3.4 Особенности учета складских операций.
От поставщиков или транспортных организации (на товарных станциях) поступающие материалы получает экспедитор предприятия по доверенности. Получая груз, экспедитор сверяет его с транспортными документами. При получении груза от транспортных организаций проверяется количество, вес, сохранность упаковки. В случае обнаружения расхождения с транспортными документами составляется коммерческий акт. Он является основанием для предъявления претензий к транспортной организации.
Полученный груз доставляется на склад и передается кладовщику под расписку. При приемке на складе проверяется количество, ассортимент, качество поступивших товаров. Принятые товары оформляются приходными ордерами. На складе ведется количественный учет товаров. Для этого бухгалтерия открывает карточку складского учета на каждый номенклатурный номер товаров. В карточке указываются номер склада, марка, сорт, профиль, размер, единица измерения, цена и наименование товара, а также данные о движении учитываемых ценностей.
Затем в карточке делаются записи по каждому приходному (расходному) документу отдельной строкой. Данные лимитно-заборных карт записываются по итогу. По окончании месяца все остатки из карточек переносятся в ведомость остатков товаров на складе.
Ведомость остатков передается в бухгалтерию или на вычислительный центр, где производится оценка остатков товаров на складе.
Бухгалтер материального отдела регулярно проверяет правильность записей в карточках складского учета и подтверждает их своей подписью в последней графе. Одновременно кладовщик сдает, а бухгалтер принимает приходно-расходные документы на товары по реестру типовой формы.
При автоматизации учета складской учет товаров вместо картотеки ведется с помощью компьютеров. Ниже представлена схема автоматизированной формы учета:
Рис.2
Реестры составляются отдельно по приходу и расходу товаров на складе. По данным реестров и приложенных к ним первичных документов бухгалтерия составляет накопительные ведомости по приходу и расходу товаров за месяц.
Для документального оформления операций используются следующие унифицированные формы:
Доверенность (форма №М-2 и М-2-а)
Применяется для оформления права лица выступать в качестве доверенного лица организации при получении материальных ценностей, отпускаемых поставщиком по наряду, счету, договору, заказу, соглашению. Таким лицом может быть только работник, состоящий с организацией в трудовых отношениях.
Доверенность оформляется в одном экземпляре в соответствии с Инструкцией Минфина СССР от 14 января 1967 года. Получателю ценностей доверенность дается под расписку. Срок действия доверенности - 15 дней. Доверенность на получение товарно-материальных ценностей в порядке плановых платежей может быть выдана на календарный месяц.
Для учета движения товаров применяется первичная учетная документация, отвечающая требованиям Основных положений по учету материалов, и приспособленная для автоматизированной обработки. Количество экземпляров выписываемых документов и их документооборот каждая организация устанавливает самостоятельно исходя из вида деятельности, уровня автоматизации и системы учета.
Для документального оформления операций используются следующие унифицированные формы:
Приходный ордер (форма № М-4)
Применяется для учета материалов, поступающих от поставщиков или переработки. Приходный ордер составляется в одном экземпляре материально ответственным лицом в день поступления ценностей на склад. Приходный ордер выписывается на фактически принятое количество ценностей.
Карточка учета товара.
Применяется для учета движения товаров на складе по каждому сорту, виду, размеру. Карточка заполняется на каждый номенклатурный номер. Ведет карточку материально-ответственное лицо. Записи в карточке вносятся на основании первичных приходно-расходных документов в день совершения операции. На каждый номенклатурный номер заводится отдельная карточка, в которой заполняются все реквизиты данного товара(цена, единицы измерения, поставщик и т.д.)
Для сокращения количества первичных документов там, где это целесообразно, рекомендуется оформлять отпуск материалов непосредственно в карточках учета товаров. В этом случае расходные документы на отпуск товаров не оформляются, а сама операция производится на основе лимитных карт, выписываемых в одном экземпляре, и не имеющих значения бухгалтерских документов.
Лимитно-заборная карта (форма № М-8)
Применяется для оформления отпуска товаров, а также для текущего контроля за соблюдением установленных лимитов отпуска товаров. Является оправдательным документом для списания товара. Лимитно-заборная карта выписывается в двух экземплярах на одно наименование товара (номенклатурный номер).
- 1. Введение
- 2. Описание предметной области
- 2.1 Общие сведения об организации ООО «Петроспецпродукт»
- 2.3 Организация бухгалтерского учета и документооборота
- 3. Общие сведения по учету товаров в организациях, занятых в торговле
- 3.1 Учет поступления товаров
- 3.2 Учет реализации и отпуска товаров
- 3.4 Особенности учета складских операций.
- 4. Инвентаризация товарно-материальных ценностей на предприятии
- 5. Практическая часть