logo search
аудит полная шпора

30.Контроль качества работы аудиторов

Контроль качества работы аудитора осуществляется в нескольких аспектах: контроль основного аудитора за работой своих ассистентов, контроль аудиторской фирмы за работой аудитора и внешний контроль.

Основной аудитор несет полную ответственность за выполнение аудита. В процессе проведения аудиторской проверки он должен постоянно контролировать и направлять работу ассистентов.

Контроль со стороны аудиторской фирмы за работой аудитора осуществляется, во-первых, через обсуждение и проверку обоснованности аудиторского плана и программы проведения аудита у данного клиента, во-вторых, строгим соблюдением организационно-этических аудиторских принципов (в частности, аудитор, консультирующий клиента или восстанавливающий клиенту бухгалтерский учет, не направляется к нему же с проверкой), в-третьих, некоторые аудиторские фирмы практикуют повторные, бесплатные для клиента, перепроверки достоверности отчетности другим аудитором фирмы уже после выдачи аудиторского заключения основным аудитором.

Характер и масштабы процедур контроля зависят от следующих условий:

а) размера аудиторской фирмы;

б) уровня самостоятельности служащих фирмы;

в) содержания практической деятельности по проведению аудиторских проверок;

г) распределения обязанностей между сотрудниками (основными аудиторами) по осуществлению процедур контроля за качеством;

д) порядка доведения до сотрудников правил и процедур контроля за качеством работы.

Существуют следующие формы контроля качества:

• прямой;

• косвенный;

• предварительный;

• последующий.

В каждой аудиторской организации должна быть создана и поддерживаться внутрифирменная система контроля качества работы для того, чтобы проводимые этой организацией аудиторские проверки полностью соответствовали нормативным документам, регулирующим аудиторскую деятельность:

• соблюдение профессиональными сотрудниками аудиторской организации требований независимости, честности, объективности, конфиденциальности и профессиональной этики;

• укомплектование аудиторской организации профессиональными сотрудниками, обладающими знаниями, умениями и навыками, необходимыми для надлежащего выполнения ими своих обязанностей;

• поручение аудиторских заданий профессиональным сотрудникам, квалификация которых соответствует особенностям этих заданий;

• выполнение всех видов работ в ходе аудита на основе направляющих указаний, текущего контроля и проверки выполненной работы таким образом, чтобы это отвечало необходимым требованиям качества;

• получение сотрудниками при недостатке опыта или знаний в конкретных обстоятельствах соответствующих консультаций как внутри аудиторской организации, так и вне ее;

• разработку и применение в аудиторских организациях на постоянной основе процедуры подбора и отклонения клиентов; при этом должны приниматься во внимание как независимость аудиторской организации и ее возможность проводить аудит на высоком качественном уровне, так и репутация руководителей проверяемого или предполагаемого для будущей проверки хозяйствующего субъекта;

• осуществление мероприятий по регулярным проверкам надежности и эффективности функционирования внутрифирменной системы контроля качества работы как таковой;

• принятие необходимых мер в отношении сотрудников аудиторской организации в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения ими возложенных на них обязанностей.

Проверка результатов выполненной работы должна осуществляться в отношении каждого исполнителя и сотрудниками, по крайней мере, не уступающими в знаниях, умениях и навыках тем, кого они проверяют. При проверке результатов следует основное внимание уделять следующим вопросам:

1. выполнялась ли работа в соответствии с программой аудита;

2. документировались ли надлежащим образом проделанная работа и ее результаты; 3.все ли существенные замечания, возникшие по ходу проверки, были прояснены и нашли отражение в выводах аудитора; 4.достигнуты ли цели соответствующих аудиторских процедур; 5.вытекают ли сделанные аудитором выводы из полученных им результатов и служат ли результаты работы основой для мнения аудитора.