logo
Аудит лекции ч2

1. Цели и основные процедуры по проверке расчетов с бюджетами

Цели аудита расчетов с бюджетом заключается в подтверждении правильности выполненных расчетов, полноты и своевременности перечисления налогов в бюджет и платежей во внебюджетные фонды.

Источниками информации для проверки расчетов с бюджетом являются:

  1. положения об учетной политике предприятия для целей бухгалтерского учета и целей налогообложения;

  2. бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках;

  3. декларации по налогам;

  4. книги покупок и книги продаж;

  5. журналы учета полученных и выставленных счетов фактур;

  6. налоговые регистры;

  7. регистры бухгалтерского учета;

  8. и другие.

Аудит расчетов с бюджетом может быть выделен в отдельный самостоятельный раздел аудиторской проверки или может осуществляться частями в ходе аудиторской проверки других разделов. Например, при проверке документов организации выручки от реализации работ, услуг удобно проверить правильность начисления НДС по реализованным работам, услугам. При проверке расчетов с поставщиками и подрядчиками удобно проверять НДС уплаченный по приобретенным ценностям и правильность применения налоговых вычетов по НДС. Проверку НДФЛ и ЕСН, а так же страховых взносов в пенсионных фонд РФ, как правило, проверяют одновременно с аудитом расчетов по оплате труда и т.д.

Однако, независимо от того, как организованы работы в процессе аудита по каждому уплачиваемому предприятием налогу, аудиторы должны выполнять следующие аудиторские процедуры и проверить:

  1. правильность формирования и расчета налогооблагаемой базы;

  2. правильность применения налоговых ставок;

  3. правильность применения налоговых льгот и налоговых вычетов;

  4. правильность начисления и перечисления в бюджет налогов;

  5. правильность ведения синтетического и аналитического учета по счета 68 и 69;

  6. правильность составления бухгалтерской и налоговой отчетности.

Приступая к проверке расчетов с бюджетом, аудиторы должны пользоваться налоговым кодексом, с учетом всех внесенных в него изменений и дополнений.

На начальном этапе проверки аудиторы должны выяснить:

  1. плательщиком каких налогов является данное предприятие;

  2. какие налоги имеют самый большой удельный вес в общей сумме налоговых платежей;

  3. какие изменения произошли в налоговой политике организации, в видах деятельности;

  4. также следует ознакомиться с материалами прошедших аудиторских, налоговых проверок, актами сверки налогов.

Это позволит выявить наиболее проблемные вопросы налогообложения, выяснить характер ошибок, допущенных в учете и расчете налогов и наметить объекты для наиболее глубокого изучения в процессе аудиторской проверки.

При подтверждении правильности расчета отдельных налогов, аудиторы самостоятельно определяют налоговые базы и сравнивают полученные показатели с теми, которые зафиксированы в налоговой отчетности предприятия.

Правильность применения налоговых ставок устанавливается аудиторами путем сравнения тех ставок, которые зафиксированы в налоговом кодексе с фактически применяемыми. Выясняя правильность начисления и своевременность перечисления налогов, аудиторы изучают учетные регистры по счетам 68 и 69. К этим счетам обязательно должна быть заведена аналитика по каждому налогу или сбору. Так проверяется правильность составленных проводок по начислению налогов.

Оценивая правильность составления налоговой отчетности, аудиторы проверяют наличие в ней всех установленных форм, правильность и полноту заполнения форм, производят пересчет показателей, отраженных в этих формах, проверяют соответствие данных, зафиксированных в налоговой отчетности и в бухгалтерском учете.