logo search
конспект ч

3. Учет расчетов с покупателями и заказчиками

Продажа продукции (работ, услуг) производится в соответствии с заключенными с покупателями (заказчиками) договорами. При предварительной оплате организация-покупатель оформляет счет и платежное поручение и перечисляет организации-продавцу сумму предоплаты согласно условиям договора. После получения предоплаты организация-продавец отгружает готовую продукцию, и в бухгалтерии выписывается счет-фактура, который передается покупателю в течении 5 дней со дня получения предоплаты.

Организация-продавец ведет Книгу продаж, в которой указываются номера счетов-фактур и суммы НДС по отгруженной продукции.

Организация-покупатель ведет Книгу покупок, в которой указываются номера счетов-фактур, полученных от поставщиков и суммы НДС по приобретенным материальным ценностям.

Учет расчетов с покупателями и заказчиками ведется на активно-пассивном счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Сальдо по дебету счета 62 показывает сумму дебиторской задолженности покупателей (заказчиков) перед продавцами за неоплаченную продукцию (работы, услуги).

Сальдо по кредиту счета 62 показывает сумму кредиторской задолженности продавцов перед покупателями, т.е. сумму предоплаты полученную в счет будущих поставок продукции.

Проводки:

Д-т 62 К-т 90/1 начислена сумма выручки по предъявленным покупателям к оплате расчетно-платежным документам;

Д-т 50,51 К-т 90/1 получена выручка от реализации;

Д-т 51 К-т 62 получена задолженность от покупателей, т.е. погашение покупателями их дебиторской задолженности;

Д-т 51 К-т 62/1 получены суммы авансов или предоплаты от покупателей в счет будущих поставок продукции;

Д-т 62/1 К-т 62 зачет ранее полученных авансов.

По кредиту счета 62 ведется журнал-ордер № 11.

При вексельной форме расчетов открывают субсчет к счету 62/ векселя полученные. По дебету отражаются суммы, указанные в векселях в корреспонденции со счетом 90/1 «Выручка» или 91/1 «Прочие доходы». По кредиту счета отражается оплата векселей в корреспонденции со счетами денежных средств.

В соответствии с ПБУ-9/99 при продажах на условиях коммерческого кредита, предоставляемого в виде отсрочки или рассрочки оплаты, выручка принимается к бухгалтерскому учету с учетом начисленных процентов, т.е. в полной сумме дебиторской задолженности.