logo
Аудит состояния учета, отчётности и внутреннего контроля филиала "Лакнея"

1.2 Составление плана и программы учета, отчетности и внутреннего контроля

Аудиторская организация должна планировать свою работу так, чтобы аудит был проведен наиболее эффективным образом.

Планирование аудита позволяет: уделить необходимое внимание значимым для аудита областям; выявить и своевременно решить проблемы, которые могут возникнуть в ходе аудита; надлежащим образом организовать выполнение аудиторского задания; распределить обязанности между членами аудиторской группы; осуществлять руководство и контроль за ходом аудита. 4. Процесс планирования неотделим от процесса проведения аудита и включает в себя: предварительное планирование; разработку общей стратегии аудита; составление плана аудита; внесение изменений в план в ходе аудита; осуществление руководства и контроля; документирование действий, связанных с составлением и изменениями стратегии и плана аудита.

Характер и объем мероприятий по планированию аудита зависят от: целей и задач предстоящего аудита; размера и особенностей финансовой и хозяйственной деятельности аудируемого лица; опыта работы аудиторской организации, в том числе с данным аудируемым лицом; обстоятельств, возникших в ходе проведения аудита.

В целях координации действий аудиторской организации и аудируемого лица вопросы планирования могут быть обсуждены с руководством аудируемого лица и (или) другими заказчиками аудита. Как правило, обсуждения требуют вопросы общей стратегии аудита и сроков его проведения. При этом ответственность за общую стратегию и план аудита несет аудиторская организация. Аудируемое лицо получает возможность оказывать содействие в надлежащем проведении аудита. Аудиторская организация не должна раскрывать аудируемому лицу детального содержания плана аудита, так как в результате чрезмерной предсказуемости аудиторских процедур при обсуждении с аудируемым лицом их характера и сроков появляется вероятность снижения эффективности аудита [13, c.193].

Процесс планирования начинается с подготовительной работы по аудиторскому заданию. До заключения договора оказания аудиторских услуг аудиторская организация должна: убедиться в том, что сохраняет независимость по отношению к аудируемому лицу и (или) заказчику аудита и способна принять аудиторское задание; обсудить с заказчиком объект и цель аудита, а также этапы его проведения; получить с согласия аудируемого лица информацию, которая необходима для понимания его финансовой и хозяйственной деятельности и оказывает влияние на данные его бухгалтерской (финансовой) отчетности; оценить возможность проведения аудита у данного аудируемого лица и по результатам такой оценки принять решение о его проведении либо обоснованно отказаться.

Аудиторская организация должна разработать и документально оформить общую стратегию аудита, которая будет определять его объем, сроки проведения и направления работы, а также содержать указания по разработке детального плана аудита.

Разработка общей стратегии аудита на основе результатов предварительного планирования включает: установление характеристик аудиторского задания, влияющих на его объем (вид аудита; применяемые основы составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности, подлежащей аудиту; структура аудируемого лица; требования законодательства к осуществляемым аудируемым лицом видам деятельности, другие); (в ред. постановления Минфина от 10.12.2013 N 78) определение итоговых и промежуточных документов по результатам аудита и сроков их предоставления; рассмотрение важных факторов, которые оказывают влияние на ход аудита.

К таким факторам относятся: установленный уровень (уровни) существенности; выявленные на этапе предварительного планирования участки бухгалтерского учета и отчетности, наиболее подверженные риску существенных искажений; предварительная оценка эффективности системы внутреннего контроля аудируемого лица; специфические особенности финансовой и хозяйственной деятельности аудируемого лица и его бухгалтерской (финансовой) отчетности.

При разработке общей стратегии аудита учитываются: накопленный опыт работы с данным аудируемым лицом и наличие специалистов, обладающих таким опытом; характер средств контроля аудируемого лица; наличие службы внутреннего аудита и возможности использования ее работы необходимость использования результатов работы других аудиторских организаций в случае проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, включающей показатели обособленных структурных подразделений; возможность использования аудиторских доказательств, полученных в ходе предыдущего аудита; влияние информационных систем учета на аудиторские процедуры, в том числе на доступность баз данных; соотнесение планируемого объема и сроков проведения аудита со сроками подготовки промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности; возможность общения с работниками аудируемого лица и доступность информации о деятельности аудируемого лица [15, c.95].

Общей стратегией аудита при необходимости определяются: работники аудиторской организации и эксперты, которые дополнительно будут привлекаться к проведению аудита участков отчетности, подверженных высокому риску искажений; этапы аудита, на которых наиболее целесообразно привлекать дополнительных специалистов или эксперта; работники аудиторской организации, которые будут проверять обособленные структурные подразделения аудируемого лица, при их наличии

Для аудита субъектов малого предпринимательства, который проводится на протяжении ряда лет одним и тем же аудитором, определение общей стратегии аудита не должно представлять собой трудоемкую процедуру. Документ по общей стратегии аудита в данном случае составляется в виде напоминания, подготовленного на основе рассмотрения рабочей документации по ранее проводимым аудитам и дополненного по результатам обсуждения предстоящего аудита с руководством аудируемого лица и (или) иным заказчиком.