logo search
методичка 77

Ввод начальных остатков по счетам бухгалтерского и налогового учета

После установки программы и заполнения необходимых справочных данных, констант следует ввести остатки по синтетическим и аналитическим счетам. Данные по счетам, как правило, это данные на 1 число учетного пе­риода. Следует запомнить, что в программе 1С остатки по бухгалтерским счетам вводятся не на 1 число, а на последний день предыдущего периода.

Остатки водятся по состоянию на начало учетного периода - года (квартала, месяца). Все остатки вводятся на одну и ту же дату. Датой ввода начальных остатков будет - последний календарный день предыдущего го­да (квартала, месяца).

Например: остатки по счетам бухгалтерского учета даны по состоя­нию на 1 января 2012 года, т.е. начиная с этой даты, Вы будете вести учет в программе 1С, но в программу эти данные вносятся на 31.12.2011 (последний кален­дарный день предыдущего года).

Начальные остатки вводятся в Журнал операций в виде операций, содержащих проводки в корреспонденции со вспомогательным счетом 00.

ПРАВИЛО:

Если остаток дебетовый, то по дебету ставится код счета, а по кре­диту 00. Если остаток кредитовый, то по дебету ставится счет 00, а по кредиту код счета.

Например: даны остатки по счетам:

01 Основные средства - 120 000 руб.

02 Амортизация основных средств - 20 000 руб.

50 Касса - 21 000 руб.

Дебет Кредит Сумма

01 00 120 000

00 02 20 000

50 00 21 000

ВНИМАНИЕ! Чтобы правильно определить какой остаток дебетовый или кредитовый, необходимо знать какой счет по отношению к балансу - активный, пассивный, или какой вид задолженности: дебиторская или кредиторская.

Остатки по счетам, для которых в плане счетов установлен режим ве­дения аналитического учета, вводятся с указанием конкретных объектов аналитического учета (субконто) и в разрезе субсчетов, в соответствии с планом счетов.

Например: даны остатки по счетам:

01 Основные средства - 150 500 руб., в т.ч

Здание офиса 80 000 руб.,

Компьютер 40 500 руб.,

Автомобиль 30 000 руб.

Дебет (субконто) Кредит Сумма

01.1 <здание офиса> 00 80 000

01.1 <ПК> 00 40 500

01.1 <автомобиль> 00 30 000

Если по счету ведется количественный учет, необходимо указывать также остаток в натуральном измерителе. Если по счету ведется валют­ный учет, необходимо вводить остатки по каждой валюте отдельно, с указа­нием валютной суммы и соответствующего по этой валюте рублевого экви­валента.

ПЕРЕД ВВОДОМ ОСТАТКОВ НЕОБХОДИМО УСТАНОВИТЬ ПАРАМЕТРЫ:

  1. Рабочая дата - дата, на которую вводим остатки (например, 31.12.11) меню Сервис - Параметры - вкладка Общие.

  2. Интервал видимости операций - такой, чтобы включал рабочую дату (например, с 01.12.12-31.12.12) - меню Сервис- Параметры - вкладка Журналы.

3. Бухгалтерские итоги - должны соответствовать интервалу - меню Сервис - Параметры - вкладка Бухгалтерские итоги.

4. Стандартный способ расчета суммы операции - (т.е., расчет сум­мы операции по входящим в нее проводкам) - меню Сервис - Параметры -вкладка Операции - Стандартный способ.

ПРОВЕРКА ПРАВИЛЬНОСТИ ВВВОДА ОСТАТКОВ:

  1. Рассчитать бухгалтерские итоги за период, в котором Вы работали: Операции - Управление бухгалтерскими итогами.

Нажать кнопку Установить расчет, столько раз, чтобы в поле Расчет итогов установлен по должен стоять квартал, в котором Вы работали.

Полный пересчет итогов - выполняется ТОЛЬКО при сбоях про­граммы или при изменении настройки плана счетов.

  1. Необходимо просмотреть оборотно-сальдовую ведомость (меню От­четы), за период, включающий дату ввода начальных остатков. Если остат­ки введены правильно, то по строке счета 00 оборот дебетовый будет ра­вен обороту кредитовому, т.е. сальдо на конец периода по счету 00 будет равно 0.

ЕСЛИ ОСТАТКИ ВВЕДЕНЫ НЕПРАВЛЬНО, т.е. по счету 00 есть остаток, то, следует проверить в Журнале операции по остаткам. Возможные ошибки:

- два раза внесли один и тот же остаток;

- упустили остаток по счету;

- неверно определили дебетовый или кредитовый остаток;

- не указали субконто при вводе остатка;

- не указали количество при вводе остатка по счетам, на которых предусмотрено ведение количественного учета;

- ошиблись при вводе суммы.

Интервал видимости операций или Интервал операций, означает, что в Журналах будут видны только те операции, даты которых входят в ус­тановленный интервал. Остальные операций не удаляются, а только скрыва­ются.

Если Вы находитесь в Журнале, то посмотреть установленный интервал можно в заголовке Журнала в скобках (например, 01.01.2012-31.01.2012).

Если Вы открыли Журнал и не обнаружили ранее введенных (сохранен­ных) операций, то обратите внимание на Интервал. Возможно, даты ввода Ваших операций не входят в установленный интервал, а значит они скрыты. Необходимо изменить интервал, на такой, чтобы он включал нужные Вам даты.

И зменить интервал можно находясь в журнале, нажав кнопку « ».

Правила отражения доходов, расходов, активов и обязательств, преду­смотренных нормами главы 25 Налогового кодекса РФ, во многом могут от­личаться от ответствующих правил, предусмотренных нормативными доку­ментами по бухгалтерскому учету. В связи с этим возникает необходимость параллельного отражения хозяйственных операций в бухгалтерском и нало­говом учете.

При вводе остатки по счетам налогового учета принцип двойной записи не обязателен, т.к. имущество является объектом аналитиче­ского учета, а на налоговую базу не влияет. Поэтому корреспондирующий счет в записях по вводу начальных остатков по налоговому учету водить не надо. А значит, и проверить правильность их ввода можно только методом прямой сверки и имеющимися источниками (регистрами налогового учета за прошлый период, и т.п.).

Под входящими остатками по налоговому учету понимаются входящие остатки по вспомогательным забалансовым счетам Н01, Н02 и т.д. необхо­димые для ведения налогового учета и правильного отражения данных в на­логовых регистрах.

1. Остатки вводятся через меню Налоговый учет - Формирование и кон­троль начальных остатков по налоговому учету.

2. В поле Остатки на дату ставим дату, на которую должны формиро­ваться остатки - т.е. первый день текущего периода (например, 01.01.2012). Причем проводки будут сформированы на последний день предыдущего периода, т.е. на 31.12.2011 г.

3. В поле Раздел учета выбираем счет налогового учета.

4. Нажимаем Обновить, для получения данных бухгалтерского и налогового учета по выбранному разделу.

5. Нажимаем Сформировать проводки, для автоматического формирования проводок по вводу начальных остатков налогового учета.

При необходимости можно вручную откорректировать данные по нало­говому учету и значения реквизитов справочников.