Глава 2. ??????
2.1. Цели и задачи бухгалтерского учета затрат и продажи товаров в розничной торговле.
Для правильного руководства деятельностью предприятия розничной торговли необходимо располагать полной, точной, объективной, своевременной и достаточно детальной экономической информацией. Это достигается ведением бухгалтерского учета на предприятии.
Основным объектом бухгалтерского учета в розничной торговле являются товары, поэтому бухгалтерия организации розничной торговли обязана обеспечить полный учет поступающих товаров и своевременное отражение в учете операций, связанных с их выбытием.
Главной целью бухгалтерского учета в розничной торговле являются:
1).контроль за сохранностью товаров;
2).своевременное предоставление руководству организации информации о фактическом валовом доходе, о состоянии товарных запасов и эффективности их использования.
Для достижения этих целей необходимо решить комплекс бухгалтерских задач:
1).обеспечение совместно с другими службами организации розничной торговли материальной ответственности за товары;
2).проверка правильности документального оформления, законности и целесообразности товарных операций, своевременное и правильное отражение их в учете;
3).проверка полноты и своевременности оприходования товаров, правильности и своевременности списания реализованных и отпущенных товаров;
4).обеспечение контроля за соблюдением нормативов товарных запасов, выявления неходовых, залежалых и недоброкачественных товаров;
5).установление контроля за правильным проведением инвентаризации, своевременное и правильное выявление ее результатов;
6).обеспечить контроль за правильной организацией и формированием цен; соблюдение условий франкировки;
7).своевременное и правильное выявления валового дохода.
В основе решения перечисленных задач лежат следующие основные принципы учета товаров:
1).единство показателей бухгалтерского учета при реализации товаров предприятий розничной торговли;
2).возможность получения оперативной учетной информации о хозяйственной деятельности предприятия;
3).единство оценки товаров при их оприходовании и списании в расход; если товары были оприходованы по продажным ценам, то списываться они должны по этим же ценам;
4).периодическая проверка путем проведения инвентаризаций фактических остатков товаров и сравнение их с данными бухгалтерского учета для проверки обеспечения сохранности ценностей.
Если в организации налажена практическая реализация изложенных признаков, то это создаст условия для эффективного решения задач, стоящие перед бухгалтерским учетом предприятия розничной торговли. Задачи, стоящие перед бухгалтерским учетом товарных операций предприятия розничной торговли, могут быть выполнены только при правильной его организации. Недостатки в организации бухгалтерского учета вызывают отставание учета, запаздывание предоставления отчетности и другой информации. Наличие больших разрывов во времени между моментом возникновения учетно-экономической информации и моментом ее использования препятствует повышению экономической эффективности деятельности торговых предприятий.
Недостатки в организации учета приводят к его запутанности, созданию условий для хищений материальных ценностей, увеличению расходов на содержание учетного персонала.
Под расходами понимают затраты материальных, денежных и трудовых ресурсов, связанные с продажей товаров.
В состав расходов включаются не все расходы торговли, а только ту их часть, которая согласно нормативным документам признается важнейшей.
Например, не включаются а состав расходов налоги, штрафы, пени и неустойки; убытки от безнадежных долгов, потери от стихийных бедствий, так как они не связаны с процессом продажи.
Бухгалтерская информация должна быть достаточно достоверной и своевременной для принятия действенных управленческих решений.
Для достижения этих целей бухгалтерский учет должен решать следующие задачи:
1).обеспечивать проверку правильности документального оформления расходов и доходов;
2).разграничивать издержки обращения по местам их возникновения – торговым единицам и структурным подразделениям организации;
3).своевременно представлять информацию о расходах и доходах для принятия управленческих решений;
4).выявлять суммы финансовых результатов по структурным подразделениям;
5).правильно распределять доходы и расходы по отчетным периодам.
В основе учета расходов на продажу должны лежать три принципа:
1).единство учетной номенклатуры. Каждая отрасль торговли имеет особенности в своей номенклатуре издержек обращения. Однако в основе всех частных номенклатур лежат в сущности одни и те же расходы;
2).оценка товаров по себестоимости. Поскольку издержки торговли все целиком относятся к товарам, часть которых продана в течение месяца, а часть находится в остатке, издержки обращения, понесенные за месяц, должны быть разделены на издержки, относящиеся к реализованным товарам и к остатку товаров.
Причем первые считаются собственно издержками обращения, вторые – составной частью себестоимости товаров.
3).соответствие отчетного периода. Расходы, возникшие в данном отчетном периоде, должны быть соотнесены с доходами этого периода.
Согласно ПБУ 10/99 расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:
1).расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
2).сумма расходов может быть определена;
3).имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.
Номенклатура издержек обращения торговых предприятий значительно шире перечня элементов, которые установлены Положением о составе затрат. Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету затрат определены следующие статьи издержек обращения : 1. Транспортные расходы; 2. Затраты на оплату труда; 3. Отчисления на социальные нужды; 4. Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря; 5. Расходы на ремонт основных средств; 6. Износ санитарной и специальной одежды, столового белья, посуды, приборов, других малоценных и быстроизнашивающихся предметов; 7. Расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд; 8. Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров; 9. Расходы на рекламу; 10. Затраты по оплате процентов за пользование займом; 11. Потери товаров и технологические отходы; 12. Расходы на тару; 13. Амортизация основных фондов; 14. Прочие расходы.
Под представительскими расходами понимаются затраты торгового предприятия на прием и обслуживание представителей других предприятий (включая иностранные), прибывших для переговоров. Расходы торгового предприятия, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим (последующим) периодам, отражаются в издержках обращения как расходы будущих периодов. В бухгалтерском учете эти расходы списываются в течение срока, к которому они относятся. В указанную статью затрат включаются: арендная плата за аренду отдельных объектов основных фондов при предварительном ее перечислении; расходы по подписке на периодические издания для служебного пользования; расходы по оплате услуг телефонной, радио- и других видов связи; расходы на рекламу и подготовку кадров, уплаченные вперед.
Если в отношении любых расходов, осуществленных организацией, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается дебиторская задолженность.
Практическое соблюдение перечисленных условий и принципов в бухгалтерском учете является одним из основных условий эффективной работы бухгалтерского аппарата.
Издержки обращения торгового предприятия могут быть выражены как абсолютной суммой, так и относительным показателем – уровнем издержек обращения, выраженном в % к розничному товарообороту. Абсолютный показатель характеризует общую сумму расходов предприятия за определенный период. Однако этот показатель не дает представления о результате, полученном на каждый рубль затрат, то есть не дает представления об эффективности произведенных расходов. Для характеристики результативности затрат и эффективности применяются такие относительные показатели, как уровень издержек обращения, издержкоотдача и рентабельность издержек обращения.
Уровень издержек обращения характеризует издержкоемкость осуществления торговой деятельности. Он может быть рассчитан, как на весь объем товарооборота предприятия, так и по отдельным товарным группам. Анализ издержек обращения необходимо проводить, как по абсолютному, так и по относительным показателям. Анализ осуществляется для решения следующих задач:
- изучение объема, структуры и динамики затрат;
- оценка эффективности затрат;
- исследование факторов, влияющих на издержки обращения;
- выявление резервов экономических затрат.
Анализ начинается с определения абсолютной суммы экономии (перерасхода) издержек обращения.
Аэк.пер =И1 -И0 (2.1.1)
Аэк.пер – сумма абсолютной экономии (перерасхода) издержек обращения, тыс. руб.
И1 – фактическая сумма издержек обращения отчетного года, тыс. руб.
И0 – плановая сумма издержек обращения отчетного года или фактическая сумма базисного года, тыс. руб.
Расчет абсолютной суммы экономии (перерасхода) издержек обращения должен быть дополнен расчетом относительной экономии (перерасхода). Для определения относительного отклонения следует скорректировать базисное значение издержек обращения на фактический объем товарооборота отчетного года. При этом следует учитывать условное деление издержек обращения на переменные и постоянные:
Искор0=Ипост0+РТО1*Упер0/100 (2.1.2)
Ипост0 – условно-постоянные издержки обращения базисного года, в тыс. руб.
Искор0 – базисная сумма издержек обращения скорректированная на фактический товарооборот отчетного года, тыс. руб.
Упер0 – уровень условно переменных издержек обращения базисного года, %.
РТО1 – фактический объем розничного товарооборота отчетного года.
Сумма относительной экономии (перерасхода) издержек обращения представляет собой разницу между фактическими издержками отчетного года и базисными скорректированными издержками.
Оэк.пер=И1-Искор0 (2.1.3)
При проведении анализа издержек обращения определяется размер и темп изменения их уровня:
D Уи=Уи1-Уи0 (2.1.4)
DУи – размер изменения уровня издержек обращения, %.
Уи1 и Уи0 – соответственно отчетный и базисный уровни издержек обращения, %.
Ти= D Уи/ D Уи0*100 (2.1.5)
Ти – темп изменения уровня издержек обращения
Изменение розничных цен влияет, прежде всего, на изменение уровня издержек обращения. Изменение розничных цен на сумму затрат по некоторым статьям издержек обращения не оказывает влияния, но их уровень снижается с ростом цен. Скорректированный на индекс цен уровень издержек обращения торгового предприятия за отчетный год можно рассчитать:
Ускор.1=Ун/З1+(Изав1*100)/(РТО1/Ир) (2.1.6)
Ускор1 – скорректированный отчетный уровень издержек обращения, %.
Изав1 – сумма зависимых от изменения цен издержек обращения отчетного года, руб.
Ир – индекс цен.
РТО1 – фактический объем розничного товарооборота.
Стратегическая модель управления издержками, направленная на их оптимизацию, предусматривает необходимость обеспечения следующей пропорции в темпах роста прибыли, товарооборота и затрат.
С продажами товаров и затратами на предприятии тесно связано такое определение как товарооборот. Итак, розничный товарооборот - один из основный показателей, по которому оценивается деятельность предприятий и организаций торговли. Главной целью торговых предприятий является получение максимальной прибыли и товарооборот выступает как важнейшее и необходимое условие, без которого не может быть достигнута эта цель. Поскольку торговое предприятие получает определенную сумму дохода с каждого рубля реализуемых товаров, то задача максимизации прибыли вызывает необходимость постоянного увеличения объема товарооборота как основного фактора роста доходов и прибыли, относительного снижения издержек обращения и расходов на оплату труда. С другой стороны, розничный товарооборот - это количественный показатель, который выражает экономические отношения, возникающие на заключительной стадии движения товаров из сферы обращения в сферу потребления путем их обмена на денежные доходы. Под розничным товарооборотом вообще понимается продажа потребительских товаров населению за наличный расчет независимо от каналов их реализации. Она может быть произведена: - юридическими лицами, осуществляющими розничную торговлю и общественное питание, для которых торговая деятельность является основной (магазины, предприятия общественного питания, палатки); - юридическими лицами, осуществляющими торговлю, но для которых торговая деятельность не является основной (фирменные магазины, магазины для промышленных предприятий и др.); - физическими лицами, осуществляющими продажу товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках. Таким образом, сущность розничного товарооборота выражают экономические отношения, связанные с обменом наличных денежных средств населения на приобретенные товары. Однако в состав розничного товарооборота может быть также включена: - продажа по безналичному расчету продовольственных товаров юридическими лицами социального назначения (больницам, санаториям, детским садам и др.); - продажа товара юридическим лицам, но исключительно за наличный расчет с использованием кассовых аппаратов. Розничный товарооборот учитывается в ценах фактической реализации строго за отчетный период на основе первичных документов - товарно-денежного отчета и прилагаемых к нему документов. Розничный товарооборот показывается с учетом стоимости стеклянной посуды, проданной населению с товаром, за вычетом стоимости возвращенной населением порожней стеклянной посуды, а также стоимости стеклопосуды, принятой от населения в обмен на товар.
Розничный товарооборот может быть использован для характеристики эффективности использования ресурсов предприятия и общей суммы затрат на реализацию товаров. Поскольку товарооборот является показателем, отражающим важнейший конечный результат хозяйственной деятельности торгового предприятия, то его сопоставление с величиной затраченных ресурсов (трудовых, товарных, материальных, финансовых) даст представление об эффективности их использования, так как в обобщенном виде показатель эффективности есть соотношение результата и затрат. Розничный товарооборот может быть использован для расчета трудоёмкости, фондоёмкости, затратоёмкости, капиталоёмкости ресурсов. С помощью этих показателей можно в первом приближении определить потребность предприятия в дополнительных ресурсах для обеспечения прироста товарооборота. Развитие розничного товарооборота должно быть тесно увязано с такими экономическими показателями, как спрос, поступление товаров, товарные запасы, прибыль, численность работников, расходы на оплату труда. При этом оптимальным считается такое соотношение в развитии этих показателей, которое представлено в моделях стратегического регулирования товарооборота.
Для оптимизации ведения учета на предприятии необходимо правильно применять знания и использоваться всеми нормативно-правовыми базами.
Центральным методологическим центром, регулирующим бухгалтерский учет в Российской Федерации, является Министерство финансов РФ. В настоящий момент складывается четырехуровневая система законодательных актов по бухгалтерскому учету.
1) Законодательный уровень.
(Гражданский кодекс РФ часть 1 и 2, где законодательно закреплены важные вопросы бухгалтерского учета; Налоговый кодекс РФ часть 1 и 2, который устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации; Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 31.11.2006 г. №129; Законодательные и нормативные акты, устанавливающие единые правовые и методические нормы организации и ведения бухгалтерского учета в России, указы, постановления.
2) Система национальных бухгалтерских стандартов.
К документам второго уровня относятся положения регламентирующие принципы и правила учета отдельных объектов бухгалтерского наблюдения, которые составляют систему национальных стандартов, ориентированную на Международные стандарты финансовой отчетности.
Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ). В настоящее время разработано и действует 21 ПБУ, регламентирующие отдельные участки бухгалтерского учета. Различного рода методические указания, рекомендации, инструкции в основном Министерства финансов РФ, учитывающие, в том числе и отраслевую специфику.
3) Инструкции и методические указания.
Разрабатываемые и вводимые в действие в разрезе отдельных Положений по бухгалтерскому учету. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета также содержит положения и рекомендации, касающиеся особенностей учета затрат на производство и реализацию продукции, ведения учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, методики проведения инвентаризации, заполнения форм финансовой отчетности и прочие нормативные документы касающиеся организации и ведения бухгалтерского учета. (План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению (утверждены приказом Минфина РФ от 31 октября 2001 г. №94н.