2.2. Классификация затрат для принятия решений и планирования
Поскольку управленческие решения, как правило, ориентированы на перспективу, руководству необходима детальная информация об ожидаемых расходах и доходах. В этой связи в УУ при выполнении расчетов, связанных с принятием решения, выделяют следующие виды затрат:
переменные, постоянные, условно-постоянные – в зависимости от реагирования на изменение объёмов производства (по отношению к объему производства).
Переменные затраты возрастают или уменьшаются пропорционально объёму производства продукции, т.е. зависят от деловой активности организации. Переменные характер могут иметь как производственные (прямые материальные затраты, прямые затраты на оплату труда, затраты на вспомогательные материалы и покупные полуфабрикаты), так и непроизводственные затраты (расходы на упаковку готовой продукции для отгрузки её потребителю, транспортные расходы, не возмещаемые покупателем, и т.д.)
Постоянные расходы – это издержки на аренду помещений, охрану, амортизационные отчисления и др. Если цены растут, то совокупные постоянные затраты тоже растут.
В реальной жизни редко можно встретить издержки, являющиеся исключительно постоянными или переменными. С точки зрения содержания трудно отнести затраты к одному или другому виду. И поэтому в большинстве случаев издержки являются условно-постоянными (или условно-переменными). Эти затраты содержат как переменные, так и постоянные компоненты. Пример: оплата пользованием телефона, она состоит из фиксированной абонентской платы (постоянная часть) и оплаты междугородних переговоров (переменное слагаемое).
Для описания степени реагирования переменных затрат на объем производства используют показатель – коэффициент реагирования затрат (К), введенный немецким ученым К. Меллеровичем. Он характеризует соотношение между темпами изменения затрат и темпами роста деловой активности предприятия и рассчитывается по формуле:
К = Y/ X,
где Y – темпы роста затрат, %;
Х – темпы роста деловой активности (объема производства, услуг, товарооборота), %.
Разновидностью переменных затрат являются пропорциональные затраты. Они увеличиваются теми же темпами, что и деловая активность предприятия. Коэффициент реагирования затрат при этом будет равен 1 (К=1).
безвозвратные затраты (затраты истекшего периода)
Это истекшие затраты, которые ни один альтернативный вариант не способен откорректировать, т.е. эти произведённые ранее затраты не могут быть изменены никакими управленческими решениями. Безвозвратные затраты не учитываются при принятии решений.
вмененные затраты (или упущенная выгода предприятия)
Данная категория присутствует лишь в УУ. Бухгалтер финансового учёта не может себе позволить «вообразить» какие-либо затраты, так как он строго следует принципу их документальной обоснованности. В УУ для принятия решения иногда необходимо начислить или приписать затраты, которые могут реально и не состояться в будущем. Такие затраты называют временными.
планируемые и не планируемые затраты
Планируемые - это затраты, рассчитанные на определённый объём производства. В соответствии с нормами, нормативами, лимитами и сметами они включаются в плановую себестоимость продукции
Не планируемые – затраты, не включаемые в план и отражаемые только фактической себестоимости продукции. При использовании метода учёта фактических затрат и калькулирования фактической себестоимости бухгалтер-аналитик имеет дело с не планируемыми затратами.
à кроме того, в УУ различают предельные и приростные затраты и доходы. Приростные и предельные затраты. Приростные (инкрементные) затраты – являются дополнительными и возникают в результате изготовления и продажи дополнительной партии продукции. Предельные (маржинальные) затраты представляют собой дополнительные затраты в расчете на единицу продукции. Таким образом, обе категории затрат появляются в результате изготовления дополнительной продукции, одни в расчете на единицу, а другие – на весь выпуск.
Затраты, принимаемые и не принимаемые в расчет при оценках. Процесс принятия управленческих решений предполагает сравнение между собой нескольких альтернативных вариантов. Сравниваемые при этом затраты можно разбить на две группы: неизменные при всех альтернативных вариантах и меняющиеся в зависимости от принятого решения. Затраты, имеющие отношение только к данной проблеме (отличающие одну альтернативу от другой) называют релевантными. Это те затраты, величина которых будет зависеть от принятого решения. Нерелевантные – те, которые от принятого решения не зависят. Бухгалтер-аналитик, представляя руководству исходную информацию для выбора оптимального решения, готовит свои отчеты таким образом, чтобы они содержали только релевантную информацию.
Пример. Поступил заказ на изготовление изделия, за которое покупатель готов заплатить 250 д.е. На складе имеется материал, за который когда-то было заплачено 100 д.е., но использовать его тогда и сейчас не представляется возможным, кроме как на этот заказ. Стоимость обработки материала 200 д.е. На первый взгляд заказ невыгоден: 250 – (100 + 200) = – 50. Однако 100 д.е. потрачены давно, в связи с другим решением, и эта сумма не изменится вне зависимости от того, принят заказ или нет. Значит, релевантными в данном случае будут только затраты в 200 д.е. Чистый доход от выполнения заказа составит 50 д.е.
- Лекция 1: Понятие управленческого учета, метод, задачи и нормативное регулирование.
- 2. Взаимосвязь управленческого учета с финансовым и налоговым учетом.
- Лекция 2: Понятие затрат, эволюция методов их учета и классификация
- 2.1. Классификация затрат для определения себестоимости, оценки стоимости запасов и полученной прибыли
- 2.2. Классификация затрат для принятия решений и планирования
- 2.3 Себестоимость продукции: ее состав и виды.