logo search
Основы организации безналичных расчетов-1

1.2 Принципы и механизм безналичных расчетов

В настоящее время к безналичным расчетам предъявляются довольно жестокие требования. Они должны быть бесперебойны, своевременны, надежны, безопасны, экономичны. Для соблюдения всех этих требований, система безналичных расчетов должна строится на основе определенных принципах.

О важности формирования принципов свидетельствует то внимание которое уделяется этому вопросу европейскими странами.

В 1998 году Комитет по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов учредил Рабочую группу для определения принципов, на основе которых должны основываться платежные системы всех стран. В 1999 году Рабочая группа сформировал Ключевые принципы для системно значимых платежных систем.

Ключевые принципы - это универсальные директивы, содействующие более безопасной и эффективной структуре и функционированию системно значимых платежных систем в мире. [см. 29, с. 365].

Приведем в сокращение сформулированные Рабочей группой 10 Ключевых принципов.

1. Система должна иметь хорошо обоснованную правовую базу в рамках применимых юрисдикции

2. Правила и процедуры системы должны давать участникам четкое представление о ее влиянии на каждый из финансовых рисков, которым они подвергаются в силу участия в системе.

3. Система должна иметь четко определение процедуры управления рисками кредитными и нехватки ликвидности, устанавливающие ответственность оператора и участников системы и содержащие надлежащие стимулы для управления этими рисками и их сдерживания.

4. Система должна обеспечивать быстрый окончательный расчет в день валютирования, желательно в течении дня или в крайнем случае к концу дня.

5. Система с многосторонним неттингом должна как минимум быть способна обеспечить своевременное завершение ежедневных расчетов в случае неплатежеспособности участника с наибольшим индивидуальным расчетным обязательством.

6. Активы, используемые для расчетов, предпочтительно должные быть требованиями к центральному банку; если используются иные активы, они должны иметь незначительный или нулевой кредитный риск или риск неликвидности.

7. Система должна обеспечивать высокий уровень безопасности и операционной надежности и иметь резервные механизмы своевременного завершения обработки платежей в течение операционного дня.

8. Система должна предоставлять удобные для пользователей и эффективные для экономики способы совершения платежей.

9. Система должна иметь объективные и публично объявленные критерии участия, обеспечивающие справедливый и открытый доступ.

10. Процедуры управления системой должны быть эффективными, подотчетными и прозрачными [см. 34].

Названные принципы касаются наиболее значимых платежных систем, которые организуют банки и другие кредитные организации. Наряду с этими принципами в системе безналичных расчетов сформировались принципы имеющие всеобщих характер, которые должны соблюдаться всеми участниками безналичных расчетов. В современной экономической литературе выделяют 8 основных принципов.

1. Принцип правового режима осуществления расчетов и платежей обусловлен ролью платежной системы как основного элемента любого современного общества. К главным законодательным источникам регулирования расчетов относятся: Гражданский кодекс РФ, ФЗ «О центральном Банке РФ», ФЗ «О банках и банковской деятельности», ФЗ «О переводном и простом векселе» и др.

Также нужно отметить роль ГК РФ, части второй, введенной в действие с 1 марта 1996 г. В главах 45 и 46 этой части упорядочены многие вопросы организации безналичных расчетов применительно к рыночным условиям экономики: действие договора и тайна банковского счета, очередность списания денежных средств со счета, формы расчетов и способы платежей, ответственность участников расчетов.

Главный регулирующий орган платежной системы - ЦБ РФ. На него возложены обязанности:

l установление правил, сроков и стандартов осуществления расчетов и применяемых при этом документов;

l координация, регулирование и лицензирование организации расчетных систем.

Порядок безналичных расчетов в народном хозяйстве определен Гражданским кодексом, а так же нормативными актами Банка России: Положении ЦБ РФ №2-П «О безналичных расчетах в РФ» с последующими изменениями и дополнениями, Положение БР № 222-П и положением №266-П.

Согласно этим Положения организация безналичных расчетов в РФ строится на следующих правилах:

1. При многообразии форм собственности, деятельности предприятий в условиях развития товарно-денежных отношений за предприятиями остается право свободного выбора форм расчетов и закрепления их в договорах. Ограничение свободы выбора со стороны коммерческого банка не допускается.

2. Средства со счетов предприятий списываются по распоряжению владельца счетов.

3. Все платежи со счетов предприятий осуществляются по очередности, определяемой руководителем предприятия, если иное не предусмотрено законодательством [см. 7, с. 56]

2. Принцип осуществления расчетов по банковским счетам.Наличие последних как у получателя, так и у плательщика - необходимая предпосылка расчетов т.к согласно ГК РФ учреждения, независимо от их организационно-правовой формы, обязаны хранить денежные средства в учреждениях банка на расчетных, текущих, бюджетных счетах. С них осуществляются платежи за материальные ценности, услуги и по финансово-банковским обязательствам.

Деньги со счета на счет переводятся банком по, полученным от хозяйствующих субъектов, расчетным документам. Банк зачисляет поступающие на эти счета суммы, выполняет распоряжения предприятий об их перечислении и выдаче со счетов и осуществляет проведение других банковских операций, которые предусмотрены банковскими правилами и договорами об использовании той или иной формы безналичных расчетов.

3. Принцип обеспеченности платежа предполагает наличие у плательщика денежных средств, то есть платежи должны выполнятся за счет собственных средств плательщика или за счет предоставленного кредита банком. Для выполнения этого принципа плательщик должен планировать списания, пополнения денежных средств, и изыскивать недостающие средства.

4. Принцип периодической очередности платежей. Очередность платежей может быть:

хронологическая - претензии удовлетворяются в той последовательности, в какой расчетные документы поступают в банк, независимо от цели платежа;

целевая - в первую очередь совершаются наиболее важные по значению платежи.

5. Принцип согласия (акцепта) плательщика.Данный принцип реализуется путем применения:

либо соответствующего платежного инструмента (чека, простого векселя, платежного поручения), свидетельствующего о распоряжении владельца на списание средств;

либо специального акцепта документов, выписанных получателями средств (платежных требований-поручений, переводных векселей).

Вместе с тем законодательством предусмотрены случаи бесспорного (без согласия плательщиков) списания средств: недоимок по налогам и другим обязательным платежам - на основании исполнительных листов, выданных судами, некоторых штрафов по распоряжениям взыскателей и др., а также безакцептного списания за тепловую и электрическую энергию, коммунальные и другие услуги.

6. Принцип срочности платежа. Расчеты осуществляются строго в сроки, предусмотренные в договорах, в инструкциях Минфина РФ и т.д. Платеж может осуществляться:

до начала торговой операции (авансовый платеж);

немедленно после совершения торговой операции;

через определенный срок после совершения торговой операции.

На условиях коммерческого кредита (без оформления долгового обязательства или с письменным оформлением векселя).

Учреждения банков обязаны зачислять на счет предприятия (списывать) причитающиеся ему суммы не позднее следующего рабочего дня после получения соответствующего документа. За несвоевременное (позднее следующего рабочего дня после получения документа) или неправильное списание средств со счета владельца, а также несвоевременное или неправильное зачисление банком сумм, причитающихся владельцу, владелец вправе потребовать от банка уплатить в свою пользу штраф в размере 0.5% несвоевременно зачисленной (списанной) суммы за каждый день задержки.

7. Принцип контроля за проведением операций. Контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий. Имеются определенные особенности в проведении контроля со стороны предприятий и банков. В частности, банки, выступая посредниками между продавцами и покупателями, налоговыми органами, населением, бюджетом, внебюджетными органами, контролируют соблюдение ими установленных правил расчетов.

8. Принцип имущественной ответственности по договору.Суть этого принципа заключается в том, что нарушения договорных обязательств в части расчетов влекут применение гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков, уплаты неустойки (штрафа, пени), а также иных мер ответственности. Надлежащий контроль позволяет предотвратить неисполнение обязательств как своих, так и контрагентов, а если они не выполнены последними, - практически полностью возместить причиненные убытки и тем самым ослабить негативные последствия.

Согласно Гражданскому кодексу в Российской Федерации при осуществлении безналичных расчетов «допускаются расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота» [см. 2, с. 55 ].

Разнообразие применяемых форм расчетов и принципы выбора той или иной формы расчетов при заключении договоров и сделок зависят от конкретной экономической ситуации в стране, и претерпевают значительные изменения при проведении реформ в хозяйственной сфере.

Выбор формы расчетов в основном определяется:

характером хозяйственных связей между контрагентами;

особенностью поставляемой продукции и условиями ее приемки;

местонахождением сторон сделки;

способом транспортировки грузов;

финансовым положением юридических лиц.

Преобладающей формой в безналичных расчетах являются расчеты платежными поручениями. Расчеты платежными поручениями регламентируются ст. 863 - 866 Гражданского кодекса РФ.

Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. [см. 8, с. 6]

Расчеты платежными поручениями используются для платежей широкого спектра: с их помощью рассчитываются с поставщиками и подрядчиками в случае предоплаты, с органами пенсионного и страхового фондов, с работниками при переводе заработной платы на их счета в другие банки, при налоговых и иных платежах, уплате банку комиссионных и т.д. Исходя из условий основного договора платежные поручения могут использоваться для предварительной оплаты товаров (услуг) или для последующей оплате товаров (см. Приложение 1, 2).

По договоренности сторон платежи платежными поручениями могут быть срочными, досрочными и отсроченными.

Срочный платеж совершается при авансовых платежах, т.е. до отгрузки товара; после отгрузки товара, т.е. путем прямого акцепта товара; либо при частичных платежах при крупных сделках. Досрочный и отсроченный платежи возможны в рамках договорных отношений без ущерба для финансового положения сторон.

В целях гарантии платежа поставщик может внести в условия сделки акцепт платежного поручения. Поручение акцептуется банком путем депонирования (бронирования) суммы поручения на отдельном балансовом счете. На акцептованном поручении делается соответствующая отметка, подтверждающая депонирование средств для оплаты. Акцептованные платежные поручения принимаются к исполнению только в полной сумме. Получение с них сдачи наличными или обмен на наличные не допускается. Сфера расчетов платежными поручениями, акцептованными банком, в настоящее время ограничена оплатой почтовых, телефонных и телеграфных услуг, разовых операций по перевозке грузов и пассажиров.

К недостаткам данной разновидности расчетов платежными поручениями относят значительное усложнение и удлинение документооборота и отвлечение средств из хозяйственного оборота клиента.

Аккредитив - это вид платежа при котором банк обязуется произвести платежи в пользу получателя средств по представлении последним документов, соответствующих всем условиям аккредитива, либо предоставить полномочие другому банку (далее - исполняющий банк) произвести такие платежи. [см 8, c. 14]. Удельный вес аккредитивной формы расчетов в структуре форм безналичных расчетов невелик так как сфера применения это формы расчетов недостаточно широка.

Каждый аккредитив имеет характерную степень обеспечения и по форме содержит указание на момент принятия риска. Так, должно быть ясно, является ли он отзывным или безотзывным (при отсутствии явного указания аккредитив считается, согласно ГК РФ, отзывным).

Отзывной аккредитив может быть изменен или аннулирован в любой момент банком-эмитентом (по указанию покупателя) без предварительного согласования с поставщиком.

Безотзывный аккредитив не может быть изменен без согласия бенефициара и ответственных банков, если выполнены условия аккредитива.

Покрытый аккредитив (депонированный) соответствует предварительному представлению в распоряжение банка получателя покрытия в сумме аккредитива на срок действия обязательств. В этом случае депонирование средств возможно также за счет ссуды покупателя в своем банке. Отметим, что не предусмотрено выставление аккредитива частично за счет собственных средств и частично за счет банковской ссуды.

Рассматриваемая форма расчетов в международной практике представлена в основном непокрытыми (гарантированными) аккредитивами, когда платежи поставщику гарантируют банки (см. Приложение 3). С предприятиями-плательщиками, своевременно выполняющими обязательства перед банками и поставщиками, могут заключаться договоры на открытие гарантированных аккредитивов. Банк-эмитент в таком случае предоставляет исполняющему банку право списывать платежи по аккредитиву в пользу поставщика со своего корреспондентского счета.

Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк (далее - банк-эмитент) по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. [см. 8, с. 6].

Инкассовое поручение может быть оформлено как с помощью различных платежных документов (платежное требование, инкассовое поручение) так и иным способом (чек, вексель).

Платежи в порядке инкассо могут исполняться как с акцептом, так и без акцепта плательщика, в случаях предусмотренных законодательством. (см п.2 854 ГК РФ). Если расчеты осуществляются с акцептом плательщика или речь идет идет только о получении акцепта, то на банк-эмитент возлагаются следующие обязанности:

l обеспечить предъявление обязанному лицу требование о совершение платежа и акцепта вместе с соответствующими документами;

l обеспечить зачисление средств на счет получателя, соответствующих сумм ( или вручить ему акцептованные должником документы, если платеж или акцепт был совершен плательщиком)

Основными видами инкассовых операций являются простое (чистое) инкассо и документарное (коммерческое). В первом случае банк обязуется получить деньги с третьего лица на основании платежного требования, не сопровождаемого коммерческими документами, а во втором - банк должен предъявить полученные от своего клиента коммерческие документы. К числу коммерческих документов относятся счета, транспортные и страховые документы, документы о праве собственности и любые иные документы, не являющиеся финансовыми.

Вообще, расчеты в форме инкассо распространены в международных платежах достаточно широко. Платежи по контрактам осуществляются на условиях коммерческого кредита, и зарубежные банки принимают на инкассо различные документы, в том числе акции, облигации и другие.

Российская практика инкассовых операций представлена формами расчетов платежными требованиями. Здесь кредитор выставляет на инкассо после отгрузки товара товарораспредилительные документы в обслуживающий его банк (см. Приложение 4).

В соответствии с ст. 877 ГК РФ чеком признается ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. [см. 8, с. 16]. Чеки используются как физическими, так и юридическими лицами, являются платежным средством и могут применяться при расчетах во всех случаях, предусмотренных законами Российской Федерации. Не допускаются расчеты чеками между физическими лицами. Расчетный чек, эмитированный российским банком, имеет хождение только на территории Российской Федерации. Чек является ценной бумагой. Бланки чеков являются бланками строгой отчетности и должен содержать установленные ГК РФ установленные реквизиты, отсутствие которых лишает чек юридической силы.

В зависимости от того, кто указан получателем платежа, чеки делятся на именные, ордерные, предъявительские. Платеж по именному чеку может быть совершен только в пользу лица, указанного в чеке, по ордерному - как в пользу лица, указанного в чеке, так и по его приказу (оформленному на обороте чека) другому лицу, по предъявительскому - в любого лица, предъявившего чек в банк. Именные чеки передаче не подлежат. Предъявительские - могут передаваться другому лицу путем простого вручения, ордерные - путем оформления передаточной надписи (индоссамента). (см. Приложение 5)

Порядок расчетов определяет способ передачи информации от плательщика к получателю. Эта форма может осуществляться с помощью банков-корреспондентских отношений. Так, двусторонние отношения имеют место тогда, когда банки взаимно открывают и ведут у себя бухгалтерские счета «ЛОРО» - НОСТРО». Механизм односторонних расчетов производится через субсчет «ЛОРО», открытый в более крупном и надежном банке. Тем самым обслуживается более мелкий и менее надежный банк.

Корреспондентские отношения фиксируются по бухгалтерским книгам банка, по поручению и за счет которого производится платеж. Банк, который осуществляет расчет, ведет субсчет типа ЛОРО.

Счет «ЛОРО» - это счет открываемый банком банку-корреспонденту у себя, т.е. в своем банке. На этот счет зачисляются суммы, получаемые от банка-корреспондента и выдаваемые по его поручению.

Счет «НОСТРО» - счет, который банк имеет, открывает у своего банка - корреспондента. В результате банк приобретает возможность осуществлять переводы средств по поручению своих клиентов, используя клиентурную сеть банка-корреспондента.

Счета могут как в рублях, так и в валюте. Одновременное ведение в рублях и валюте наиболее выгодно. Последнее упрощает процесс конвертации валюты, создает условия получения банками доходов от изменения валютных курсов, создают условия получения банками доходов от изменения валютных курсов. За ведение счетов взимается плата в процентах к дебетовому обороту по корсчетам. Иногда банки требуют наличие минимального остатка на корсчетах. Эффективны при больших объемах переводов денежных средств. (см. Приложение 6)

Платежи производятся в соответствие с договором о корреспондентских отношениях. Каждый банк открывает и ведет свой счет типа ЛОРО и НОСТРО.

В случае организации расчетов по системе односторонних отношений платежи производятся на основании договора в банке-корреспонденте. Им может быть крупный банк, либо банк, который имеет генеральную лицензию ЦБ РФ на проведение операции в иностранной валюте. Таки банки называются платежными или рамбрусирующими банками.

Рамбрусирующий банк открывает на своем балансе и ведет расчетные счета банков-корреспондентов, а последние отражают корреспондентские отношения на своих бухгалтерских книгах. (см. Приложение 7, 8)

Расчеты по платежам могут производиться по каждой сделке отдельно (валовая основа) и по разностной (чистой) основе. Взаимозачет базируется на подсчете чистых сумм, обязательств и требований которые накопились, как привило, в течение операционного дня. Если получается закрытие позиции по взаимнозачтенным обязательствам, то процесс расчета на данном цикле считается завершенным. Если же позиция открытая, то фиксируется чистый, непогашенный остаток по счету и в этом размере перечисляется средства на счет участника, требования которого остались неисполненным.

Клиринг может осуществляться:

l двусторонний и односторонний зачет позиций;

l двусторонний взаимозачет путем новаций;

l многосторонний взаимозачет путем новаций и замещений

При двустороннем зачете позиций банки-партнеры в определенный день подсчитывают суммы, подлежащие уплате друг другу, и урегулируют свои отношения путем оплаты нетто-суммы (чистого остатка).

При двустороннем взаимозачете путем новаций один из банков должен будет переводить другому единую текущую сумму. Последняя определяется путем аккумулирования зачета обязательств по первой, второй и последующих сделках, количество которых ограничивается сроками зачисления средств по договору. В результате возникает новый контракт на нетто-суммы. Процесс новации может происходить автоматически в течение каждого операционного дня и повторяться неограниченное число раз до наступления расчетного дня.

Многосторонний взаимозачет путем новаций и замещения аналогичен двустороннему процессу новации, но только здесь присутствует третья сторона, которая в качестве партнера каждого банка участника принимает на себя обязательство погасить чистое сальдо.

Клиринговые расчеты могут осуществляться как с предварительным депонированием средств на счетах участников в клиринговом центре, так и без депонирования средств.

В первом случае все участники имеют на корреспондентских счетах средства в объеме необходимом для клиринга, расчетные операции производятся в пределах остатка на счете соответствующего участника. После завершения клирингового цикла все участники-дебиторы обязаны покрыть дебетовые остатки по взаимозачету.

Во втором случае каждому банку-участнику открывают корреспондентский счет, необходимый только для учета обязательств, то есть платежные средства на нем отсутствуют. На основе поступивших и обрабатываемых документов ведется учет взаимных обязательств банков участников, рассчитывается итоговое сальдо, которое предается на основные корреспондентские счета в РКЦ клирингового центра.