Ведение учета документов
Задаче создания нормативных условий хранения документов Архивного фонда РФ способствует их государственный учет.
Учет архивных документов - установление количества и состава архивных документов в единицах учета и фиксация принадлежности каждой единицы учета к определенному комплексу и общему их количеству в учетных документах.
Состав и порядок ведения документов государственного учета архивных документов и порядок их представления устанавливаются Регламентом государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации.
Учету подлежат:
- хранящиеся в архиве архивные документы, в том числе неописанные и непрофильные для данного архива, а также страховые копии архивных документов и копии фонда пользования, описи дел и документов;
- документы Архивного фонда Российской Федерации, а также документы по личному составу, хранящиеся в источниках комплектования архива.
Учет производится путем присвоения архивным документам (единицам хранения/единицам учета) учетных номеров, являющихся составной частью архивных шифров.
Архивный шифр состоит из следующих элементов: сокращенного названия архива (его официальной аббревиатуры) и номеров: архивного фонда, описи дел, документов, единицы хранения, единицы учета.
В состав архивного шифра единицы хранения аудиовизуальных документов включаются также обозначения (буквенные и цифровые) элемента комплекта, размера негатива, вида носителя звуковой информации; единицы хранения электронных документов - формата записи и вида носителя информации.
Учет архивных документов, хранящихся в источниках комплектования архива, осуществляется специальным подразделением архива или возлагается на специально выделенного работника, ответственных за организацию комплектования архива архивными документами.
Записи в учетные документы вносятся только работниками, ответственными за учет.
В архиве разрабатываются порядок и схема учета архивных документов.
Порядок учета архивных документов определяет состав учетных документов и учетных баз данных, ведущихся централизованно и в каждом архивохранилище, закрепляет последовательность выполнения работ по учету. Схема учета архивных документов в графической форме фиксирует порядок учета.
Порядок и схема учета архивных документов в архиве утверждаются приказом директора архива.
Учетные документы, кроме описей дел, документов, предназначены для служебного пользования и пользователям не выдаются. В отдельных случаях по решению руководства архива может быть выдано дело фонда.
Хранение учетных документов осуществляется в установленном порядке.
Основными единицами учета архивных документов независимо от вида носителя, способа и техники закрепления информации являются архивный фонд и единица хранения.
Аудиовизуальные и электронные документы учитываются также по единицам хранения.
Архивные документы личного происхождения, прошедшие только первичную обработку, учитываются по документам или листам.
Неупорядоченные архивные документы (россыпь) учитываются из расчета 150 листов в одной условной единице хранения.
В архиве ведутся основные (обязательные) и вспомогательные учетные документы.
В состав основных (обязательных) учетных документов архива входят:
-
книга учета поступлений документов;
-
список фондов;
-
лист фонда;
-
опись дел, документов;
-
реестр описей дел, документов;
-
инвентарная книга учета дел;
-
паспорт архивохранилища;
-
лист учета и описания уникального документа;
-
список фондов, содержащих особо ценные документы;
-
опись особо ценных дел, документов или перечень номеров особо ценных дел (номерник);
-
реестр описей особо ценных дел, документов;
-
книга учета поступлений страхового фонда и фонда пользования;
-
опись страхового фонда;
-
дело фонда;
-
лист-заверитель дела;
-
внутренняя опись документов дела.
В состав вспомогательных учетных документов архива входят:
-
карточки и книги движения фондов, описей дел, документов;
-
книги учета документов, переданных в другие архивы;
-
книги учета фондов и документов, выделенных к уничтожению;
-
книги повидового учета документов и др.
Архив вправе вести другие вспомогательные учетные документы, которые включаются в схему учета документов.
Вспомогательные учетные документы могут вестись на бумажном и/или электронном носителе.
Учет поступления архивных документов в архив осуществляется на основании:
-
акта приема-передачи документов на хранение;
-
акта приема на хранение документов личного происхождения.
Все принятые в архив архивные документы вносятся в книгу учета поступлений документов. Каждый впервые поступивший в архив архивный фонд, объединенный архивный фонд, архивная коллекция записывается в список фондов, на него заполняются лист фонда, карточки указателя к листу фонда, заводится дело фонда. На аудиовизуальные документы при их нефондовой организации заполняются листы учета кинофотофонодокументов и видеодокументов. Каждая впервые поступившая опись дел, документов учитывается в реестре описей.
Учет выбытия архивных документов из архива осуществляется на основании:
-
акта о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению;
-
акта о неисправимых повреждениях документов;
-
акта приема-передачи документов на хранение;
-
акта о не обнаружении документов, пути розыска которых исчерпаны;
-
акта возврата документов собственнику;
-
акта об изъятии подлинных единиц хранения, документов.
Уникальные документы подлежат специальному государственному учету в Государственном реестре уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации, порядок ведения которого определяется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере архивного дела, и государственных реестрах уникальных документов архивных фондов субъектов Российской Федерации.
Учет секретных архивных документов ведется в соответствии с нормативными правовыми документами. В учетных документах и архивных шифрах единиц хранения/единиц учета секретные архивные фонды, описи дел, документов, единицы хранения/единицы учета обозначают индексом «С» (секретно), «СС» (совершенно секретно), «ОВ» (особой важности).
Изменения в учетные документы по результатам рассекречивания архивных документов вносятся на основании акта о рассекречивании документов.
Архивные фонды, описи дел, документов и единицы хранения/единицы учета, включающие наряду с секретными несекретные (рассекреченные) документы, в учетных документах и архивных шифрах единиц хранения/единиц учета обозначаются индексом «СЧ» (секретно частично).
При рассекречивании всех единиц хранения/единиц учета по секретной описи дел, документов данная опись также рассекречивается, передается на открытое хранение и учитывается в листе фонда за тем же номером, но без индекса "С", который зачеркивается на обложке и на титульном листе данной описи. В правом верхнем углу обложки и титульного листа описи дел, документов проставляется штамп "Рассекречено".