logo
Валютные операции в РФ

2.1.1 Экспортно-импортные и бартерные операции.

Экспорт - это вывоз за границу товаров, проданных иностранному покупателю или предназначенных для продажи на иностранном рынке. К экспорту относятся также вывоз товаров для переработки их в другой стране, перевозка товаров транзитом через другую страну, вывоз привезенных из другой страны товаров для продажи их в третьей стране.

Импорт - это ввоз в страну иностранных товаров.

К экспорту и импорту относятся сделки со следующими признаками:

- пересечение товаров государственной границы;

- оплата производится за границей или валютные средства поступают из-за границы;

- участие в сделке нерезидента.

В законе о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности достаточным и единственным признаком, определяющим экспорт и импорт, является факт пересечения товаром государственной границы.

Первичная учетная документация по экспортным операциям, являющаяся основой системы банковско-таможенного контроля, определена инструкцией «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров», и включает в себя:

- паспорт сделки (ПС);

- учетную карточку (УК) – возвратный документ. Она составляется таможенными органами на основании грузовой таможенной декларации

(ГТД). Направляется ими в уполномоченные банки для текущего контроля за полнотой и своевременностью поступления валютной выручки предприятиям от экспорта товаров, работ и услуг;

- реестр – документ, выписываемый таможенными органами на базе сведений ГТД. Содержание его включает информацию об отгрузках товаров на экспорт, ожидаемых сроках и суммах поступления выручки;

- досье – специальная подборка документов по контролю за поступлением валютной выручки; формируется уполномоченными банками по каждому паспорту сделки;

- журнал – учетный регистр, составляемый банком для ведения отдельного учета входящих и исходящих документов валютного контроля.

Для осуществления валютного контроля за экспортно-импортными контрактами основополагающую роль играет Паспорт сделки (ПС).

В соответствии с инструкцией Банка России от 12.10.1993 г. №19 и ГТК РФ от 12.10.1993 г. № 01-20/10283 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров" по каждому заключенному экспортному контракту, включая контракты, расчеты по которым проходят по клиринговым счетам, оформляется ПС, подписываемый уполномоченным банком.

Паспорт сделки представляет собой всеохватывающий документ, который, с одной стороны, включает реквизиты уполномоченного банка, на транзитный валютный счет которого должна поступать экспортная выручка, реквизиты предприятия - экспортера, включая официальное наименование, полный юридический адрес, код ОКПО и номер транзитного валютного счета, а с другой стороны -реквизиты иностранного партнера (наименование, страна, адрес), условия контракта, в т.ч. сумма сделки, валюта платежа, форма расчетов и сроки поступления валютной выручки.

Заполненный и подписанный экспортером ПС в двух экземплярах предоставляется в соответствующий уполномоченный банк вместе с оригиналом или копией контракта, заверенной со стороны экспортера.

После подписания ПС экспортер несет полную ответственность за соответствие приведенных в нем данных условиям контракта и полное и своевременное зачисление валютной выручки на транзитный валютный счет в оформляющем ПС уполномоченном банке. Причем сроки поступления валютной выручки рассчитываются экспортером самостоятельно, исходя из времени движения товаров по территории Российской Федерации, времени пробега банковских документов, условий платежа по контракту и других факторов. Указанные сроки исчисляются от даты таможенного оформления товаров. При этом если срок поступления валютной выручки превышает 90 дней, то в ПС вносятся данные о лицензии ЦБ РФ. Разрешающие предоставление подобного рода отсрочки платежа иностранным покупателем.

Уполномоченный банк отказывает экспортеру в подписании ПС в следующих случаях:

- несоответствия указанных в нем сведений данным, содержащимся в контракте;

- несоответствия предусмотренных контрактом валютных операций требованиям действующего законодательства РФ;

- оформление ПС с нарушением установленных требований;

- наличие в контракте условий, предусматривающих зачисление валютной выручки по нему на счета других, помимо экспортера, предприятий и лиц;

- отсутствие в контракте условий, предусматривающих зачисление экспортной выручки на счет экспортера в уполномоченном банке РФ;

- отсутствия в контракте сведений, необходимых для составления ПС в установленном порядке.

Паспорт сделки выписывается в двух экземплярах предприятием- экспортером в уполномоченном банке или его филиале. Оба экземпляра ПС сверяются банком на предмет соответствия условиям контракта и подписи в карточке образцов подписей лиц, имеющих право первой подписи, и заверяется им при отсутствии расхождений. За выполнение данной операции уполномоченный банк как агент валютного контроля берет с предприятия плату в размере не выше 0,15 процентов от суммы контракта, которая взимается им не ранее поступления в банк первой суммы экспортной выручки по данному контракту.

Копия (ксерокопия) паспорта сделки передается банком в таможню и соответственно является контрольным документом. Оригинал паспорта сделки с одним экземпляром контракта возвращается экспортеру, о чем банком делается запись в Журнале отдельного учета.

Второй экземпляр паспорта сделки остается в банке и формирует досье – специальную подборку документов по контролю за поступлением валютной выручки от экспорта товаров.

Если после оформления паспорта сделки произошли изменения и (или) дополнения по контракту между участниками, предприятие-экспортер в 10- дневный срок с даты внесения изменений и дополнений, но не позже предоставления к таможенному оформлению товаров, экспортируемых на основании внесенных в контракт изменений и дополнений, представляет в уполномоченный банк:

- оригиналы или заверенные в установленном порядке копии изменений и дополнений к контракту;

- дополнительные листы к ПС, оформленные в том же порядке, что и ПС, но с заполнением только тех граф, сведения о которых подлежат уточнению.

Заверенные ответственным лицом банка и скрепленные его печатью копии паспорта сделки и дополнительные листы к нему, а также копии ГТД на экспортируемые товары предприятие-резидент предъявляет, наряду с другими документами, таможенному органу. При отсутствии замечаний с его стороны в процессе взаимной сверки представленных документов и при выполнении всех других требований таможенного законодательства дается право на ввоз заявленного к экспорту груза, что подтверждается подписью должностного лица таможни на копии паспорта сделки и копии грузовой таможенной декларации. На этих документах, кроме того, ставится личная номерная печать лица, осуществляющего таможенное оформление груза. Копии паспорта сделки, как уже отмечалось, вместе с ГТД остаются в делах таможни.

Копия грузовой таможенной декларации с оттиском личной номерной печати и подписью должностного лица таможни передается предприятию, получившему право на экспорт своей продукции.

В течение 10 дней со дня выпуска груза таможней предприятие представляет эту копию ГТД в банк.

Вся информация по направляемым на экспорт товарам передается в вычислительный центр ГТК РФ. Там она обрабатывается, а на каждую экспортную сделку составляется учетная карточка. В учетной карточке ГТК РФ содержатся сведения о конкретной отгрузке экспортного товара, реквизиты соответствующего коммерческого банка, указываются сроки поступления экспортной выручки предприятию – экспортеру. Эта учетная карточка пересылается в соответствующий коммерческий банк, который в свою очередь, устанавливает контроль за переводом валюты в Российскую Федерацию в адрес экспортера. И только потом, как экспортеру поступила причитающаяся ему сумма платежа, банк возвращает в вычислительный центр ГТК РФ учетную карточку.

Таким образом, Реестры УК вместе с копиями ГТД предоставляют уполномоченному банку возможность осуществлять надлежащий валютный контроль за полнотой и своевременностью поступления валютной выручки от экспорта товаров по каждому контракту.

Аналогично, как и при экспортных сделках, осуществляется валютный контроль по импортным сделкам.

Основными документами валютного контроля по импортным операциям определены: паспорт импортной сделки (Пси); учетная карточка импортируемых товаров (УКи); карточка платежа; досье по импортной сделке (Досье «Импорт»); гарантия валютного контроля (Гарантия ВК); журнал учета входящих и исходящих документов валютного контроля (Журнал).

Приведенный перечень по ряду позиций аналогичен документам, используемым в организации валютного контроля по экспортным операциям (паспорта сделки, учетные карточки и др.). Основным базовым документом валютного контроля, как и по экспортным операциям, становится тот же паспорт сделки. Он выписывается в двух оригинальных экземплярах: один остается в банке, другой выдается на руки импортеру. Форма паспорта сделки по импортным операциям отличается от формы по экспортным операция одним лишь реквизитом: в разделе «Реквизиты и условия контракта» ПС указано «Поступление выручки», а в этом же разделе ПСи - «Оплата товара».

ПСи представляется в банк импортера, где открыт его текущий счет. В свою очередь уполномоченный сотрудник банка проверяет правильность составления ПСи, заверяет его своей подписью и первый экземпляр возвращает импортеру. Второй экземпляр ПСи и копия контракта остаются в Досье по импортной сделке, которое формируется банком импортера по каждому ПСи.

В уполномоченный банк импортер одновременно с заполненным и подписанным руководителем и главным бухгалтером паспортом импортной сделки представляет оригинал или копию контракта, заверенную лицом, имеющим право первой подписи, если текст контракта занимает более 5 листов. С согласия банка импортера достаточно представить вместо копии всего контракта заверенные из него выписки, на основании которых составлен Пси, и оригинал контракта с целью проверки ответственным лицом банка импортера полноты сведений в выписках из контракта, необходимых для правильного составления ПСи.

После проверки оригинал контракта возвращается импортеру, а достоверность выписок из контракта заверяется подписью ответственного лица банка импортера на их первом листе. Копия контракта, либо выписки из него приобщаются к Досье «Импорт» по данному ПСи. С этого момента на обе стороны ложится ответственность по исполнению условий контракта:

- на импортера – поступление товаров в полном объеме в Российскую

Федерацию и в сроки, превышающие 90 календарных дней между днем оплаты и датой таможенного оформления или датой возврата средств, если контракт не выполнен;

- на банк импортера – обеспечить расчетное обслуживание клиента и надлежащий валютный контроль за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые по данному контракту товары.

При оплате импортируемого товара со счета в иностранном банке, открытого в соответствии с лицензией Центрального Банка России, ПСи подписывается его территориальным учреждением по месту нахождения импортера.

Таможенное оформление импортируемых товаров сводится к проверке правильности полноты и достоверности информации, содержащейся в ГТД и ксерокопии ПСи, заверенной работником уполномоченного банка, представленными импортером в таможенный орган. условиями контракта и другими документами, находящимися в его распоряжении.

В случае, когда по одному контракту ввозится товар несколькими партиями, то при таможенной оформлении первой партии товара в делах таможни остается ксерокопия ПСи, заверенная работником банка с указанием его фамилии и инициалов, должности, даты заверения копий и скрепленная оригинальной печатью банка импортера. Последним допускается использование специальной печати с надписью «Для целей валютного контроля», изготовленной и зарегистрированной в Центральном банке Российской Федерации в установленном порядке.

Для последующего получения товара по указанному контракту импортеру при таможенном оформлении достаточно предъявить ксерокопию ПСи, заверенную его печатью, при полном соответствии данных в указанных выше документах и при выполнении всех иных требований таможенного законодательства России. Работник таможни, осуществляющий таможенное оформление импортируемых товаров, ставит подпись на копии ПСи и ксерокопии ГТД и скрепляет их своей личной номерной печатью. Ксерокопия ГТД передается импортеру, а копия ПС и вместе с экземпляром ГТД остается в делах таможенного органа.

В течение одного календарного месяца с даты таможенного оформления ввозимого из-за границы товара (графа «(» ГТД) импортер должен представить в уполномоченный банк ксерокопию ГТД, заверенную в установленном порядке работником таможни, осуществляющим таможенное оформление данного товара, которая направляется им в соответствующее Досье «Импорт». Тем самым данной операцией завершается процедура валютного контроля по импортируемым товарам со стороны уполномоченного банка.

Отправным моментом в организации валютного контроля по импортным операциям следует считать 1 января 1996 г., когда была введена в действие совместная Инструкция Центрального банка России № 30 от 26 июля 1995 г. и ГТК России № 01-20/10538 «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары»

Содержание инструкции направлено прежде всего на устранение сложившейся порочной практики перевода авансовых платежей по импортным контрактам без последующего ввоза товаров в счет предварительной оплаты или аванса в строго установленные сроки, либо возврата суммы по несостоявшейся сделке. Другими словами предусматривается решить задачу по обеспечению сопоставимости информации о платежах российских участников внешнеэкономической деятельности за импортируемыми товарами с данными стоимости товаров, реально ввозимых на территорию Российской Федерации.

Как предписано в указанной инструкции, импортер обязан обеспечить ввоз в страну товара, равного по стоимости уплаченным средствам в иностранной валюте, а в случае непоставки товара должен добиться возврата ранее переведенных иностранному поставщику средств в сроки, обусловленные в контракте, но не позднее 90 календарных дней с даты перевода этих средств.

В целях валютного контроля способы расчетов за импортируемые товары подразделяются на три вида:

- предварительная оплата в счет ожидаемых поставок;

- оплата ввезенных и растаможенных товаров;

- оплата отгруженных в пользу получателя, но нерастаможенных товаров в режиме соответствующего таможенного оформления.

Нарушение валютного регулирования, касающиеся указанных выше способов расчетов, в первую очередь имели место после предварительной оплаты импортером суммы платежа, так как создавали наиболее благоприятные условия по неисполнению контракта со стороны экспортера. Нередко в качестве последнего функционировала фиктивная фирма, специально создаваемая под данный контракт. Получив на валютный счет сумму в иностранной валюте, товар по такой сделке импортеру не поставлялся в силу «форс-мажорных» обстоятельств.

Процедура контроля за импортными операциями представляется более сложной по сравнению с контролем за экспортными операциями, несмотря на идентичность в выборе задачи организации валютного контроля по импортным и экспортным операциям.

Во-первых, товарная номенклатура (ТН ВЭД) по ввозу товаров значительно шире, а, следовательно, банкам сложнее идентифицировать такие платежи применительно к конкретным поставкам товаров. Именно поэтому, как показывает практика работы таможенных органов импортеры в большей степени чем экспортеры умышленно указывают в грузовой таможенной декларации неправильные коды ТН ВЭД на ввозимые товары с целью занижения уплаты таможенных платежей.

Во-вторых, если среди участников ВЭД, осуществляющих экспортные поставки, преобладают участники, работающие длительное время на внешнем рынке, то этого нельзя сказать об импортерах. Среди последних значительный удельный вес составляют физические и юридические лица, осуществляющие разовые операции.

В-третьих, до принятия указанного «импортного контроля» в стране по существу отсутствовало на законодательном уровне требование об обязательности ввоза товаров на территорию Российской Федерации. если российским участником ВЭД был произведен для этих целей соответствующий платеж. Для недобросовестных предпринимателей такая ситуация представляется удобной лазейкой для вывоза капитала.

В-четвертых, установленные ставки импортного тариф не отражают общемировую тенденцию к защите и поддержке отечественных производителей путем поощрения ввоза сырья и полуфабрикатов и установления повышенных ставок для готовой продукции. Это еще более усугубляет негативную позицию российских импортеров всеми дозволенными, а большей частью недозволенными способами занизить таможенную стоимость ввозимых товаров.

Отсюда стремление государства найти способ стимулирования внешнеэкономических связей, более эффективные формы и средства валютного регулирования и контроля.

Начиная с 1 ноября 1996 года в соответствии с Указом Президента РФ от 18 августа 1996 года № 1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок» ГТК РФ разработан «Порядок оформления, учета паспортов бартерной сделки и обмена информацией в целях контроля внешнеторговых бартерных сделок». Данный документ устанавливает правила оформления, переоформления и выдачи документа «Паспорт бартерной сделки» (далее ПСб), формирование и ведение базы данных ПСб в Министерстве внешнеэкономических связей (МВЭС) России, а также информационного обмена между МВЭС России и ГТК России в целях учета и контроля внешнеторговых бартерных сделок.

ПСб – документ контроля и учета бартерных сделок, совершаемых российскими лицами в соответствии с заключенными внешнеэкономическими договорами.

До осуществления экспорта товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности при совершении внешнеторговых бартерных сделок, до начала таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в счет исполнения указанных сделок, российские лица обязаны оформить в МВЭС России ПСб в соответствии с инструкцией по оформлению паспорта бартерной сделки по установленной форме.

По каждому заключенному российским лицом Договору оформляется один ПСб, вне зависимости от даты заключения Договора. В случае внесения в Договор изменений и/или дополнений, изменяющих сведения, которые использовались при оформлении ПСб, российские лица до начала таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации согласно условиям такого Договора, обязаны переоформить ПСб в соответствии с Инструкцией. МВЭС России за оформление и переоформление ПСб взимается плата в установленном порядке. Графы ПСб заполняются аналогично заполнению ПС и ПС/и и подробно описаны в Инструкции.

Для оформления ПСб российское лицо направляет подписанное и удостоверенное печатью российского лица заявление, форма которого установлена Порядком Управления уполномоченного МВЭС России в регионе, в котором осуществлена государственная регистрация российского лица.

Если сумма договора превышает в эквиваленте 200 тысяч американских долларов, паспорт сделки оформляется только в Управлении уполномоченного МВЭС России по Центральному району, по согласованию с Департаментом регулирования внешнеэкономической деятельности (ДРВЭД) МВЭС России, о чем ответственным лицом Управления уполномоченного МВЭС России в регионе делается соответствующая запись в графе ПСб «Особые отметки». Под суммой договора в целях применения настоящего Порядка понимается общая стоимость экспортируемых товаров, работ, услуг в соответствии с Договором, включая сумму денежных средств, подлежащую уплате иностранному лицу за передаваемые российскому лицу товары, работы, услуги в соответствии с этим Договором.

К заявлению должны быть приложены следующие документы:

- два экземпляра подписанного и удостоверенного печатью российского лица ПСб;

- оригинал Договора, на основании которого был составлен ПСб, и нотариально удостоверенные их копии;

- удостоверенная уполномоченным банком Российской Федерации копия подписанного им паспорта сделки (ПС) или паспорта импортной сделки

(ПСи), если ПСб составлен на основании смешанного договора, предусматривающих уплату денежных или иных платежных средств в иностранной валюте за часть товаров, передаваемых по договору;

- оригинал и копия разрешения МВЭС России, выдаваемого в случаях, предусмотренных пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от

18.08.96 № 1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок»;

- нотариально удостоверенная копия документа о государственной регистрации российского лица;

- копии учредительных документов;

- документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего ПСб, и нотариально удостоверенный образец его подписи и оттиска печати организации, которые остаются в Управлении уполномоченного МВЭС

России в регионе;

- копия документа, подтверждающего учет российского лица органами государственной статистики;

- копия карты налогоплательщика;

- копия международного договора Российской Федерации, если Договор, на основании которого составлен данный ПСб, заключен во исполнение международного договора Российской Федерации;

- документы, подтверждающие исполнение части Договора (копии актов и других документов, свидетельствующих о выполнении работ, оказании услуг, передаче прав на результаты интеллектуальной деятельности), если ПСб составлен на основании Договора, заключенного до вступления в действие Указа Президента Российской Федерации от 18.08.96 г. №

1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок»;

- удостоверенный российским лицом перевод Договора при отсутствии оригинала Договора на русском языке.

Все представленные МВЭС России документы регистрируются в Журнале.

Уполномоченный МВЭС России в регионе должен удостовериться в наличии всех необходимых документов, представленным российским лицом, и правильности их оформления. Срок рассмотрения представленных документов составляет не более 21 рабочего дня с даты принятия заявления.

МВЭС России имеет право отказать в оформлении или переоформлении ПСб. В случае отказа в оформлении ПСб одновременно с возвращением оригиналов и копий документов российскому лицу выдаются рекомендации в письменной форме по составлению ПСб и внесению изменений в условия Договора. При этом в Журнале делается соответствующая запись.

Уполномоченный МВЭС России в регионе подписывает и удостоверяет печатью оба экземпляра ПСб.

Один экземпляр оформленного ПСб выдается представителю российского лица под его роспись в Журнале, второй экземпляр остается в Управлении уполномоченного МВЭС России в регионе.

По данным МВЭС России, с введением порядка оформления паспортов бартерных сделок ежемесячный объем регистрируемых в МВЭС России бартерных сделок, как по стоимости, так и по количеству постоянно сокращается. Так в первом полугодии 1997 года он уменьшился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в среднем на 43процента. Резкий спад объема торговли по бартерным операциям произошел, прежде всего, за счет снижения торговли России со странами СНГ.

Система валютного контроля за осуществлением внешнеэкономических бартерных сделок находится в стадии становления и анализ ее плюсов и минусов будет возможен только после накопления некоторого практического опыта в ее функционировании.

Вместе с тем, действующий порядок контроля и учета бартерных сделок, не распространяется на смешанные сделки, т.е. такие, в которых одна из сторон при выполнении встречного обязательства использует наряду с поставкой товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности также денежные или иные платежные средства. Поэтому, с усилением контроля и учета за осуществлением бартерных сделок резиденты все в большей мере переориентируются на смешанные сделки.

Таким образом, совершая смешанные договоры недобросовестные участники внешнеэкономической деятельности сохраняют возможность обходить порядок контроля и учета внешнеторговых бартерных сделок и оставлять часть валютной выручки за рубежом, уклоняясь тем самым от уплаты налогов.

Принимая во внимание тот факт, что бартер является нежелательной формой внешнеторговых операций, так как ограничивает сферу денежного обращения, затрудняет валютный и экспортный контроль, приводит к недополучению налоговых поступлений в федеральный бюджет, необходимо принять новые дополнительные меры, направленные на усиление государственного контроля за осуществлением внешнеторговых сделок, содержащих товарообменный элемент.