logo search
Аудит лекции ч2

4. Аудит расчетов по ндс

Цель аудита расчетов с бюджетом по НДС достигается путем решения в ходе аудита следующих задач:

1) проверка соблюдения действующего законодательства в части расчетов с бюджетом по НДС;

2) проверка правильности оформления первичных документов, на основании которых начисляется налог, определение необлагаемых налогами сумм, налоговых вычетов и льгот по налогу;

3) проверка правильности расчета сумм, подлежащих уплате в бюджет или возмещению из бюджета;

4) проверка правильности отражения задолженности перед бюджетом по НДС в учете и отчетности.

На предварительном этапе аудита этого налога аудитор выясняет какие виды деятельности, осуществляемые предприятием, облагаются НДС и по каким ставкам, а так же виды выпускаемой продукции и рынки сбыта, наличие операций по внешнеэкономической деятельности, другие факторы, влияющие на организацию учета расчетов с бюджетом по НДС.

На этапе планирования разрабатывается общий план проверки, предусматривающий оценку эффективности системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля на основе разработанных тестов их оценки. Это позволяет определить уровень риска и принять решение о количестве необходимых аудиторских доказательств и построении выборки. При планировании необходимо принять решение об уровне существенности искажений, определить критерий отбора первичных документов в выборочную совокупность.

В следующий этап обязательно включается:

1. Полнота и своевременность отражения в бухгалтерском учете операций, являющихся объектом обложения и не облагаемых НДС;

В соответствии с НК РФ объектами налогообложения являются

- реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации;

- передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе, например, безвозмездная передача имущества;

- передача на территории РФ товаров для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в т.ч. через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организации, т.е. если они не используются в производственной деятельности (например, покупка ценных подарков и передача их работникам);

- выполнение СМР для собственного потребления;

- ввоз товаров на таможенную территорию РФ, т.е. ввоз импортных товаров.

Вместе с тем в ст.146 НК РФ приведен перечень объектов, которые НДС не облагаются. К ним относятся:

1) передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социаль­но-культурного и жилищно-коммунального назначения;

2) операции по реализации земельных участков (долей в них).

2. Правильность определения налоговой базы по НДС.

п/п

Объект налогообложения

Налоговая база

Основание

1

Реализация товаров (работ, услуг)

Стоимость* этих товаров (работ, услуг) с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС

п. 1 ст. 154

2

Безвозмездная передача имущества

Стоимость этих товаров (работ, услуг), исчис­ленная исходя из цен реализации идентичных товаров, действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии - исходя из рыночных цен с учетом акцизов и без вклю­чения в них НДС

п. 1 ст. 159

3

Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления, т.е. хозяйственным способом

Стоимость выполненных работ, исчисленная исходя из всех фактических расходов налого­плательщика на их выполнение

п. 2 ст. 159

4

Ввоз импортных товаров

Сумма таможенной стоимости ввозимых това­ров, подлежащей уплате таможенной пошлины и акцизов

п. 1 ст. 160

* Стоимость и цена определяются в соответствии со ст. 40 части 1 НК РФ.

3. Качество и своевременность оформления первичных учетных документов по операциям, признаваемым объектом налогообложения.

В соответствии с п. 1 ст. 169 НК РФ счет-фактура является доку­ментом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм НДС к вычету или возмещению из бюджета. Причем требования к этому документу установлены в НК РФ, и их несоблюдение по­влечет отказ в вычете или возмещении НДС.

Счета-фактуры выставляются покупателю по каждой операции:

- при реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС. НДС в этом случае выделяется в счете-фактуре отдельной строкой;

- при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых в соответствии со ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложе­нию;

- при реализации товаров (работ, услуг) лицом, освобожденным от обязанностей налогоплательщика в соответствии со ст. 145 НК РФ.

- при отсутствии реализации тоже составляется счет-фактура (например, авансы в счет предстоящих поставок товаров, финансовая помощь, проценты по

Счет-фактура выставляется не позднее пяти дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг). Для получения вычета или возмещения сумм НДС, уплаченных поставщику, счет-фактура должен быть составлен в строгом соответ­ствии с требованиями закона, порядок заполнения которых регулируется исключительно НК РФ.

Счет-фактура выписывается в двух экземплярах, один экземпляр остается у поставщика, другой выдается покупателю.

Согласно п. 5 ст. 169 НК РФ в счете-фактуре должны быть ука­заны:

1) порядковый номер и дата выписки счета-фактуры;

2) наименование, адрес и идентификационные номера налогопла­тельщика и покупателя;

3) наименование поставляемых (отгруженных) товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг) и единица измерения;

4) стоимость товаров (работ, услуг) за все количество поставляе­мых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг) без налога;

5) сумма акциза по подакцизным товарам;

6) налоговая ставка;

7) сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, ус­луг), определяемая исходя из применяемых налоговых ставок;

8) стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг) с учетом суммы налога;

4. Правильность применения ставок НДС.

Согласно ст. 164 НК РФ выделяется два вида налоговых ставок. К первому виду относятся налоговые ставки 0 %, 10 %,18 %; ко второму виду (расчетные налоговые ставки) — 10/110 и 18/118.

1) Налоговая ставка 18 % является самой распространенной.

2) Ставка в размере 10 % устанавливается для налогообло­жения жизненно и социально важных товаров, в том числе продо­вольственных товаров и товаров для детей, периодических печатных изданий и медицинских товаров, полный перечень кото­рых содержится в п. 2 ст. 164 НК РФ.

3) Ставка 0% устанавливается для налогообложения, например, услуги по перевозке пассажи­ров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и бага­жа расположены за пределами территории РФ.

4) Расчетные налоговые ставки 10/110 и 18/118 используются вместо основных налоговых ставок соответственно 10 и 18 % в слу­чаях, когда известна цена товара, уже включающая в себя НДС, и требуется определить сумму налога. Иные случаи применения рас­четных налоговых ставок содержатся в п. 4 ст. 164 НК РФ.

5. Обоснованность применения налоговых вычетов, включая наличие и качество документов, подтверждающих право на налоговые вычеты.

п/п

Суммы налогов, подлежащие вычетам

Применение налоговых вычетов

Вид имущества, условие оплаты

Порядок применения налоговых вычетов

1

Суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию РФ

Товары (работы, услуги), оплата которых осуществляется после их принятия на учет

Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и при наличии соответствующих первичных документов (п. 1 ст. 1 72 НК РФ).

Основные средства и (или) НМА, оплата которых осуществляется после их принятия на учет

Вычеты сумм налога, производятся в полном объеме после принятия на учет данных ОС и (или) НМА (п. 1 ст. 172 НКРФ)

2

Суммы налога, предъявленные продавцом покупателю и уплачен­ные продавцом в бюд­жет при реализации товаров, в случае воз­врата этих товаров продавцу или отказа от них

Реализованные товары (работы, услуги) в случае их возврата или отказа

Вычеты этих сумм налога производятся в полном объеме после отражения в учете соответствующих операций по корректировке в связи с возвратом товара или отказом от товаров (работ, услуг), но не позднее одного года с момента возврата или отказа (п.5 ст.171 НКРФ, п.4 ст.172 НКРФ)

3

Суммы налога, исчисленные и уплаченные налогоплательщиком с сумм авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров.

Товары, работы (услуги), по которым получены авансовые или иные платежи

Вычеты данных сумм налога производятся после даты реализации соответствующих товаров, при условии, что соответствующие суммы НДС, исчисленного с аванса, полученного ранее, были перечислены в бюджет, а значит, отражены в налоговой декларации по НДС (п. 8 ст. 171 НКРФ, п.6 ст. 172 НКРФ)

4

Суммы налога, уплаченные по расходам на командировки и предста­вительским расходам

Расходы на командировки

В случае если в соответствии с НК РФ расходы принимаются для целей налогообложения по нормативам, суммы налога по таким расходам подлежат вычету в размере, соответствующем

указанным нормативам (п.7 ст. 171 НК РФ)

6. Соблюдение требований об организации раздельного учета операций, подлежащих и освобожденных от налогообложения.

7. Соответствие данных аналитического и синтетического учета расчетов с бюджетом по НДС.

8. Правильность заполнения налоговой декларации.

Порядок и сроки уплаты налога в бюджет

Общий срок уплаты налога в бюджет установлен не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (см. п. 1 ст. 174 НК РФ). Уплата налога производится по месту нахожде­ния организации. Налоговая декларация подается в тот же срок, который установлен для уплаты налога, то есть не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом ( ст. 174 НК РФ).

Возмещение налога представляет собой зачет или возврат излишне уплаченных в бюджет сумм НДС. Порядок возмещения налога регу­лируется ст. 176 НК РФ. Согласно п. 1 ст. 176 НК РФ в случае, если по итогам налого­вого периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, то полученная разница подлежит возмещению (за­чету, возврату) налогоплательщику. При зачете сумма излишне уплаченно­го налога в течение 3-х календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, идет на исполнение налогоплательщиком обя­занности по уплате налогов или сборов, на уплату пени, сумм налоговых санкций, подлежащих уплате в тот же бюджет. Если в течение срока, установленного для проведения налоговыми органа­ми зачета (3 месяца), для налогоплательщика наступил очередной срок уплаты налога, то этот налог может быть зачтен. Если по истечении 3-х календарных месяцев, следующих за истек­шим налоговым периодом, после зачета осталась какая-либо сумма, то она подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению. Возврат сумм осуществляется органами федерального казначей­ства в течение 2-х недель, считая со дня получения указанного реше­ния налогового органа.

При нарушении установленных в п. 3 ст. 176 НК РФ сроков рас­смотрения заявления о возврате НДС и возврата налога на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из одной трехсотшестидесятой ставки рефинансирования Цен­трального банка Российской Федерации за каждый день просрочки.

Порядок возмещения НДС, уплаченного налогоплательщиками, реализующими товары (работы, услуги), облагаемые по налоговой ставке 0 %, отличается от общего порядка процедурой под­тверждения права на возмещение (п. 4 ст. 176 НК РФ). Здесь требуется наличие декларации, указанной в п. 6 ст. 164 НК РФ, а также документов, предусмотренных пунктами 1-8 ст. 165 НК РФ. В этой же статье указаны и сроки подачи декларации и соответству­ющих документов.

Проверку следует проводить выборочным способом по таким ее направлениям, как законодательная, логическая, формальная и арифметическая

По каждому разделу программы следует получить аудиторские доказательства, достаточные для выводов о наличии либо отсутствии нарушений и искажений в выборочной совокупности. Для получения аудиторских доказательств целесообразно сопоставлять данные синтетического и аналитического учета, данные бухгалтерского и складского учета, суммы НДС, принятые к вычету и НДС в документах, подтверждающих факт оплаты товаров, работ, услуг.

На завершающем этапе аудита следует проверить выполнение общего плана и программы аудита, оформление рабочих документов.

Распространение результатов выборочной проверки следует осуществить с использованием коэффициента искажения. Полученные результаты этапе сопоставляются с уровнем существенности, что позволит сделать вывод о существенности выявленных искажений. Это будет служить основанием для выражения аудитором мнения о достоверности либо недостоверности отчетности в части расчетов с бюджетом по НДС.