logo search
Основы организации безналичных расчетов-1

Таким образом, по итогам периода наблюдается некоторое снижение общей эффективности платежных операций, что обусловлено опережающим ростом расходов банка.

Рассчитаем эффективность отдельных видов платежных операций по объему, которое определяется как отношение.

ЭФО =

Дi

* 100%

(2)

Оi

где:

- ЭФО- показатель эффективности платежных операций по обороту, %;

- Дi- доходы банка, полученные за оказание услуг по какому-либо платежному инструменту, руб.;

- Оi - объемы операций банка, полученные посредством какого-либо платежного инструмента, руб.;

Расчет эффективности отдельных платежных операций отражен в таблице 2.3.

Таким образом из таблицы 2.3 видно что лучшими показателями эффективности по обороту обладают такие платежные инструменты, используемые ОАО АКБ «Приморье» как пластиковые карты, обеспечивающие эффективность 0,71, 0,76, 0,78% по итогу 2004г., 2005г., 2006 г. В целом заключим, что платежные операции, осуществляемые ОАО АКБ «Приморье» обеспечивают доход 5 ,88 млн. руб. по итогам 2006 г., а наиболее эффективными платежными операциями являются пластиковые карты.

Таблица 2.3 - Расчет эффективности отдельных платежных операций ОАО АКБ «Приморье».

Показатель

Объем, млн. руб.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

1) Доходы банка, полученные за оказание услуг по платежным операциям, млн. руб.

4,61

5, 09

5, 88

- в т.ч. с использованием платежных поручений

1,89

1, 97

2,06

- в т.ч. с использованием аккредитивов

0,60

0, 65

0, 79

- в т.ч. с использованием платежных требований и инкассо

0,62

0, 60

0, 63

- в т.ч. с использованием чеков

0

0

0

- в т.ч. с использованием пластиковых карт

1,50

1, 87

2, 40

2) Объем платежных операций, всего млн. руб.

13 629,73

14 342, 22

15 142, 04

- в т.ч. с использованием платежных поручений

13616,73

13 906, 63

14 840, 47

- в т.ч. с использованием аккредитивов

85,45

99, 90

101, 33

- в т.ч. с использованием платежных требований и инкассо

90,50

91, 88

111, 36

- в т.ч. с использованием чеков

0

0

0

- в т.ч. с использованием пластиковых карт

210,56

243, 82

307, 77

3) Эффективность платежных операций по объему, %

0,03

0,03

0,04

- в т.ч. с использованием платежных поручений

0,01

0,01

0,02

- в т.ч. с использованием аккредитивов

0,07

0,6

0,7

- в т.ч. с использованием платежных требований и инкассо

0,07

0,6

0,57

- в т.ч. с использованием чеков

0

0

0

- в т.ч. с использованием пластиковых карт

0,71

0,76

0,78

Статистическое измерение качества банковской услуги предполагает определение ее полезного эффекта, то есть меры удовлетворения потребности в данной услуги путем сравнения ее качества с качеством образца-эталона, принятого за базу для сравнения [ см. 48, с. 35 ].

Количественная оценка производственного качества банковской услуги определяется посредством формулы [см. 46, с.36]:

QБУ =

QД

* 100%

(3)

Q?

где:

- QБУ - качество оказанных услуг данного типа;

- QД -количество добросовестно оказанных услуг данного типа, ед.; при этом, добросовестно оказанные услуги - это услуги выполненные в соответствии с заявленными или требуемыми нормативами техническо-стоимостными параметрами;

- Q? -общее количество оказанных услуг данного типа, ед.

При этом значения величин, используемых для определения производственного качества банковской услуги, определяются:

- общее количество оказанных услуг данного типа - посредством количественного определения таковых по отчетной банковской документации,

-количество добросовестно оказанных услуг - посредством:

а) анализа отчетной банковской документации на предмет выявления несоответствия, отмеченного банковскими контрольно-ревизионными органами;

б) опытно-статистическими методами, например - фотографированием рабочего цикла услуги, совокупностью действий, осуществляемых экспертом-исследователем и направленных на выявления соответствия оказания какой-либо услуги, заявленным технико-стоимостным параметрам.

Преимуществом статистического метода оценки качества банковской услуги, заключается в возможности определения динамики качества банковской услуги в достаточно большом отрезке времени - за квартал, полугодие, годы.

Таблица 2.4 - Качество безналичных расчетов ОАО АКБ «Приморье»

Показатель

Объем, млн. руб

Изменения, %

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2004-2005

2005-2006

Q? -общее количество оказанных услуг,

тыс. ед.

31.1

37.75

44.56

21,4

18.0

QД -количество добросовестно оказанных услуг, тыс. ед.

30.75

37.46

44.44

21,9

18.6

98,9

99.23

99.73

0,33

0.5

QБУ - качество оказанных услуг, %

Таким образом, анализ отчетной документации по безналичным расчетам, проведенный статистическими методами, показал, что, несмотря на рост общего количества услуг (18%), оказанных клиентам услуг с 2005 по 2006 года, качество услуг остается стабильным - (99,23-99,73)%, изменившись с 2004 по 2005 на 0,33 процента и с 2005 по 2004 года на 0,5 процента.

Подведем итоги исследования, выполненные в данной главе. В структуре платежных операций: наибольшие значение как по объему, так и по удельному весу приходится на платежные поручения, удельный вес которых составил 96,6% в 2006 году и 96,9 в 2005году; данное обусловлено как относительной простой и небольшой стоимостью данных операций, так и их повседневной востребованностью со стороны клиентов; наибольшей же эффективностью по объему обладают пластиковые карты, обеспечивающие данную эффективность в размере 0,78% по итогу 2006 г.

Анализ качества организации безналичных расчетов ОАО АКБ «Приморье» позволил выявить, что уровень качества данных услуг составляет по итогу 2006 г. 99,73%, что является «стандартной величиной» в банковском бизнесе. Состояние качества организации безналичных расчетов ОАО АКБ «Приморье» имеет позитивные тенденции роста - 0,5% по итогу рассмотренного периода.