Тема: «Комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности транспортного предприятия»
Составитель: О.А. Кузнецова
И.А. Ишеева
Самара 2012
УДК У 9(2)29
Задания и методические рекомендации к выполнению курсовой работы по дисциплине «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности» для студентов всех форм обучения специальности 080109 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» и направления 080100 «Экономика» (бакалавриат). – Самара: СамГУПС, 2012. – 19 с.
Утверждено на заседании кафедры 31.08.2012 г., протокол № 1.
Печатается по решению редакционно-издательского совета университета.
Настоящее задание и методические рекомендации позволяют студентам самостоятельно провести комплексный экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности транспортного предприятия, увязать между собой данные о разных сторонах его деятельности.
Составитель: Кузнецова Оксана Анатольевна, к.э.н., доцент
Ишеева Ирина Александровна, к.э.н., доцент
Рецензент:
Плисова Елена Игоревна – к.э.н., доцент кафедры
«Экономика и логистика на транспорте»
Редактор: Шимина И.А.
Компьютерная верстка Р.Р. Абрамян
Подписано в печать Формат 60х90 1/16
Бумага писчая. Печать оперативная. Усл. п.л. 1,2
Тираж 150 экз. Заказ №
© Самарский государственный университет путей сообщения, 2012
Структурная реформа железнодорожного транспорта в России предусматривает поэтапное развитие рынка транспортных услуг, коммерциализацию отдельных направлений деятельности, формирование производственно-транспортных компаний и их дочерних структур, сокращение естественно-монопольного сектора и развитие конкурентного, привлечение внешних инвестиций и развитие транспортной инфраструктуры.
Важнейшим этапом структурных преобразований на железнодорожном транспорте стало создание в 2003 году холдинга ОАО «РЖД».
Холдинг «РЖД» следует понимать как объединение юридических лиц, включающее основное общество (ОАО «РЖД») и контролируемые им посредством участия в уставном капитале или иным способом прямо и/или косвенно хозяйственные общества и некоммерческие организации.
Анализ финансово-хозяйственной деятельности является одним из основных элементов механизма управления ОАО «РЖД». Комплексный экономический анализ имеет строго логическую последовательность, с помощью которой увязываются между собой данные о разных видах деятельности организации, её дочерних компаний и структурных единиц.
Анализ должен давать достоверную картину развития транспортного предприятия, служить объективной основой для принятия управленческих решений.
Системный подход к анализу деятельности железнодорожного транспорта подразумевает, что каждая структурная единица представляет собой сложную систему элементов, объединённых множеством связей как друг с другом, так и с внешней средой.
Цель курсовой работы состоит в рассмотрении основных факторов, характеризующих состояние финансово-хозяйственной деятельности железнодорожной организации.
В процессе написания работы, студент должен научиться систематизировать и моделировать аналитическую информацию, определять влияние факторов, оценивать результаты и выявлять резервы повышения эффективности деятельности организации.
Студент выполняет курсовую работу по варианту, соответствующему последней цифре шифра в зачётной книжке.
Исходные данные носят условный характер и представлены в приложении 1-2.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Курсовая работа должна иметь следующее содержание:
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Анализ объема работ по выполнению операций начального этапа перевозочного процесса
Анализ грузооборота на железнодорожном транспорте
Анализ пассажирооборота на железнодорожном транспорте
Анализ эксплуатационных расходов и себестоимости перевозок
Экспресс-анализ финансового состояния организации
Заключение
Библиографический список
Во введении необходимо разъяснить значение экономического анализа на современном этапе развития экономики. Обозначить объект и предмет исследования, цель и задачи курсовой работы.
В первом разделе курсовой работы следует уделить внимание анализу таких показателей как: «Отправлено грузов» в тоннах и «Погружено грузов» в тоннах и вагонах.
Отправленными считаются грузы, принятые к перевозке от грузоотправителей на подъездных путях или грузовых дворах станций и на которые составлена дорожная ведомость.
К погруженным относятся грузы, принятые к перевозке от грузоотправителей, фактически погруженные в вагоны, на которые составлены дорожные ведомости и вагонные листы.
Главное различие в формировании этих показателей – разные моменты учета: отправление – по моменту составления дорожной ведомости; погрузка – по завершении погрузки и оформлении вагонного листа. Как правило, различие в величинах показателей «Отправлено грузов» и «Погружено грузов» не превышает одного процента.
Объемы работ по погрузке измеряются количеством погруженных грузов в тоннах и вагонах. Для оперативного планирования, контроля и анализа объемов работ по погрузке используются сведения заявок грузоотправителей или операторов грузовых вагонов на перевозку грузов.
Величина объёма погрузки грузов в тоннах определяется по формуле (1):
, (1)
где - объём погрузки грузов, тн.;
- число погруженных вагонов, тыс.ваг.;
- средняя статическая нагрузка на вагон, тн.
Оценку влияния отдельных факторов на объём погрузки в тоннах выполняют способом корректировки. В формализованном виде оценка влияния факторов выглядит следующим образом:
, (2)
, (3)
, (4)
где f – удельный вес каждого вида груза в общем объёме погрузки;
- темп роста по числу погруженных вагонов.
Таким образом, изменение объёма погрузки за счёт изменения структуры погрузки (формула 4) рассчитывают сопоставлением скорректированного на число погруженных вагонов общего базисного объёма погрузки с суммой скорректированного объёма погрузки по каждому виду грузов.
Для большей наглядности расчёты следует представить в табл. 1, а по полученным результатам сделать выводы.
Таблица 1