Правовая и налоговая экспертиза договоров
Аудит этого участка требует очень высокой квалификации проверяющего, который в совершенстве должен знать хозяйственное, гражданское, налоговое законодательство и бухгалтерский учет.
При проведении экспертизы аудитор определяет виды договоров, которые используются на предприятии, их предмет и существенные условия. Аудитор по итогам этого сегмента должен дать оценку состояния договорной работы на предприятии, выявить наиболее типичные для данного предприятия договора, схемы учета бухгалтерского и налогового по таким операциям. Экспертиза включает в себя следующие действия (этапы):
Определение вида договоров в соответствии с ГК РФ (в т.ч. договора купли-продажи, поставки, возмездного оказания услуг и т.д.).
Установка правильности их заполнения (наличие необходимых реквизитов, печатей, подписей).
Изучение предмета договора и его сути. Договор должен быть полностью истолкован, в соответствии с гражданским законодательством (он может быть смешанным, но все равно должен соответствовать гражданскому законодательству). В нем не должно быть двусмысленных фраз.
При изучении договора в первую очередь принимается во внимание буквальное прочтение слов, выражений, норм. В дальнейшем, для понимания сути договора, используются акты выполненных работ, сметы, проектно-сметная документация, технические задания и др. документы, раскрывающие содержание договора. Особенно тщательной проверке подвергаются договора, на основании которых оплата выполненных работ или услуг относилась на счета затрат (счет 20 «Основные производство», счет 23 «Вспомогательные производства», счет 25 «Общепроизводственные расходы», счет 26 «Общехозяйственные расходы», счет 97 «Расходы будущих периодов»). Это связано с тем, что ошибка в учете таких расходов приводит к недоплате налога на прибыль и к штрафам.
Например, предметом договора является выполнение работ по текущему ремонту помещения (офиса). Стоимость по договору составляет 118 тыс. руб., в т.ч. 18 тыс. руб. НДС. Арендатор учел указанные затраты 100 тыс. руб. при налогообложении прибыли и после оплаты работы, получения счета-фактуры, применил налоговый вычет по НДС на сумму 18 тыс. руб.:
Д-т счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»
К-т счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным
ценностям»
При аудите данного договора было установлено, что выполнение всех видов ремонтов является обязанностью арендодателя (есть соответствующих пункт в договоре). Таким образом, арендатор учел затраты и НДС неправомерно, т.к. это не его расходы. Следовательно, он должен сдать уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль и по НДС. По налогу на прибыль надо уменьшить расходы на 100 тыс. руб. и доплатить данный налог:
100 тыс. руб. х 24% = 24 тыс. руб.;
на несвоевременно уплаченную сумму налога организация должна сама себе начислить пени.
Если эту ошибку обнаружат налоговые органы, то помимо указанных доплат организации будет предъявлен штраф в размере 20% от суммы доначисленных налогов: (24000 + 18000) х 20%.
При аудиторской проверке, скорее всего, все договора исправляются, т.е. убирается этот пункт договора.
Договора аренды требуют очень тщательного изучения, в частности, если предметом договора является аренда заданий, помещений, недвижимости, земли и срок действия договора составляет 1 год и более, то такой договор обязательно подлежит регистрации в соответствующих органах (Москомрегистрации). Договор считается вступившим в действие с момента регистрации. Поэтому налоговые органы считают, что если договор не зарегистрирован, то он оформлен с нарушениями законодательства и, следовательно, арендную плату по такому договору нельзя учесть в затратах и при налогообложении прибыли. В тоже время, если договор аренды здания, сооружения, помещения будет заключен на срок менее года, а затем пролонгирован на следующий срок менее года, то никаких разногласий с налоговыми органами не возникнет.
Обязательно обращается внимание на порядок установления арендной платы. Как правило, арендатор оплачивает непосредственно аренду помещений (т.е. плату за площади) и, кроме того, оплачивает коммунальные услуги (свет, газ, отопление). Наиболее целесообразным вариантом является тот, при котором арендная плата установлена одной суммой, включающей все затраты, в т.ч. коммунальные платежи. При этом варианте арендатор без проблем учет всю сумму арендной платы в своих расходах. Допускается так же арендную плату зафиксировать в виде двух частей: постоянная часть (аренда площади за ) и переменная часть (за обслуживание арендуемой площади), которая оплачивается отдельным счетом по итогам месяца.
Если же в договоре аренды будет записано, что коммунальные платежи, а также плата за пользование телефоном, электроэнергией и т.д. производится по счетам, выставляемым арендодателем по итогам каждого месяца, то это будет наиболее рискованный в налоговом отношении вариант, т.к. налоговые органы не признают у арендатора в затратах эти платежи. Обосновыается это тем, что арендатору оказаны лицензированные услуги и договор на их оказание надо было заключать непосредственно со снабжающими организациями (Мосэнерго, Мосводоканал), а не с посредником, которым является арендодатель.
Такой же тщательной экспертизы требуют договора, предметом который является выполнение ремонтных работ. В соответствии с ПБУ 10 «Расходы организации» и гл.25 НК РФ, расходы на выполнение ремонтов (текущих и капитальных) учитываются в себестоимости и уменьшаю налогооблагаемую прибыль.
Однако работы на реконструкцию помещений, оборудования, техническое перевооружение не относятся на счета затрат, т.к. они учитываются как капитальные вложения, которые должны быть отражены на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Договора страхования. Если предметом страхования является имущество, то относятся эти затраты на уменьшение налогооблагаемой прибыли в размере фактических сумм. Если речь идет о страховании арендованного имущества, то в договоре аренды обязательно должен быть пункт, вменяющий арендатору в обязанность застраховать имущество. В этом случае эти расходы можно учесть при налогообложении прибыли. Страхование арендованного имущества без этого пункта лишает арендаторов учесть эти расходы при налогообложении.
Очень часто при страховании арендованного имущества в качестве выгодоприобретателя выступает арендодатель, что логично. Однако такой договор не даст арендателю учесть эти затраты на страховку и уменьшение налогооблагаемой прибыли. Как правило, страхуется не только имущество, но и ответственность перед третьими лицами или риски. Такие договора страхования нельзя учитывать при налогообложении прибыли.
- Содержание
- Аудит бухгалтерской отчетности. Критерии аудита бухгалтерской отчетности.
- Основные этапы дезагрегирования бухгалтерской отчетности.
- Характеристика подходов к аудиту.
- Аудит учредительных документов и порядка формирования уставного капитала. Проверка расчетов с учредителями.
- Аудит учетных политик организаций.
- Правовая и налоговая экспертиза договоров
- Аудит кассовых операций.
- Аудит операций по расчетным и другим счетам предприятия в банке.
- Аудит операций по валютным счетам
- Счет 52 «Валютные счета»
- Аудит операций по учету валютных кредитов и займов
- Порядок аудита кредитов и займов, полученных в рублях (в российской валюте)
- Особенности аудита операций по работам с использованием векселей
- Аудит расчетов с подотчетными лицами по командировкам внутри страны
- Аудит расчетов по оплате труда.
- Аудит начисления доходов работников
- Аудит правильности начисления и уплаты ндфл.
- Проверка правильности отражения затрат на оплату труда в налоговом учете.
- Аудит расчетов с бюджетом по налогам и внебюджетным платежам.
- 1. Цели и основные процедуры по проверке расчетов с бюджетами
- 2. Аудит расчетов по есн и страховым платежам в пенсионный фонд.
- 3. Особенности аудита расчетов по налогу на прибыль
- 4. Аудит расчетов по ндс
- Аудит основных средств
- Аудит арендных операций.
- Аудит операций по тмц