2. Порядок документального оформления и отражения в учёте поступления объектов основных средств на предприятие. Организация аналитического учёта основных средств.
Для оформления приемки комиссия составляет в одном экземпляре Акт о приеме-передаче объекта основных средств по форме ОС-, Поступившее на склад оборудование для установки оформляют Актом о приеме (поступлении) оборудования по форме ОС-14. Утвержденный руководителем предприятия акт приема-передачи объекта основных средств вместе с технической документацией передается в бухгалтерию, открывающую согласно этим документам инвентарную карточку формы N ОС-6.
Внутреннее перемещение объектов основных средств оформляется накладной на внутреннее перемещение объектов основных средств (форма N ОС-2).
Передачу оборудования монтажным организациям оформляют Актом о приеме-передаче оборудования в монтаж по форме ОС-15 На дефекты, выявленные в процессе ревизии, монтажа или испытания оборудования, составляется Акт о выявленных дефектах оборудования по форме ОС-16 Приемку законченных работ по ремонту, реконструкции и модернизации объекта оформляют Актом о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств по форме ОС-3.
Синтетический учет наличия и движения основных средств. Синтетический учет наличия и движения основных средств, принадлежащих организации на правах собственности или иных вещных правах, осуществляется на следующих счетах:
01 «Основные средства» (активный);
02 «Амортизация основных средств» (пассивный);
91 «Операционные доходы и расходы» (активно-пассивный).
Счет 01 «Основные средства» предназначен для получения информации о наличии и движении принадлежащих организации на правах собственности или иных вещных правах основных средств, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации или сданных в текущую аренду.
С 1 января 2004 г. сумма дебиторской задолженности учредителя по вкладу в уставный фонд отражается по дебету счета 75 «Расчеты с учредителями» и кредиту счета 80 «Уставный фонд». Стоимость основных средств, поступивших в качестве вклада в уставный капитал, оформляют бухгалтерскими записями:
Дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»
Кредит счета 75 «Расчеты с учредителями»
Дебет счета 01 «Основные средства»
Кредит счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»
Основные средства, приобретенные за плату у других организаций и лиц, а также созданные в самой организации, отражают по Д 01 «Основные средства» и К08 «Вложения во внеоборотные активы».
В соответствии с новым Планом счетов безвозмездно принятые основные средства приходуют Д 08 «Вложения во внеоборотные активы» и К 98 «Доходы будущих периодов», субсчет 98-2 «Безвозмездные поступления». Стоимость безвозмездно полученных основных средств по мере начисления амортизации по ним списывается с субсчета 98-2 «Безвозмездные поступления» в кредит счета 92 «Внереализационные доходы и расходы».
Следовательно, по безвозмездно принятым основным средствам составляются следующие бухгалтерские записи:
Дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные на перво-
активы» начальную
Кредит счета 98 «Доходы будущих стоимость
периодов»
Дебет счета 01 «Основные средства» на первоначальную
Кредит счета 08 «Вложения во стоимость
внеоборотные активы»
Дебет счетов учета затрат (25, 26 и др.) ежемесячно
Кредит счета 02 «Амортизация основных на сумму
средств» амортизации
Дебет счета 98 «Доходы будущих периодов» ежемесячно
Кредит счета 92 «Внереализационные доходы на сумму
и расходы» амортизации
Аналитический учет основных средств. Основным регистром аналитического учета основных средств являются Инвентарные карточки учета объекта основных средств по форме ОС-6. На лицевой стороне инвентарных карточек указывают наименование и инвентарный номер объекта, год выпуска (постройки), дату и номер акта о приемке, местонахождение, первоначальную стоимость, норму амортизационных отчислений, шифр затрат (для отнесения сумм амортизации), сумму начисленной амортизации, внутреннее перемещение и причину выбытия.
На оборотной стороне инвентарных карточек указывают сведения о дате и затратах по достройке, дооборудовании, реконструкции и модернизации объекта, выполненных ремонтных работах, а также краткую индивидуальную характеристику объекта.
Инвентарные карточки составляются в бухгалтерии на каждый инвентарный номер в одном экземпляре. Они могут использоваться для группового учета однотипных предметов, имеющих одинаковую техническую характеристику, одинаковую стоимость, одинаковое производственно-хозяйственное назначение и поступивших в эксплуатацию в одном календарном месяце.
3. Порядок документального оформления и отражения в учёте внутреннего перемещения и выбытия объектов основных средств. Инвентаризация основных средств: порядок документального оформления и отражения её результатов в учёте.
Движение основных средств связано с осуществлением хозяйственных операций по поступлению, внутреннему перемещению и выбытию основных средств. Указанные операции обычно являются частью сделок гражданско-правового характера и оформляют типовыми формами первичной учетной документации.
Внутреннее перемещение основных средств из одного цеха (производства, отдела, участка) в другой, а также их передачу из запаса (со склада) в эксплуатацию оформляют Накладной на внутреннее перемещение объектов основных средств по форме ОС-2. Накладную выписывает в двух экземплярах работник цеха (отдела) сдатчика. Первый экземпляр с распиской получателя и сдатчика передают в бухгалтерию для записи в инвентарной карточке, а второй остается у сдатчика для отметки о выбытии соответствующего объекта в инвентарном списке основных средств.
Операции по списанию всех основных средств, кроме автотранспортных, оформляют Актом о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) по форме ОС-4, а списание грузового или легкового автомобиля, прицепа или полуприцепа —Акт о списании автотранспортных средств по форме ОС-4а.
Синтетический учет наличия и движения основных средств.
При выбытии основных средств накопленная амортизация по объекту списывается в уменьшение его первоначальной стоимости. При этом дебетуют счет 02 «Амортизация основных средств» и кредитуют счет 01 «Основные средства».
При выбытии основных средств вследствие продажи, по причине ветхости, морального износа, безвозмездной передачи остаточная стоимость объекта списывается со счета 01 «Основные средства» в дебет счета 91 «Операционные доходы и расходы». Кроме того, по дебету счета 91 отражают все расходы, связанные с выбытием основных средств, а по кредиту — все поступления, связанные с выбытием основных средств (выручка от продажи объектов, стоимость материалов, лома, утиля, полученных при ликвидации объектов, и др.).
Таким образом, на счете 91 «Операционные доходы и расходы» рассчитывается финансовый результат от выбытия основных средств. Ежемесячно этот финансовый результат списывается со счета 91 на счет 99 «Прибыли и убытки».
Бухгалтерские записи по списанию основных средств:
Дебет счета 02 «Амортизация основных на сумму
средств» амортизации
Кредит счета 01 «Основные средства» объекта
Дебет счета 91 «Операционные доходы на остаточную
и расходы» стоимость объекта
Кредит счета 01 «Основные средства»
Дебет счета 91 «Операционные доходы и расходы» на расходы по демонтажу объекта
Кредит счета 70 «Расчеты с персоналом»
Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
Дебет счета 10 «Материалы» на стоимость полученных
Кредит счета 91 «Операционные от списания объекта
доходы и расходы» материалов
Дебет счета 91 «Операционные доходы на сумму прибыли
и расходы» от списания
Кредит счета 99 «Прибыли и убытки» объекта
Дебет счета 99 «Прибыли и убытки» на сумму убытка
Кредит счета 91 «Операционные от списания объекта
доходы и расходы»
При продаже основных средств их продажную стоимость отражают по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» или 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и кредиту счета 91 «Операционные доходы и расходы». Одновременно остаточную стоимость основных средств списывают с кредита счета 01 «Основные средства» в дебет счета 91, а сумму амортизации по проданным основным средствам — в дебет счета 02 «Амортизация основных средств» и кредит счета 01. В дебет счета 91 списывают также НДС по основным средствам (с кредита счета 68 «Расчеты по налогам и сборам») и расходы по продаже основных средств с кредита счетов 44 «Расходы на реализацию», 23 «Вспомогательные производства» и др.
При безвозмездной передаче основных средств их остаточную стоимость списывают с кредита счета 01 «Основные средства» в дебет счета 91 «Операционные доходы и расходы», а сумму амортизации — с кредита счета 91 в дебет счета 02 «Амортизация основных средств». Расходы по демонтажу, упаковке, транспортировке и др. по безвозмездно передаваемым объектам отражают по дебету счета 91 с кредита соответствующих расчетных и других счетов. Финансовый результат от безвозмездной передачи основных средств списывают со счета 91 на счет 99 «Прибыли и убытки».
Основные средства, переданные в счет вклада в уставный капитал (фонд) других организаций и в счет вклада в общее имущество по договору простого товарищества списывают по остаточной стоимости в дебет счета 58 «Финансовые вложения» с кредита счета 01 «Основные средства», а сумму амортизации по переданным основным средствам — с кредита счета 01 в дебет счета 02 «Амортизация основных средств». Дополнительные расходы, связанные с передачей основных средств, списывают в дебет счета 91 с кредита соответствующих счетов.
Разница между согласованной оценкой вклада (которая должна быть отражена по счету 58) и остаточной стоимостью основных средств отражается на счете 91 «Операционные доходы и расходы» в качестве операционного дохода или расхода. При этом если согласованная оценка превышает остаточную стоимость основных средств, то на сумму разницы дебетуют счет 58 и кредитуют счет 91. Если согласованная оценка ниже остаточной стоимости, то разницу отражают по дебету счета 91 и кредиту счета 58.
Вместо двух записей по списанию остаточной стоимости основных средств, переданных в счет вклада в уставный капитал других организаций и по договору простого товарищества, можно составить одну запись:
Дебет счета 58 — на согласованную стоимость
Кредит счета 01 — на остаточную стоимость
Кредит счета 91 — на превышение согласованной стоимости над остаточной;
Дебет счета 91 — на превышение остаточной стоимости над согласованной.
По окончании отчетного периода (месяца, квартала) определяют разность между дебетовыми и кредитовыми оборотами по каждому субсчету счета 91 «Операционные доходы и расходы» и списывают ее на счет 99 «Прибыли и убытки». Превышение дебетового оборота над кредитовым отражают по дебету счета 99 и кредиту счета 91, а превышение кредитового оборота над дебетовым — по дебету счета 91 и кредиту счета 99.
Выявленные по инвентаризации неучтенные основные средства подлежат оприходованию по дебету счета 01 «Основные средства» с кредита счета 92 «Внереализационные доходы и расходы» с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц (у бюджетных организаций излишки относят на увеличение финансирования или фондов).
Для учета выбытия основных средств к счету 01 «Основные средства» может открываться субсчет «Выбытие основных средств». В дебет этого субсчета переносят стоимость выбывшего объекта, а в кредит—сумму накопленной амортизации. Остаточная стоимость объекта списывается со счета 01 «Основные средства» на счет 91 «Операционные доходы и расходы».
При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи их полное наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели.
При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации.
Проверяется также наличие документов на земельные участки, водоемы и другие объекты природных ресурсов, находящиеся в собственности организации.
При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам.
Машины, оборудование и транспортные средства заносятся в описи индивидуально с указанием заводского инвентарного номера, организации-изготовителя, года выпуска, назначения, мощности и др.
Одновременно с инвентаризацией собственных основных средств проверяются основные средства, находящиеся на ответственном хранении и арендованные.
По указанным объектам составляется отдельная опись, в которой дается ссылка на документы, подтверждающие принятие этих объектов на ответственное хранение или в аренду.
Выявленные излишки основных средств приходуют по рыночной стоимости по дебету счета 01 «Основные средства» с кредита счета 92 «Внереализационные доходы и расходы».
При недостаче и порче объектов основных средств их остаточную стоимость списывают с кредита счета 01 «Основные средства» в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», а сумму амортизации — с кредита счета 01 в дебет счета 02 «Амортизация основных средств». При выявлении конкретных виновников недостающие или испорченные основные средства оценивают по продажным (рыночным) ценам, действовавшим в данной местности на день причинения ущерба, и списывают с кредита счета 94 в дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям». Разницу между рыночной ценой и остаточной стоимостью основных средств отражают по дебету счета 94 и кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов». По мере погашения задолженности ее виновником соответствующую часть списывают со счета 98 в кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы».
Если конкретные виновники не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то недостающие и испорченные основные средства списывают у организаций с кредита счета 94 на финансовые результаты у коммерческой организации (счет 92) или увеличение расходов у некоммерческой организации.
- 2. Порядок документального оформления и отражения в учёте поступления объектов основных средств на предприятие. Организация аналитического учёта основных средств.
- 4. Порядок начисления и учёт амортизации основных средств.
- 5. Учёт хозяйственных операций, связанных с ремонтом и реконструкцией (модернизацией) основных средств.
- 76 Субсчет
- 8. Производственные запасы, их классификация, оценка и переоценка.
- 9. Порядок документального оформления и отражения в учёте поступления производственных запасов в организацию
- 13. Формы и системы оплаты труда. Виды оплат и доплат. Состав фонда заработной платы.
- 14. Учёт и контроль использования рабочего времени и выработки рабочих.
- 17. Учёт прямых материальных и трудовых затрат.
- 18. Учёт расходов на подготовку и освоение производства и других расходов будущих периодов.
- 19. Особенности учёта и распределения затрат вспомогательных производств.
- 21. Учёт брака и прочих непроизводительных затрат и потерь в производстве.
- 22. Учёт затрат, не учитываемых при исчислении налогооблагаемой прибыли.
- 23. Учёт, оценка и инвентаризация незавершённого производства.
- 24Сводный учёт затрат на производство. Полуфабрикатный и бесполуфабрикатный варианты сводного учёта затрат.
- 25 Учет выпуска готовой продукции из производства, организация учета готовой продукции на складе и в бухгалтерии.
- 26 Учет отгрузки и реализации продукции (работ, услуг). Учет расходов на реализацию и налогов из выручки. Определение финансовых результатов от реализации продукции (работ, услуг).
- 27. Порядок документального оформления и особенности учета внешнеэкономических операций
- 29. Учет внереализационных доходов и расходов
- 31. Учет кассовых операций, денежных документов и переводов в пути.
- 32. Учет операций на валютном счете в банке. Отражение в учете операций по покупке продаже иностранной валюты.
- 33. Учет финансовых вложений
- 34. Учет расчетов с подотчетными лицами
- 35. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками
- 36. Учет расчетов по налогам и сборам
- 37. Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами
- 38. Учет кредитов и займов
- 39. Порядок формирования и учета конечных финансовых результатов деятельности организации. Учет использования нераспределенной прибыли.
- 40 Учет фондов и резервов
- 41 Учет вложений во внеоборотные активы
- 42. Особенности учёта затрат и исчисления себестоимости смр в строительных организациях.
- 43. Особенности учёта затрат и исчисления себестоимости транспортных услуг.
- 46. Учёт издержек обращения и финансовых результатов торговых операций.
- 47 Международные стандарты финансовой отчётности, их назначение и состав.
- 49. Предмет, объекты и функции уу
- 4.Контроль за наличием и эффективностью использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов
- *** Конец***