logo search
аудит полная шпора

51) Рабочие документы аудитора, порядок их создания, использования и хранения.

Под термином документация понимаются рабочие документы и материалы, подготавливаемые аудитором и для аудитора либо получаемые и хранимые аудитором в связи с проведением аудита. Наличие рабочей документации позволяет анализировать действия аудиторов и, следовательно, организовать как внутрифирменный, так и внешний контроль качества их работы. На основе рабочей документации аудиторская фирма может отстаивать свои интересы в суде в случае претензий клиентов по поводу низкого качества проведенного аудита. Рабочие документы должны обеспечивать подтверждение того, что проверка проведена надлежащим образом, должны раскрывать методы аудита, объем проверенных документов и подтверждать полноту и качественность аудиторского заключения. Кроме того, должно быть документальным образом подтверждено, что проверка была надлежащим образом спланирована, реализация плана аудита регулярно контролировалась и в ходе аудита подвергалась рассмотрению, а также, что при необходимости выполнялись соответствующие исследования. Рабочие документы должны позволять аудитору, возглавляющему проверку, и руководству аудиторской фирмы оценить работу как группы в целом, так и каждого аудитора по отдельности, и определить, не требуется ли изменить условия проверки в последующих периодах. В рабочих документах отражается информация:

-О планировании аудиторской работы

-О характере, временных рамках, объеме выполненных аудиторских процедур и результатах

-О выводах, сделанных на основе полученных аудиторских доказательств.

Также в рабочих документах должно содержаться обоснование аудитора всех важных моментов, по которым необходимо выразить свое профессиональное суждение вместе с выводами аудитора. В тех случаях, когда аудитор проводил рассмотрение сложных принципиальных вопросов или высказывал по каким-либо вопросам профессиональное суждение, в рабочие документы включаются факты, которые были известны аудитору на момент формирования вывода, и необходимая аргументация.

Объем документации по каждой конкретной аудиторской проверке определяется аудиторами самостоятельно на основе профессионального мнения. Вместе с тем объем рабочих документов должен быть таков, чтобы на основе данной документации можно было понять проделанную работу и обоснованность решений и выводов.

Рабочая документация состоит из:

-Отдельных заполненных таблиц и других подобных рабочих документов

-Объяснений, пояснений и заявлений руководителей и исполнительных работников аудируемой организации

-Копий, в т.ч. фотокопий, документов проверяемой организации, приложенных к соответствующим формам рабочих документов, составленным аудитором

-Других документов, имеющих существенное значение по мнению руководителя проверки или аудиторов, принимающих участие в данной проверке.

Рабочая документация оформляется в виде бланков, стандартных форм таблиц или в свободном изложении. Стандартная форма рабочих документов должна утверждаться аудиторской фирмой в качестве приложений к внутрифирменному стандарту и может корректироваться по мере необходимости.