logo
Учетная политика и ее влияние на финансовую отчетность (на примере ОАО "РИА")

2.2 Анализ учетной политики

Учетная политика ОАО «РИА» формируется ее руководителем и подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказом, распоряжением и др.) организации (приложения А, Б). Содержание учетной политики ОАО «РИА» оформляется специальным внутренним документом -- приказом об учетной политике. Главный бухгалтер организации ежегодно составляет этот документ и несет ответственность за его формирование, а руководитель - утверждает. Ответственность за содержание приказа об учетной политике возложена на руководителя ОАО «РИА», и именно его подпись делает приказ об учетной политике руководством к действию.

Учетная политика ОАО «РИА» на 2009 год для целей бухгалтерского учета утверждена Приказом от 31.12.08 г., для целей налогообложения Приказом от 31.12.087 г. Регистры налогового учета утверждены. Рабочий план счетов ОАО «РИА» разработан. В соответствии со статьей 17 Федерального Закона от 21.11.1996г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» в ОАО «РИА» установлены сроки хранения первичных учетных документов, регистров бухгалтерского и налогового учетов и бухгалтерской отчетности.

ОАО «РИА» принял к исполнению на 2009 г. следующую учетную политику:

1. Учет основных средств и доходных вложений в материальные ценности. Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету на балансовом счете 01 «Основные средства» по первоначальной стоимости, которая складывается из суммы фактических расходов на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов. Амортизация основных средств производится линейным способом по стандартным нормам. На объекты основных средств стоимостью не более 20000 рублей за единицу амортизация не начисляется, а их стоимость в полном объеме списывается в дебет соответствующих счетов учета расходов на производство, расходов на продажу, прочих расходов по мере отпуска в эксплуатацию.

Погашение стоимости нематериальных активов производится линейным способом начисления, исходя из норм, исчисленных организацией на основе срока полезного использования, утвержденных распоряжением Генерального директора, с использованием соответствующих счетов бухгалтерского учета с п. 49 ПБУ РФ. В бухгалтерском учете начисление амортизации отражается на счете 05 «Амортизация нематериальных активов». Переоценка нематериальных активов в 2009 г. не проводилась.

2. Учет товарно-материальных ценностей производится на балансовом счете 10 «Материалы». Материальные запасы отражаются в учете и отчетности по цене их фактического приобретения. Фактическая себестоимость материальных ресурсов состоит из затрат по их приобретению, наценки, комиссионные вознаграждения, расходы на транспортировку, хранение-доставку.

3. Учет приобретаемых товаров ведется по фактической себестоимости. В себестоимость товара включаются расходы, связанные с приобретением и предусмотренные Положением по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01. Если сумма дополнительных расходов, связанных с приобретением товара, не превышает 5% от суммы, уплачиваемой в соответствии с договором купли-продажи поставщику (продавцу), она признается несущественной и включается в состав внереализационных расходов. Необходимо включать дополнительные расходы по приобретению товара в прочие расходы организации.

Продажа недвижимости в бухгалтерском учете отражается в следующем порядке:

- в момент заключения договора купли-продажи и передачи документов на регистрацию права собственности себестоимость товара списывается с кредита счета 41.1 «Товары» в дебет счета 45 «Товары отгруженные».

- в момент перехода права собственности (по дате регистрации отчуждения права в государственном регистрационном органе) себестоимость товара списывается с кредита счета 45 «Товары отгруженные» в дебет счета 90 «Продажи» субсчет 2 «Себестоимость продаж». Суммы расходов, связанные с регистрацией права собственности при приобретении недвижимости, предназначенной для продажи, признаются внереализационными расходами.

4. Регламент учета сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям. Учет налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям осуществляется на счете 19 «НДС по приобретенным ценностям». Аналитический учет налога на добавленную стоимость ведется в разрезе счетов-фактур. Суммы НДС, предъявленные поставщиками, подлежат отражению по дебету счета 19 на основании счета-фактуры. Ненадлежащим образом оформленные документы, служащие основанием для налоговых вычетов по НДС, не принимаются бухгалтерией и направляются на доработку поставщикам. НДС подлежит вычету по следующим нормируемым расходам в пределах сумм, принимаемых к вычету при расчете налога на прибыль предприятия: командировочные расходы; представительские расходы; - расходы на рекламу.

Суммы НДС, приходящиеся на суммы, не принимаемые для целей налогообложения прибыли, учитываются для целей бухгалтерского учета в составе расходов предприятия. Данное положение распространяется на расходы, которые могут в дальнейшем признаваться для целей исчисления налога на прибыль в пределах норм в случае изменения законодательства по налогу на прибыль.

5. Резервы, предусмотренные п. 70 п.72 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н, не создаются.

6. Расходы, связанные с управлением и обслуживанием деятельности предприятия учитываются на счете 26 «Общехозяйственные расходы». Аналитический учет ведется в разрезе статей расходов и подразделений. Статьи расходов утверждены организацией в «Перечне статей расходов». В целях бухгалтерского учета общехозяйственные расходы списываются ежемесячно со счета 26 в дебет счета 90.8.1 «Управленческие расходы».

7. Выручка от реализации работ, услуг отражается в бухгалтерском учете по мере выполнения работ и услуг на основании акта выполненных работ. Выручка от реализации собственного имущества отражается в бухгалтерском учете на основании акта передачи имущества и договора купли-продажи в момент регистрации сделки в Регистрационной палате. Для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, а также для определения финансового результата по ним, используется счет 90 «Продажи». Аналитический учет ведется в разрезе видов деятельности и ставок НДС. Статьи видов деятельности утверждены организацией «Перечнем статей доходов». Учет расчетов с покупателями ведется с использованием балансового счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

8. Расходы, связанные с управлением и обслуживанием деятельности предприятия учитываются на счете 26 «Общехозяйственные расходы». Аналитический учет ведется в разрезе статей расходов и подразделений. Статьи расходов утверждены организацией в «Перечне статей расходов». В целях бухгалтерского учета общехозяйственные расходы списываются ежемесячно со счета 26 в дебет счета 90.8.1 «Управленческие расходы». Управленческие расходы предприятия подлежат признанию в том периоде, к которому они относятся, независимо от времени их оплаты. При несвоевременном поступлении документов от сторонних организаций хозяйственные операции отражаются в том периоде, в котором поступили документы. Расходы, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам отражаются на отдельном счете 97 «Расходы будущих периодов» с отнесением на себестоимость по мере наступления периода, к которому они относятся. К таким расходам относятся: страхование; отпускные; приобретение организацией программных продуктов, лицензий и т.п.; другие.

Расходы на страхование списываются равномерно в течение срока действия договора страхования. Расходы на приобретение лицензий списываются в течение срока действия лицензии. Расходы на приобретение программного продукта списываются в течение установленного приказом срока полезного действия. Расходы на рекламу и представительские расходы признаются полностью в отчетном году в качестве расходов по обычным видам деятельности на счете 26 в соответствующей аналитике. Расходы, выявленные в отчетном году, но относящиеся к прошлым годам, учитываются в составе внереализационных расходов как убытки прошлых лет.

9. Учет займов и кредитов. Полученные кредитные и заемные средства, срок погашения которых по договору займа или кредита превышает 12 месяцев, учитываются в составе долгосрочной задолженности на счете 67 и не переводятся в краткосрочную задолженность до момента погашения. В случае получения целевых займов и кредитов на приобретение (создание) основных средств для целей включения в первоначальную стоимость основных средств процентов по заемным средствам под инвестиционным активом понимается объект основных средств, имущественные комплексы и другие аналогичные активы, затраты на приобретение (сооружение, изготовление) которых превышают 5 млн. рублей, и процесс приобретения которых занимает более 12 месяцев (с момента заключения договора и до момента поступления актива). Проценты начисляются и отражаются в учете на конец каждого месяца на основании справки-расчета ответственного лица.

10. Учет финансовых вложений. Финансовые вложения учитываются на балансовом счете 58 «Финансовые вложения» и принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. К счету 58 открыты субсчета, на субсчете 58.3 «Предоставленные займы» ведется учет средств, выданных по договорам займа. Дополнительно открыт субсчет 58.6 «Платежи по займа», на котором учитываются ежемесячные платежи по договорам займа. Оценка финансовых вложений осуществляется с отнесением расходов на приобретение в состав прочих расходов.

К замечанию можно отнести тот факт, что в учетной политике не отражается использование счета 58.2 «Долговые ценные бумаги», на котором отражаются выкупленные займы.

11. Выявление финансового результата по работам долгосрочного характера производится по завершении всех этапов работ.

12. Все налоги исчисляются и уплачиваются в соответствии с действующим Законодательством РФ.

Система налогового учета базируется на данных бухгалтерского учета. Вся информация, отраженная на счетах бухгалтерского учета с признаками налогового учета, группируется в аналитических регистрах налогового учета. Начисление и оплата налогов производится на балансовом счете 68. Учет расчетов по налогу на прибыль организован в соответствии с ПБУ № 18/02. Информация по возникающим постоянным разницам отражается в карточке учета «Постоянные разницы по виду актива (обязательства» за отчетный период. Аналитический учет отложенных налоговых активов ведется в регистрах бухгалтерского учета по видам активов и обязательств. Синтетический учет ведется счете 09 «Отложенные налоговые активы». Отложенные налоговые активы принимаются к бухгалтерскому учету в размере величины, определяемой как произведение вычитаемых временных разниц, возникших в отчетном периоде, на ставку налога на прибыль. Аналитический учет отложенных налоговых обязательств ведется по видам активов и обязательств в размере величины, определяемой как произведение налогооблагаемых временных разниц, возникших в отчетном периоде, на ставку налога на прибыль.

Синтетический учет ведется на счете 77 «Отложенные налоговые обязательства». Синтетический учет постоянных налоговых обязательств ведется на счете 99.2.3 «Постоянное налоговое обязательство», оценка определяется как произведение постоянной разницы, возникшей в отчетном периоде, на ставку налога на прибыль. Аналитический учет по данному синтетическому счету не предусмотрен.

Оценка учетной политики ОАО «РИА» на соответствие ее требованиям нормативных документов приведена в таблице 2.2.

Таблица 2.2 - Оценка учетной политики ОАО «РИА» на соответствие ее требованиям нормативных документов

Информация о системах бухгалтерского учета и внутреннего контроля

Отметка о наличии, характеристика информации

Соответствие требованиям нормативных документов

1

2

3

Способ оценки материалов при их списании

По средней себестоимости

соответствует

Метод оценки товаров

По себестоимости единицы

соответствует

Группировка, учет и списание затрат на производство

Затраты отражаются на счете 26 «Общехозяйственные расходы»

соответствует

Метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг)

Выручка от реализации работ, услуг отражается в бухгалтерском учете по мере выполнения работ и услуг на основании акта выполненных работ.

соответствует

Создание резервов и фондов

резервы не создаются

соответствует

Документооборот

Автоматизирован

соответствует

Учет финансовых вложений

учитываются на балансовом счете 58 «Финансовые вложения» и принимаются к учету по первоначальной стоимости. Оценка осуществляется с отнесением расходов на приобретение в состав прочих расходов

не отражен в учетной политике порядок отражения выкупленных займов, которые ведутся на счете 58 «Финансовые вложения» субсчет 2 «Долговые ценные бумаги»

Способ оценки материалов при их списании

По средней себестоимости

соответствует

Метод оценки товаров

По себестоимости единицы

соответствует

Группировка, учет и списание затрат на производство

Затраты отражаются на счете 26 «Общехозяйственные расходы»

соответствует

Метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг)

Выручка от реализации работ, услуг отражается в бухгалтерском учете по мере выполнения работ и услуг на основании акта выполненных работ.

соответствует

Создание резервов и фондов

резервы не создаются

соответствует

Учет финансовых вложений

учитываются на балансовом счете 58 «Финансовые вложения» и принимаются к учету по первоначальной стоимости. Оценка осуществляется с отнесением расходов на приобретение в состав прочих расходов

не отражен в учетной политике порядок отражения выкупленных займов, которые ведутся на счете 58 «Финансовые вложения» субсчет 2 «Долговые ценные бумаги»

Документооборот

Автоматизирован

соответствует

Учетная политика ОАО «РИА» выработана на основании требований, предъявляемых к бухгалтерскому учету: полнота, достоверность, своевременность, осмотрительность, приоритет содержания над формой, непротиворечивость, рациональность.

Перед составлением бухгалтерской отчетности ОАО «РИА» проводят: инвентаризация имущества и обязательств организации;

- вносятся исправления в учет, если в нем были допущены ошибки;

- закрываются счета: 97 "Расходы будущих периодов", 26 "Общехозяйственные расходы";

- проводится реформация баланса.

В ОАО «РИА» на конец 2009 г. инвентаризация основных средств не проводилась, поскольку согласно учетной политики инвентаризация основных средств проводится один раз в три года, последний раз инвентаризация была пройдена в 2009 г. Инвентаризация материально-производственных запасов проводилась на основании приказа генерального директора ОАО «РИА». По окончании инвентаризации материально-производственных запасов в ОАО «РИА» в 2009 г. недостачи или излишек на конец года не выявлено.

На конец 2009 г. проведена инвентаризация расчетов, в ОАО «РИА» инвентаризация расчетов проходит в следующем порядке. По задолженности работникам ОАО «РИА» выявляются невыплаченные суммы по оплате труда. При инвентаризации подотчетных сумм проверяются отчеты подотчетных лиц по выданным авансам с учетом их целевого использования, а также суммы выданных авансов по каждому подотчетному лицу (даты выдачи, целевое назначение).

При проведении инвентаризации дебиторской задолженности ОАО «РИА» учитываются суммы дебиторской задолженности за выполненные работы, услуги, имущественные права, которые не были включены в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость за истекшие налоговые периоды (2009-й и предыдущие годы) с момента образования дебиторской задолженности.

Под реформацией баланса понимают списание убытков, полученной за 2009 г. ОАО «РИА». Реформацию проводят 31 декабря после отражения в учете последней хозяйственной операции.

В конце года все субсчета, открытые к счету 90 «Продажи», закрываются на субсчет 9 "Прибыль/убыток от продаж".

При этом в учете ОАО «РИА» делаются следующие записи:

Дебет 90 «Продажи» субсчет 1 "Выручка"

Кредит 90 «Продажи» субсчет 9 "Прибыль/убыток от продаж" - закрыт субсчет "Выручка" в сумме 265619 тыс. руб.;

Дебет 90 «Продажи» 9 "Прибыль/убыток от продаж"

Кредит 90 «Продажи» субсчет 2 "Себестоимость продаж" - закрыт субсчет "Себестоимость продаж" в сумме 192912 руб.;

Дебет 90 «Продажи» субсчет 9 "Прибыль/убыток от продаж"

Кредит 90 «Продажи» субсчет 3 "НДС" - закрыт субсчет "НДС" 47811 тыс. руб.

Дебет 90 «Продажи» субсчет 9 «Прибыль (убыток) от продаж»

Кредит 90 «Продажи» субсчет 7 «Расходы на продажу» - закрыт субсчет 7 «Расходы на продажу» в сумме 2261 тыс. руб. по окончании 2009 г.

Дебет 90 «Продажи» субсчет 9 «Прибыль (убыток) от продаж»

Кредит 90 «Продажи» субсчет 8 «Управленческие расходы» - закрыт субсчет 8 «Управленческие расходы» в сумме 59933 тыс. руб. по окончании 2009 г.

В итоге на 1 января 2010 г. по всем субсчетам счета 90 "Продажи" будет нулевой остаток.

Закрытие счета 91 "Прочие доходы и расходы".

Дебет 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 1 "Прочие доходы"

Кредит 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 9 "Сальдо прочих доходов и расходов" списаны доходы в сумме 72 236 тыс. руб., полученные за 2009 год.

Дебет 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 9 "Сальдо прочих доходов и расходов"

Кредит 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 2 "Прочие расходы" - списаны расходы в размере 61540 тыс. руб., произведенные ОАО «РИА» в 2009 г.

Закрытие счета 99 "Прибыли и убытки"

В результате в конце 2009 г. на счете 99 «Прибыли и убытки» ОАО «РИА» образовалось кредитовое (прибыль) сальдо в сумме 17192 тыс. руб. Это сальдо списывают последней записью 2009 г.

Налог на прибыль, штрафов и пеней в 2009 г. составил 1 604 тыс. руб. Таким образом, на 31 декабря 2009 г. в учете ОАО «РИА» будет числиться прибыль в сумме 15588 тыс. руб. (17192 тыс. руб. - 1604 тыс. руб.). Последней бухгалтерский записью 31 декабря 2009 г. бухгалтер ОАО «РИА» включил эту сумму в состав нераспределенной прибыли. Это отразилось в учете записью:

Дебет 99 «Прибыли и убытки»

Кредит 84 «Нераспределенная прибыль» списана чистая (нераспределенная) прибыль в сумме 15588 тыс. руб. в 2009 г.