Трансферные цены с 2012 г в нк рф
- 40. Порядок ведения книги покупок и книги задач Порядок ведения книги покупок
- Порядок ведения книги продаж