Оценка материалов по методам фифо и лифо
Показатели | Кол-во ед., кг | Цена за ед., руб. | Сумма, Руб. |
1. остаток материалов на начало месяца | 30 | 15 | 450 |
2. Поступили материалы в течение месяца: - первая партия - вторая партия - третья партия |
40 20 80 |
18 20 25 |
750 400 2 000 |
Итого приход за месяц | 140 | - | 3 120 |
3. Расход материалов за месяц (150 кг): а) списание по методу ФИФО |
30 40 20 60 |
15 18 20 25 |
450 720 400 1 500 |
Итого расход за месяц | 150 | - | 3 070 |
б) списание по методу ЛИФО | 80 20 40 10 | 25 20 18 15 | 2 000 400 720 150 |
Итого расход за месяц | 150 | - | 3 270 |
4. Остаток материалов на конец месяца: а) по методу ФИФО б) по методу ЛИФО |
20 20 |
25 15 |
500 300 |
Расчет средневзвешенной себестоимости единицы материала:
1. Определяем стоимость материала данного вида, находящегося в обороте предприятия
450 + 3 120 = 3 570 руб.
2. Определяем количество материала
30 + 140 = 170 шт.
3. Определяем среднюю фактическую себестоимость единицы материала
3 570 / 170 = 21 руб.
4. Фактическая себестоимость израсходованного материала
21 руб. * 130 шт. = 3 150 руб.
Остаток на конец месяца
20 кг * 21 руб. = 420 руб.
При использовании в текущем учете учетных оценок используют счета 10, 15, 16. Для отражения операций заготовления и приобретения материалов и иных аналогичных ресурсов предприятие может использовать следующие учетные схемы.
Схема 1
На основании поступивших на предприятие расчетных документов поставщиков делается запись по дебету счета 15 ”Заготовление и приобретение материальных ценностей” и кредиту счетов 60“ Расчеты с поставщиками и подрядчиками”, 20 “Основное производство”, 23 ”Вспомогательные производства”, 71 ”Расчеты с подотчетными лицами”, 76 ”Расчеты с разными дебиторами и кредиторами” и т. п. в зависимости от того, откуда поступили те или иные материальные ценности. При этом запись по дебету счета 15 и кредиту счета 60 производится независимо от того, когда материалы поступили на предприятие - до или после получения расчетных документов поставщика. Оприходование материалов, фактически поступивших на предприятие, отражается записью Д10 К15.
В конце месяца по счетам 15 и 10 отражается стоимость материалов, оставшихся на конец месяца в пути или не вывезенных со складов поставщиков (без оприходования этих ценностей на склад). В начале следующего месяца эти суммы сторнируются и числятся в текущем учете по дебету счета 15. (сторно - значит вычитать). Выявляющийся в конце месяца на счете 15 остаток списывается в дебет счета 16 “Отклонение в стоимости материальных ценностей“. Счет 15 не имеет сальдо.
Схема 2
На основании поступивших на предприятие расчетных документов поставщиков делается запись Д15К60,20,23,71,76 в зависимости от того, откуда поступили эти материальные ценности.
При этом запись Д15К60 производится независимо от того, когда материалы поступили на предприятие - до или после получения расчетных документов поставщика.
При этой схеме учет материалов на предприятии ведется как по фактической цене приобретения материалов, так и по учетным ценам. Что такое фактическая цена - понятно, т.е. за какую сумму приобрели материалы. Но на многих предприятиях учет ведется по учетным ценам, которые формируются на основании тарифных ставок, ценников и т.д. Как правило, учетные цены отличаются от фактических цен. Но на предприятии по этой схеме по учетным ценам материалы оприходуются, списываются на себестоимость при их расходовании. Но в этом случае себестоимость будет нереальная, ведь цены - учетные, не фактические. Для этой цели определяют разницу между учетной ценой и фактической ценой приобретения. Эта разница называется отклонением в стоимости приобретения материалов. Наша задача показать, как эти отклонения отражаются в себестоимости. Оприходование материалов по учетным ценам отражается записью Д10К15. Разница между фактической стоимостью приобретения и учетной стоимостью отражается на счете 16 - Д16К15 или наоборот: Д15К16.
Пример 18.
От поставщика поступили запчасти №1, № 2, № 3 по фактическим ценам:
№ п/п | количество | цена | сумма |
№ 1 | 15 | 100 | 1500 |
№ 2 | 40 | 200 | 8000 |
№ 3 | 11 | 150 | 1650 |
Итого |
|
| 11150 |
Доставка запчастей сторонней организацией составила 3000 рублей. Затраты по доставке увеличивают стоимость этих запчастей.
Сделаем проводки Д15К60 - 11150, Д15К76 - 3000
Стоимость этих запчастей по учетным ценам составила:
№ п/п | количество | цена | сумма |
№ 1 | 15 | 105 | 1575 |
№ 2 | 40 | 153 | 6120 |
№ 3 | 11 | 141 | 1551 |
Итого |
|
| 9246 |
Сделаем проводку: Д10К15 9246
Вы видите, что фактическая стоимость приобретения не соответствует учетной. Найдем разницу и закроем счет 15. Этот счет должен закрываться в обязательном порядке. Для его закрытия найдем разницу между оборотами 15 счета и запишем ее в сторону меньшего оборота
По дебету счета 15 суммы: 11150 рублей, 3000 рублей
По кредиту счета 15 сумма: 9246 рублей.
Разница между оборотами составляет: (11150 + 3000) - 9246 = 4904
Эта сумма и является отклонением в стоимости материалов. Дебетовый оборот оказался больше кредитового, поэтому разницу запишем в кредит. Обороты уравнялись, счет закрылся. Но в бухгалтерском учете существует метод двойной записи на счетах, поэтому на сумму 4904 делаем проводку Д16К15
Определив сумму отклонений, посмотрим, как же эти отклонения отражаются в себестоимости. Предположим, что в текущем месяце израсходованы материалы на основное производство по учетным ценам в сумме 8002 рублей, на вспомогательное производство - 1003 рублей. Но это по учетным ценам, а они ниже фактических цен. Для того, чтобы отразить в себестоимости отклонения в стоимости материалов, необходимо найти средний процент отклонений в стоимости материалов. Для его определения необходимо знать остатки на счетах 10 и 16 на начало месяца.
Счет 10 Счет 16
Остаток на начало месяца Остаток на начало месяца
610 рублей 103 рублей
Определим следующий суммарный итог на счетах 10 и 16: остаток на начало месяца + приход за месяц
Счет 10 Счет 16
Остаток 610 Остаток 103
Приход за месяц Приход за месяц
9246 4904
Итого 9856 Итого 5007
Определим, какой удельный вес составляют отклонения в стоимости материалов по учетным ценам и выразим это в процентах.
Средний % отклонений = 5007: 9856 * 100 % = 50, 80%
Отразим в себестоимости расход материалов по учетным ценам и отклонения в стоимости материалов.
- Учебное пособие
- Содержание
- 1. Бухгалтерская сбалансированность и балансовый отчет
- 1.1. Бухгалтерский учет, его сущность, цели, задачи
- 1.2. Метод бухгалтерского учета
- В составе документов следует различать три группы:
- 1.3. Бухгалтерская сбалансированность
- Капитал
- 1.4. Балансовый отчет и результаты хозяйственных операций
- Внесение капитала
- Приобретение актива с оплатой чеком
- Приобретение актива и принятие на себя обязательств
- Продажа актива в кредит
- Продажа актива с немедленной оплатой
- Выплата по обязательству
- Получение актива
- Счета бухгалтерского учета
- Активные счета
- Правила записи на активных счетах
- Пример 3.
- Пассивные счета
- Правила записи на пассивных счетах
- Пример 4.
- Активно-пассивные счета
- Пример 5.
- 1.6. Система двойной записи
- 1. Оприходованы в кассу деньги, поступившие с расчетного счета для выплаты заработной платы 11 000 руб.
- 2. Оприходованы поступившие от поставщиков материалы 15 000 руб.
- 3. Переданы со склада в основное производство материалы 45000 руб.
- 4. Начислена заработная плата работникам предприятия 10000 руб.
- 5. Удержаны из заработной платы рабочих и служащих налоги в бюджет 1 000 руб.
- 6. Начислена задолженность органам социального страхования 1400 руб.
- 7. Оприходована на склад поступившая из основного производства готовая продукция 56400 руб.
- 8. Отгружена покупателям готовая продукция 80000 руб.
- 9. Списана со склада отгруженная готовая продукция 65140 руб.
- 14. Списана на счет «Прибыли и убытки» прибыль, полученная от реализации готовой продукции 14860 руб.
- Журнал регистрации хозяйственных операций
- 1.5.Счета синтетические и аналитические
- Оборотные ведомости по синтетическим и аналитическим счетам
- Оборотная ведомость по синтетическим счетам
- Пример 6.
- Вступительный баланс предприятия на 01.09.2008г. (руб.)
- Журнал регистрации хозяйственных операций
- Шахматная ведомость
- Оборотная ведомость по синтетическим счетам
- Заключительный баланс предприятия
- 2. Формы ведения бухгалтерского учета
- Форма учета «журнал-главная»
- Упрощенная форма бухгалтерского учета
- Мемориально-ордерная форма учета
- Журнально-ордерная форма учета
- Автоматизированная форма учета
- 3. Способы исправления ошибок в бухгалтерском учете
- 4. Учет кассовых операций
- Документирование кассовых операций
- Ведение кассовой книги
- Кассовая книга (в руб.)
- Операция по счету «Касса»
- Ревизия кассы
- 5. Учет операций по расчетному счету
- Очередность списания денежных средств со счета
- Формы безналичных расчетов
- Расчеты платежными поручениями
- Расчеты по инкассо
- Платежное требование
- Инкассовое поручение
- Операция по счету 51 «Расчетный счет»
- 6. Учет расчетов с подотчетными лицами
- 7. Учет труда и заработной платы
- 7.1. Организация заработной платы, формы и системы оплаты труда
- 7.2. Дополнительная заработная плата Определение среднего заработка для оплаты отпусков
- 7.3. Виды доплат к основной заработной плате
- Стандартные налоговые вычеты
- Удержание алиментов
- 7.5. Начисление единого социального налога
- 7.6. Депонированная заработная плата
- 8. Учет основных средств
- 8.1. Понятие основных средств, их классификация
- 8.2. Оценка основных средств
- 8.3. Учет наличия и движения основных средств
- Хозяйственные операции по приобретению станка
- Хозяйственные операции по приобретению автоматической линии
- 8.4. Учет амортизации основных средств
- Линейный метод начисления амортизации
- Метод уменьшаемого остатка
- Метод начисления износа пропорционально объему выполненных работ
- 8.5. Учет выбытия основных средств
- 9.1. Понятие нематериальных активов
- 9.2. Оценка нематериальных активов
- 9.3. Учет наличия и движения нематериальных активов
- 9.4. Учет поступления нематериальных активов
- Хозяйственные операции, совершенные организацией
- 9.5. Учет амортизации нематериальных активов
- 9.6. Учет выбытия нематериальных активов
- Хозяйственные операции по учету приобретения и продажи нма, совершенные предприятиями «а» и «в»
- 10. Учет материалов
- 10.1. Понятие, классификация, поступление материалов
- Сальдо — оборотная ведомость
- 10.2. Методы учета материалов
- Оценка материалов по методам фифо и лифо
- Отклонения
- Расход материалов по учетным ценам
- 10.3. Транспортно-заготовительные расходы
- 10.4. Синтетический учет материалов
- 11. Учет затрат на производство
- 11.1. Понятие издержек и себестоимости
- 11.2. Классификация затрат на производство
- 11.3. Методы учета затрат
- 11.5. Формирование цены продукции на основе ее себестоимости. Коэффициент рентабельности
- 12. Учет готовой продукции
- 12.1. Основные положения по учету готовой продукции
- 12.2. Оценка готовой продукции
- 12.3. Учет выпуска готовой продукции
- Журнал хозяйственных операций по учету подекадного выпуска продукции
- 12.4. Учет продажи готовой продукции и товаров
- 12.5. Учет товаров отгруженных
- 12.6. Учет коммерческих расходов
- Порядок учета расходов при реализации готовой продукции
- 13. Учет финансовых результатов
- 13.1. Определение финансовых результатов
- Журнал хозяйственных операций по проекту реализации готовой продукции
- Порядок определения финансового результата от реализации материалов и основных средств
- 13.2. Расчет налога на прибыль
- 13.3. Учет чрезвычайных доходов и расходов
- 14. Учет капитала организации
- Капитал организации
- 14.1. Учет уставного капитала
- 14.2. Учет резервного капитала
- 14.3. Учет добавочного капитала
- 14.4. Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)
- 14.5. Целевое финансирование
- 14.6. Заемный капитал
- Журнал хозяйственных операций по учету полученного кредита
- 15. Отчетность предприятия
- 16. Аудит
- 16.1. Понятие, уели, задачи аудита
- Цели и задачи аудита
- 16.2. Виды аудита Внутренний и внешний аудит
- Особенности внутреннего и внешнего аудита
- Аудит на соответствие требованиям
- Аудит финансовой отчетности
- Обязательный и инициативный аудит
- Первоначальный и согласованный аудит
- План счетов бухгалтерского учета
- Бухгалтерский баланс