logo
Валютные операции в РФ

2.2.1 Прямые и портфельные инвестиции.

Определение категории "иностранная инвестиция" является ключевым вопросом для законодателя, поскольку, таким образом, законодатель определяет круг правоотношений, подпадающих под регулирование данного законодателя. Признавая то или иное лицо иностранным инвестором, государство тем самым признает его право на льготы и гарантии, провозглашенные в Законе РФ "Об иностранных инвестициях в РФ" (4.07.1991 г.).

Ст. 2 Закона РФ под иностранными инвестициями понимает "все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых иностранными инвесторами в целях извлечения прибыли (дохода)".

При этом иностранные инвестиции могут осуществляться:

- путем долевого участия в предприятиях, создаваемых совместно с юридическими лицами и гражданами РФ и других союзных республик;

- создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также филиалов иностранных юридических лиц;

- приобретения предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружении, долей участия в предприятиях, паев, акций, облигаций и других ценных бумаг, а также иного имущества, которое в соответствии с действующим на территории РФ законодательством может принадлежать иностранным инвесторам;

- приобретения прав пользования землей и другими природными ресурсами;

- приобретения иных имущественных прав;

- иной деятельности по осуществлению инвестиций, не запрещенной действующим на территории РФ законодательством, включая предоставление займов, кредитов, имущества и имущественных прав.

В зависимости от степени контроля за зарубежными компаниями инвестиции подразделяются на прямые и "портфельные".

Прямые инвестиции - основная форма экспорта частного предпринимательского капитала, обеспечивающая установление эффективного контроля и дающая право непосредственного распоряжения над заграничной компанией. По определению МВФ, прямыми иностранные инвестиции являются в том случае, когда иностранный собственник владеет не менее 25% уставного капитала акционерного общества. По американскому законодательству - не менее 10%, в странах Европейского Сообщества - 20-25%, а в Канаде, Австралии и Новой Зеландии - 50%.

Прямые инвестиции делятся на две группы:

- трансконтинентальные капитальные вложения, обусловленные возможными лучшими условиями рынка, то есть тогда, когда существует возможность поставлять товары с нового производственного комплекса непосредственно на рынок данной страны (континента). Издержки играют здесь небольшую роль, главное - нахождение на рынке. Разница в издержках производства по сравнению с материнской компанией является меньшим фактором влияния на размещение производства на данном континенте. Издержки производства являются решающими для определения страны данного континента, в которой необходимо создать новые производственные мощности;

- транснациональные вложения - прямые вложения, часто в соседней стране. Цель - минимизация издержек по сравнению с материнской компанией.

Черты, характерные для прямых инвестиций:

- при прямых зарубежных инвестициях инвесторы, как правило, лишаются возможности быстрого ухода с рынка;

- большая степень риска и большая сумма, чем при портфельных инвестициях;

- более высокий срок капиталовложений, они более предпочтительны для стран-импортеров иностранного капитала.

Прямые зарубежные инвестиции направляются в принимающие страны двумя путями:

- организация новых предприятий;

- скупка или поглощение уже существующих компаний. С точки зрения прямых затрат первый путь дешевле второго, однако по параметру

"упущенная выгода" второй путь более предпочтителен.

"Портфельные" инвестиции - такие капитальные вложения, доля участия которых в капитале фирм ниже предела, обозначенного для прямых инвестиций. Портфельные инвестиции не обеспечивают контроля за заграничными компаниями, ограничивая прерогативы инвестора получением доли прибыли (дивидендов).

В ряде случаев международные корпорации реально контролируют иностранные предприятия, обладая портфельными инвестициями, из-за двух причин:

- из-за значительной распыленности акций среди инвесторов;

- по причине наличия дополнительных договорных обязательств, ограничивающих оперативную самостоятельность иностранной фирмы.

Имеются в виду лицензионные и франчайзинговые соглашения, контракты на маркетинговые услуги и техническое обслуживание.

Повышение роли портфельных инвестиций в последнее десятилетие связано с возможностью проведения спекулятивных операций, наращиванию масштабов которых способствовал ряд факторов: интернационализация деятельности фондовых бирж, снятие ограничений на допуск иностранных компаний на многих крупнейших фондовых биржах, расширение международных операций банков с ценными бумагами пенсионных фондов и других сберегательных учреждений.

Общий объем иностранных инвестиций, поступивших в нефинансовый сектор экономики России в I полугодии 1998г., млн. долларов США1

| |I |В % к | |Накоплено на| | | |полугод| | |конец июня | | | |ие | | |1998г. | | | |1998г.,| | | | | | |млн. | | | | | | |долларо| | | | | | |в США | | | | | | | |итогу |I полугодию|млн. |в % к | | | | | |долларов США|итогу | | | | |1998 г. | | | |Инвестиции |7697,9 |100 |99,1 |37064,1 |100 | |В том | | | | | | |числе: | | | | | | |Прямые |1509,4 |19,6 |53,7 |11328,1 |30,6 | |Портфельные|32,4 |0,4 |7,2 |290,2 |0,8 | |Прочие |6156,1 |80 |136,4 |25445,8 |68,6 |

Инвестиции в российскую экономику осуществляются инвесторами различных стран. Но США остаются безоговорочным лидером - 70 инвестиционных проектов, а сумма вложенных средств - более 800 млн. долларов. За Соединенными Штатами следует Германия, у которой 19 инвестиционных проектов в России, а третье место заняла Южная Корея. Она осуществила в России 16 проектов, инвестировав более 500 млн. долларов, и обошла такие страны, как Франция, Великобритания и Австрия.

На долю десяти развитых стран в I полугодии 1998г. приходилось 94,2% всех инвестиций (в I полугодии 1997г. - 88,3%), что видно из следующей таблицы (млн. долларов США)1:

| |Поступи| |В том | | | | |ло | |числе | | | | |всего |в % к |прямые |портфельные|прочие | | | |итогу | | | | |Всего |7698 |100 |1509,4 |32,4 |6156,1 | |инвестиций | | | | | | |из них: | | | | | | |Германия |2637 |34,3 |244,2 |0,1 |2393,2 | |США |1190 |15,5 |443 |0,2 |747,2 | |Франция |1155 |15 |10,3 |- |1144,4 | |Великобритания|980 |12,7 |110,6 |12 |857,4 | |Швейцария |340,4 |4,4 |30,8 |0,6 |309 | |Кипр |410,6 |5,3 |249 |10,5 |151,1 | |Нидерланды |264,8 |3,4 |68,4 |0,6 |195,8 | |Италия |111,3 |1,5 |9,8 |- |101,5 | |Швеция |115 |1,5 |52,4 |0,2 |62,4 | |Канада |44,2 |0,6 |15,9 |- |28,3 |

Совместные предприятия остаются наиболее распространенной формой инвестирования. Их доля составляет 75% от всех инвестиционных сделок. Медленные темпы приватизации обусловили маленькую долю другой формы вложений - покупка компаний - всего 3% общего числа проектов.

Нефтегазовый сектор остается наиболее питаемой отраслью экономики. Тем не менее, большее число проектов, по итогам исследования, было заключено в области электроники и телекоммуникаций. Другие не менее привлекательные для иностранного капитала отрасли: автотракторная, аэрокосмическая, добывающая промышленность, а также гостиничный бизнес и сфера банковских услуг. В действительности, перечень секторов рынка с большой степенью активности чрезвычайно расширился (см. Приложение 4).

К числу иностранных инвесторов обычно относят следующие категории субъектов:

- иностранные юридические лиц;

- иностранные физические лица;

- отечественные граждане, проживающие за рубежом;

- иностранные государства;

- международные организации.

Осуществление инвестиций связано с определенным риском для иностранного инвестора. Возможность таких рисков, именуемых часто "некоммерческими", увеличивается при политической и экономической нестабильности в принимаемой стране, при возникновении вооруженных конфликтов, введении чрезвычайного положения и т.д. Все это обостряет вопрос о гарантиях и делает необходимым установление определенных гарантий как во внутреннем законодательстве, так и в международных договорах.

В РФ предоставляются государственные гарантии защиты иностранных инвестиций. Они содержатся в ст. 5 Закона "Об иностранных инвестициях":

1) гарантии от принудительных изъятий, а также незаконных действий государственных органов и их должностных лиц;

2) гарантии от изменения законодательства;

3) гарантии при прекращении инвестиционной деятельности;

4) гарантии перевода платежей в связи с иностранными инвестициями;

5) гарантии использования платежей в валюте РФ на ее территории.

Главное в проблеме инвестиций - их эффективность, создание условий для интенсификации вложений в наиболее эффективные, конкурентоспособные производства, дающие быструю отдачу, позволяющие максимально увеличить доходы предприятий, населения и бюджета; предотвращать те капитальные и иные затраты, которые ведут лишь к растранжированию ресурсов и усилению инфляции.

Затягивание смены режимов процесса воспроизводства чревато серьезными угрозами. Без значительного притока высокоэффективных инвестиций не удастся решить задачи устойчивой макроэкономической стабилизации, реконструкции народного хозяйства и возобновления экономического роста.

Потребность российской экономики в инвестициях для структурной перестройки на ближайшие 15 лет составляет, по оценке Е.Ясина, 800-900 млрд. долл. Внутренние возможности страны при максимальном использовании всех резервов - 400-600 млрд. долл. Чтобы безнадежно не отстать в развитии экономики и не затянуть на десятилетия "переходный период", необходимо за это время привлечь 300-400 млрд. долл. иностранных инвестиций.1

Стратегия привлечения иностранных инвестиций в экономику любой страны, в том числе и России, должна базироваться, прежде всего, на изучении интересов потенциальных зарубежных инвесторов и возможностей их удовлетворения без ущерба для национальной экономики.

Одним из главных мотивов зарубежных инвесторов является стремление получить максимальную прибыль и благоприятные условия для ее последующей реализации. Этот мотив вполне сочетается с интересами российской стороны, поскольку получаемая от реализации инвестиционных проектов прибыль распределяется между сторонами-партнерами.

Следующий движущий мотив иностранного инвестора состоит в его стремлении завоевать обширный рынок России, отличающийся потенциальной емкостью, как с точки зрения инфраструктуры, так и производства потребительских товаров. Необходимость технического обновления производства и инфраструктуры страны, сравнительно низкая доля конкурентоспособных товаров и услуг открывают перед иностранными инвесторами немалые перспективы на российском рынке. В реализации подобного интереса заинтересована и российская сторона, ибо потенциально обеспечивается приток дополнительных инвестиций и решение назревших проблем. Объем продаж и уровень прибыльности здесь может быть значительно выше, чем в развитых и так называемых "зрелых" развивающихся странах. Однако сочетание этого интереса может быть обеспечено определенными методами государства, регламентирующими направления и совокупность приоритетов в приложении иностранных инвестиций. Если речь идет, например, о создании производства (в том числе и совместного) и распространении выпускаемой продукции в соответствии с потребностями внутреннего рынка России, то такое завоевание вполне удовлетворяет интересам обеих сторон. В случае же, когда через зарубежного инвестора как через посредника внутренний рынок России заполняется товарами, которые выпускаются местными производителями и которые, по сути, отвоевывают у них рынок, то такое положение должно пресекаться соответствующей политикой государства. Разумная протекционистская защита внутреннего производства с помощью тарифных и нетарифных мер способна, на наш взгляд, стимулировать импорт капитала, а не товаров.

И, наконец, еще одним важным мотивом иностранного инвестора является возможность доступа к природным ресурсам страны. В эффективной добыче и переработке сырья, включая решение экологических проблем и применение высоких технологий, обеспечивающих максимальную отдачу от эксплуатации месторождений, весьма заинтересована и российская сторона. Однако реализация этого интереса требует значительных инвестиций. Следовательно, для сочетания интересов сторон необходима соответствующая целенаправленная политика государства, которая бы способствовала разработке природных ресурсов страны для внутренних потребностей производства и населения, а не для превращения России в "сырьевой придаток".

Иностранные инвесторы, движимые своими интересами и по достоинству оценивая имеющиеся предпосылки эффективного приложения капитала, рассчитывают на благоприятные условия своей предпринимательской деятельности. Совокупность условий приема и функционирования иностранного капитала и представляет инвестиционный климат страны реципиента.

Состояние инвестиционного климата (благоприятный, неблагоприятный, рискованный) и степень привлекательности страны-реципиента определяются уровнем политической и экономической стабильности, инвестиционной политикой и действующим законодательством в отношении иностранных инвестиций; отношением к иностранной собственности и зарубежным инвестициям; условиям перевода капитала, прибылей и движения кредитных ресурсов; ограничениями и льготами для иностранных инвестиций; устойчивостью национальной денежной единицы и уровнем развития местного рынка капиталов, протекционистской защиты и социально-культурным взаимодействием.

Анализу состояния инвестиционного климата в России посвящено достаточно много исследований специалистов. Все они оценивают инвестиционный климат в России как неблагоприятный.

Иностранные инвесторы, высоко оценивая потенциальные предпосылки эффективного приложения своего капитала в России (огромные природные богатства, дешевые ресурсы производства, большой производственный и интеллектуальный потенциал, позволяющий в сочетании с богатыми природными ресурсами раз вернуть производство таких видов продукции, которые пользуются спросом на внутреннем и конкурентоспособны на мировом рынках), весьма осторожно относятся к его вложению в экономику нашей страны. Они считают, что в сравнении с другими странами-импортерами капитала инвестиционный климат России является весьма рискованным. Для такого заключения у них есть основания, поскольку большинство западных исследований утверждает, что комплексная оценка риска вложений капитала в российскую экономику заметно выше, чем, например, в Западной Европе. Так, например, международный финансовый журнал "Euromoney" периодически публикует экспертную оценку показателя риска зарубежного инвестирования, оцениваемого по 100-балльной шкале. Чем выше этот показатель, тем степень риска ниже, и наоборот. По данным этого журнала, по состоянию на 1993 г. показатель степени риска вложений в российскую экономику составляет 18,13. В Японии, например, данный показатель составляет 99,44; в США - 99,07; во Франции - 96,46; в Эстонии - 23,35.

Главными факторами, обусловившими столь низкую оценку инвестиционного климата в России, являются политическая и экономическая нестабильность, финансовый кризис и высокие темпы инфляции, значительность внешнего долга, нестабильное и противоречивое законодательство, недостаточно развитая инфраструктура вообще и рыночная, в частности, не конвертируемость рубля, высокий уровень преступности и, наконец, профессиональная неподготовленность управленческого звена к широкомасштабному инвестиционному сотрудничеству.

Совместные предприятия остаются наиболее распространенной формой инвестирования. Их доля составляет 75% от всех инвестиционных сделок. Медленные темпы приватизации обусловили маленькую долю другой формы вложений - покупка компаний - всего 3% общего числа проектов.

Привлекая иностранный капитал в СП, национальный партнер стремится:

- получить доступ к зарубежной передовой технологии; пополнить внутренние источники накопления;

- использовать иностранный опыт управления для повышения эффективности производства;

- уменьшить неоправданный импорт и сократить расходы в свободно конвертируемой валюте;

- расширить экспорт, в особенности готовой промышленной продукции.

По данным Госкомстата, в 1996 г. в России работало 7,8 тыс. совместных и иностранных предприятий с численностью персонала 220 тыс. человек.1

1997 г. общий объем иностранных инвестиций достиг 10,5 млрд. долл. плюс 10,4 трлн. руб., в том числе прямых — 3,9 млрд. долл. плюс 8,3 трлн. руб. Годовые объемы привлеченных иностранных инвестиций, таким образом, незначительны и не соответствуют основным макропоказателям российской экономики; минимальными являются также значения иностранных инвестиций надушу населения. Так, в 1996 г. общий объем иностранных инвестиций на душу населения составил 44 долл., а прямых — 14,3 (для сравнения: в том же году - соответствующий показатель в Польше находился на уровне 140, а в Венгрии — 1300 долл.).2

Наиболее выгодным для иностранных прямых инвестиций является российский топливно-энергетический комплекс, а наиболее крупным источником привлечения таких инвестиций - США.

Сейчас в различной стадии проработки находится несколько десятков крупных проектов освоения нефтегазовых месторождений в разных регионах России с участием американских и других иностранных инвесторов.

Другие не менее привлекательные для иностранного капитала отрасли: электронная, аэрокосмическая, автомобиле и судостроение, гостиничный бизнес и сфера банковских услуг.

В последние годы заметно увеличились портфельные инвестиции в экономику России, на сегодня в России обосновалось более 20 крупных инвестиционных институтов. Среди них: Европейский банк реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация (МФК), банк CSFirst Boston, Morgan Grenfell, Фонд Pioneer Investment, инвестиционный банк Brunswick Investment и т.д.

Решающая роль в изменении сложившейся ситуации с инвестиционным климатом России принадлежит, в частности, государственной политике в отношении иностранных инвестиций.

Инвестиционной политика - совокупность государственных подходов и решений, определяющих направления использования капитальных вложений в сферах и отраслях экономики, мобилизации средств предприятий и создание благоприятного режима для иностранных инвесторов с помощью введения налоговых и других льгот, институциональная определенность в управлении процессом привлечения, планирования и реализации инвестиций и дебюрократизация деятельности соответствующих оргструктур. Особое значение в этом плане имеет правовое регулирование инвестиционной деятельности, которое, как правило, предполагает законодательство о собственности, включая положения об иностранных инвестициях; налоговое законодательство, в том числе в отношении иностранных инвесторов; законодательство о труде, социальной защищенности определенных групп населения, антимонопольное законодательство, законодательство об охране природы в связи с производственной деятельностью и др.

Представление о законодательной базе России в области регулирования иностранных инвестиций дает следующий перечень:

Закон РФ "Об иностранных инвестициях в РФ" от 4.07.1991 г.;

Закон РФ "Об инвестиционной деятельности в РФ" от 26.06.1991 г.;

Закон РФ "О недрах" от 21.02.1992 г.:

Указ Президента Российской Федерации от 27. 09.1993 г. " О совершенствовании работы с иностранными инвестициями";

Указ Президента РФ от 24.12.1993 г. "Вопросы соглашений о разделе продукции при пользовании недрами";

Указ Президента РФ от 25.01.1995 г. "О дополнительных мерах по привлечению иностранных инвестиций в отрасли материального производства Российской Федерации";

Постановление Правительства РФ от 29.09.1994 г. "Об активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации";

Любой инвестор постоянно действует, исходя из соотношения между получением размера возможной прибыли и риском. В отличие от участников процесса прямой купли-продажи товара инвестор намеревается вложить свой капитал в расчете на будущий результат и должен быть в определенной степени уверен в надежности планируемой им операции. В этой связи задача принимающей стороны, если она всерьез и надолго заинтересована в иностранных инвестициях, состоит в создании стабильного для деловой активности и ясного для вкладчика капитала инвестиционного режима. Как считают сами инвесторы, лучше иметь, возможно, и не очень хорошие, но стабильные правила и условия инвестиционной деятельности (отношения собственности, уровень налогообложения, репатриации прибылей и капиталов и пр.), чем более привлекательные, но подверженные постоянным изменениям. При постоянно меняющихся "правилах игры" инвесторы не могут уверенно планировать свои действия на перспективу. В таких условиях они либо требуют более высокой прибыли в порядке компенсации за риск, либо воздерживаются от вложения капитала, либо выбирают минимально рискованную стратегию.

Среди названных выше документов есть ряд нормативных актов, призванных облегчить участь иностранных инвесторов. Так, в соответствии с Указом президента РФ от 25.01.1995 г. № 73 «О дополнительных мерах по привлечению иностранных инвестиций в отрасли материального производства" принято предложение Правительства РФ о применении в отношении отдельных групп товаров (за исключением алкогольных напитков и табачных изделий) при ввозе их на таможенную территорию РФ ставок ввозных таможенных пошлин, уменьшенных в 2 раза. Установлено, что эти ставки могут применяться в отношении иностранных товаров не более 5 лет при условии, что поставляющие их компании являются учредителями предприятий по производству аналогичных товаров на территории РФ с использованием отечественного сырья и труда российских работников и осуществляют прямые капиталовложения в отрасли материального производства РФ в сумме, эквивалентной не менее 100 млн. долл. США. При этом вклад иностранного участника в уставный фонд такого предприятия должен составлять сумму, эквивалентную не менее 10 млн. долл. США.

Что касается регионов – лидеров по привлеченным инвестициям, то данные приведены в таблице.

Пять регионов с наибольшим объемом капитальных вложений за 1993-1997 гг. |Регион |Объем в 1993-1997 |Доля в России, % | | |гг. млрд. неденом. | | | |руб. | | |Москва |263626,3 |14,92 | |Ханты-Мансийский АО |132931,9 |7,52 | |Ямало-Ненецкий АО |94523,7 |5,35 | |Республика |62127,9 |3,52 | |Башкортостан | | | |Московская обл. |57272,3 |3,24 |

Распределение объема иностранных инвестиций в I полугодии 1998г. в региональном аспекте (млн. долларов США).1 | |Посту| |В том | | | | |пило | |числе | | | | |Всего|в % к |прямые |портфельны|прочи| | | |итогу | |е |е | |Всего инвестиций |7698 |100 |1509,4 |32,4 |6156,| | | | | | |1 | |из них: | | | | | | |Центральный район |5456 |70,9 |768 |17,1 |4670,| | | | | | |4 | |Москва |5054 |65,6 |550,7 |5,2 |4497,| | | | | | |7 | |Западно-Сибирский |494,8|6,4 |121,1 |2,5 |371,2| |район | | | | | | |Тюменская область |96,9 |1,3 |43,4 |0,1 |53,4 | |Северо-западный |219,9|2,9 |112,7 |4,8 |102,4| |район | | | | | | |Санкт-Петербург |135,8|1,8 |87,9 |4,8 |43,1 | |Дальневосточный |328,2|4,3 |204,3 |- |123,9| |район | | | | | | |Приморский край |35,7 |0,5 |18,7 |- |17 | |Магаданская область |22,7 |0,3 |20,7 |- |2 | |Поволжский район |672,1|8,7 |93,7 |0 |578,4| |Самарская область |52,5 |0,7 |45,5 |- |7 |

Характерно сохранение позиций Центральным районом во главе с Москвой, сырьевых регионов, крупных машиностроительных центров, а также регионов, расположенных в приграничных районах.

Приведенные данные свидетельствуют о неудовлетворительности регионального распределения иностранных инвестиций. Одна из причин этой деформированности — слабость региональной политики привлечения иностранных инвестиций, прежде всего в аспектах страхования, залога, гарантий безопасности капитала и инвесторов, обеспечения последних информацией об инвестиционных проектах Политика, о которой идет речь, тоже должна быть дифференцированной и направленной в первую очередь на привлечение капиталов в депрессивные регионы. Для улучшения региональной структуры иностранных инвестиций желательно создать на территории России (помимо Москвы и Санкт- Петербурга) несколько крупных инвестиционных центров, в частности, в Нижнем Новгороде, Самаре, Екатеринбурге, Новосибирске и во Владивостоке.

Но говорить о перспективах дальнейших иностранных инвестиций сложно, т.к. августовский кризис 1998 г. явно показал, что Россия до сих пор подвержена экономической и политической нестабильности.

Проблема вывоза капитала в РФ на современном этапе.

Одной из наиболее важных проблем, стоящих сегодня перед экономикой России, является продолжающийся вывоз капитала из страны. В то время как Правительство РФ изыскивает свободные кредитные средства на Западе и ведет переговоры с МВФ о предоставлении стране очередного транша на сумму 4 – 5 млрд. $, из России, по оценке бывшего премьер–министра РФ Примакова Е.М., ежегодно уходит порядка 20-25 млрд. долларов. Общая сумма капитала, вывезенного из России за период реформ, оценивается в сумму равную 200 млрд. $.1

Вывоз капитала преследует следующие цели:

- попытка сохранить легально нажитый капитал в условиях политической и экономической нестабильности в стране;

- «отмывание» денег, полученных в результате преступной деятельности.

Поэтому целесообразно рассмотреть два данных вопроса в отдельности.