Таким образом, по итогам периода наблюдается некоторое снижение общей эффективности платежных операций, что обусловлено опережающим ростом расходов банка.
Рассчитаем эффективность отдельных видов платежных операций по объему, которое определяется как отношение.
|
| |||
ЭФО = | Дi | * 100% | (2) |
|
| Оi |
|
|
|
|
|
|
|
|
где:
- ЭФО- показатель эффективности платежных операций по обороту, %;
- Дi- доходы банка, полученные за оказание услуг по какому-либо платежному инструменту, руб.;
- Оi - объемы операций банка, полученные посредством какого-либо платежного инструмента, руб.;
Расчет эффективности отдельных платежных операций отражен в таблице 2.3.
Таким образом из таблицы 2.3 видно что лучшими показателями эффективности по обороту обладают такие платежные инструменты, используемые ОАО АКБ «Приморье» как пластиковые карты, обеспечивающие эффективность 0,71, 0,76, 0,78% по итогу 2004г., 2005г., 2006 г. В целом заключим, что платежные операции, осуществляемые ОАО АКБ «Приморье» обеспечивают доход 5 ,88 млн. руб. по итогам 2006 г., а наиболее эффективными платежными операциями являются пластиковые карты.
Таблица 2.3 - Расчет эффективности отдельных платежных операций ОАО АКБ «Приморье».
|
| |||
Показатель | Объем, млн. руб. |
|
| |
| 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. |
|
1) Доходы банка, полученные за оказание услуг по платежным операциям, млн. руб. | 4,61 | 5, 09 | 5, 88 |
|
- в т.ч. с использованием платежных поручений | 1,89 | 1, 97 | 2,06 |
|
- в т.ч. с использованием аккредитивов | 0,60 | 0, 65 | 0, 79 |
|
- в т.ч. с использованием платежных требований и инкассо | 0,62 | 0, 60 | 0, 63 |
|
- в т.ч. с использованием чеков | 0 | 0 | 0 |
|
- в т.ч. с использованием пластиковых карт | 1,50 | 1, 87 | 2, 40 |
|
2) Объем платежных операций, всего млн. руб. | 13 629,73 | 14 342, 22 | 15 142, 04 |
|
- в т.ч. с использованием платежных поручений | 13616,73 | 13 906, 63 | 14 840, 47 |
|
- в т.ч. с использованием аккредитивов | 85,45 | 99, 90 | 101, 33 |
|
- в т.ч. с использованием платежных требований и инкассо | 90,50 | 91, 88 | 111, 36 |
|
- в т.ч. с использованием чеков | 0 | 0 | 0 |
|
- в т.ч. с использованием пластиковых карт | 210,56 | 243, 82 | 307, 77 |
|
3) Эффективность платежных операций по объему, % | 0,03 | 0,03 | 0,04 |
|
- в т.ч. с использованием платежных поручений | 0,01 | 0,01 | 0,02 |
|
- в т.ч. с использованием аккредитивов | 0,07 | 0,6 | 0,7 |
|
- в т.ч. с использованием платежных требований и инкассо | 0,07 | 0,6 | 0,57 |
|
- в т.ч. с использованием чеков | 0 | 0 | 0 |
|
- в т.ч. с использованием пластиковых карт | 0,71 | 0,76 | 0,78 |
|
|
|
|
|
|
Статистическое измерение качества банковской услуги предполагает определение ее полезного эффекта, то есть меры удовлетворения потребности в данной услуги путем сравнения ее качества с качеством образца-эталона, принятого за базу для сравнения [ см. 48, с. 35 ].
Количественная оценка производственного качества банковской услуги определяется посредством формулы [см. 46, с.36]:
|
| |||
QБУ = | QД | * 100% | (3) |
|
| Q? |
|
|
|
|
|
|
|
|
где:
- QБУ - качество оказанных услуг данного типа;
- QД -количество добросовестно оказанных услуг данного типа, ед.; при этом, добросовестно оказанные услуги - это услуги выполненные в соответствии с заявленными или требуемыми нормативами техническо-стоимостными параметрами;
- Q? -общее количество оказанных услуг данного типа, ед.
При этом значения величин, используемых для определения производственного качества банковской услуги, определяются:
- общее количество оказанных услуг данного типа - посредством количественного определения таковых по отчетной банковской документации,
-количество добросовестно оказанных услуг - посредством:
а) анализа отчетной банковской документации на предмет выявления несоответствия, отмеченного банковскими контрольно-ревизионными органами;
б) опытно-статистическими методами, например - фотографированием рабочего цикла услуги, совокупностью действий, осуществляемых экспертом-исследователем и направленных на выявления соответствия оказания какой-либо услуги, заявленным технико-стоимостным параметрам.
Преимуществом статистического метода оценки качества банковской услуги, заключается в возможности определения динамики качества банковской услуги в достаточно большом отрезке времени - за квартал, полугодие, годы.
Таблица 2.4 - Качество безналичных расчетов ОАО АКБ «Приморье»
|
| |||||
Показатель | Объем, млн. руб | Изменения, % |
|
| ||
| 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2004-2005 | 2005-2006 |
|
Q? -общее количество оказанных услуг, тыс. ед. | 31.1 | 37.75 | 44.56 | 21,4 | 18.0 |
|
QД -количество добросовестно оказанных услуг, тыс. ед. | 30.75 | 37.46 | 44.44 | 21,9 | 18.6 |
|
| 98,9 |
|
|
|
|
|
|
| 99.23 | 99.73 | 0,33 | 0.5 |
|
QБУ - качество оказанных услуг, % |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таким образом, анализ отчетной документации по безналичным расчетам, проведенный статистическими методами, показал, что, несмотря на рост общего количества услуг (18%), оказанных клиентам услуг с 2005 по 2006 года, качество услуг остается стабильным - (99,23-99,73)%, изменившись с 2004 по 2005 на 0,33 процента и с 2005 по 2004 года на 0,5 процента.
Подведем итоги исследования, выполненные в данной главе. В структуре платежных операций: наибольшие значение как по объему, так и по удельному весу приходится на платежные поручения, удельный вес которых составил 96,6% в 2006 году и 96,9 в 2005году; данное обусловлено как относительной простой и небольшой стоимостью данных операций, так и их повседневной востребованностью со стороны клиентов; наибольшей же эффективностью по объему обладают пластиковые карты, обеспечивающие данную эффективность в размере 0,78% по итогу 2006 г.
Анализ качества организации безналичных расчетов ОАО АКБ «Приморье» позволил выявить, что уровень качества данных услуг составляет по итогу 2006 г. 99,73%, что является «стандартной величиной» в банковском бизнесе. Состояние качества организации безналичных расчетов ОАО АКБ «Приморье» имеет позитивные тенденции роста - 0,5% по итогу рассмотренного периода.
- Основы организации безналичных расчетов
- Введение
- 1 Теоретические основы организации безналичных расчетов
- 1.1 Понятие и экономическое значение безналичных расчетов в современном денежном обороте
- 1.2 Принципы и механизм безналичных расчетов
- 1.3 Современные виды безналичных расчетов
- 2 Анализ организации безналичных расчетов в оао акб «приморье»
- 2.1 Политика банка по организации безналичных расчетов
- 2.2 Анализ платежного оборота банка
- Таким образом, по итогам периода наблюдается некоторое снижение общей эффективности платежных операций, что обусловлено опережающим ростом расходов банка.
- 3 Пути совершенствования безналичных расчетов
- 4 Заключение
- 5 Список литературы
- Пояснения:
- Пояснения: