Калькулирование себестоимости по переменным расходам (система «директ-костинг»)
Суть системы «директ-костинг» состоит в том, что себестоимость учитывается и планируется только в части переменных затрат. Оставшаяся часть издержек (постоянные расходы) собираются на отдельном счете, в калькуляцию не включаются и периодически (ежемесячно) списываются на финансовые результаты, т.е. учитываются при расчете прибылей и убытков за отчетный период.
По переменным расходам оцениваются также и запасы – остатки готовой продукции на складах и незавершенное производство.
Принципиальное отличие системы «директ-костинг» от калькулирования производственной себестоимости состоит в отношении к постоянным ОПР. При калькулировании производственной себестоимости постоянные ОПР участвуют в расчетах, при калькулировании по переменным издержкам они из расчетов исключаются.
ОХР аналогично методу калькулирования производственной себестоимости в калькулировании не участвуют, являются периодическими и полностью включаются в себестоимость реализованной продукции (Д90 К26) общей суммой без подразделения на виды изделий.
В соответствии с МСФО метод «директ-костинг» не используется для составления внешней отчетности и расчета налогов. Он применяется только во внутреннем учете для проведения управленческого анализа и для принятия оперативных управленческих решений.
Порядок отражения операций на бухгалтерских счетах в условиях системы «директ-костинг» следующий:
- прямые производственные затраты с К10, 70, 69 собираются по Д20 или 23;
- переменная часть ОПР с К25 также списывается в Д20, 23. Затраты, используя какую-либо базу распределения, в дальнейшем будут отнесены на соответствующие носители затрат, т.е. будут участвовать в калькулировании;
- постоянная часть ОПР вместе с коммерческими и общехозяйственными расходами в этом методе рассматриваются как периодические, в себестоимость объектов калькулирования (носителей затрат) не включаются и списываются на уменьшение выручки от реализации продукции.
Таким образом, применение системы «директ-костинг» предполагает дифференцированный учет ОПР: для раздельного учета переменной и постоянной части ОПР следует к счету 25 открыть два субсчета (25.1 «Переменные ОПР» и 25.2 «Постоянные ОПР»). Обороты счета 25.1 ежемесячно списываются в Д20, распределяясь по носителям затрат, а счет 25.2 ежемесячно закрывается в Д90 субсчет «Себестоимость продаж».
При использовании этого метода следует учесть, что остатки НЗП и готовой продукции, т.е. запасы, оцениваются по неполной (переменной) себестоимости.
Использование системы «директ-костинг» оказывает влияние не только на отечественную концепцию калькулирования, но и на подходы к учету и расчету финансовых результатов.
Схема формирования прибыли
при различных методах калькуляции себестоимости
Метод учета полных затрат | Метод учета производственных затрат | Метод учета переменных затрат (система «директ-костинг») |
Выручка от реализации |
Выручка от реализации |
Выручка от реализации |
- (Себестоимость реализованной продукции) | - (Прямые трудозатраты); - (Прямые материальные затраты); - (ОПР) | - (Прямые трудозатраты); - (Прямые материальные затраты); - (Переменные ОПР) |
= Прибыль от основной деятельности до налогообложения | = Валовая прибыль | = Маржинальная прибыль |
| - (ОХР); - (Коммерческие расходы) | - (Постоянные ОПР); - (ОХР); - (Коммерческие расходы) |
| = Прибыль от основной деятельности до налогообложения | = Прибыль от основной деятельности до налогообложения |
Маржинальная прибыль (маржинальный доход) – это разница между выручкой от реализации продукции и ее неполной себестоимостью, рассчитанной по переменным расходам. Иначе говоря, маржинальная прибыль – это превышение выручки от реализации над всеми переменными затратами, связанными с данным объемом продаж:
МП = ВР – ПЗ,
где МП – маржинальная прибыль; ВР – выручка от реализации; ПЗ - переменные затраты.
Исходя из схемы формирования прибыли, соотношение маржинальной прибыли, постоянных затрат и прибыли можно описать следующим образом:
МП – ФЗ = П,
где П – прибыль от основной деятельности до налогообложения; ФЗ - постоянные затраты.
Таким образом: ВР = ПЗ + ФЗ + П.
Если прибыль от продаж П = 0, то МП = ФЗ.
На применении полученных соотношений основан метод маржинального дохода (валовой прибыли), который используется при принятии управленческих решений для анализа безубыточности предприятия.
Цель анализа безубыточности состоит в том, чтобы установить, что произойдет с финансовыми результатами при изменении уровня деловой активности организации.
Анализ безубыточности основан на зависимости между доходами от продаж, издержками и прибылью в течение краткосрочного периода.
По существу анализ безубыточности сводится к определению точки безубыточности (критической точки (КТ), точки равновесия) - такого объема производства (продаж), который обеспечивает организации нулевой финансовый результат, т.е. предприятие уже не несет убытков, но еще и не имеет прибыли (П=0).
При П = 0: МП = ФЗ или МПед х ОРкт = ФЗ
где МПед – маржинальная прибыль на единицу продукции; ОРкт – объем реализации в критической точке, шт., т.е. точка безубыточности.
ОРкт = ФЗ/МПед
Для принятия перспективных решений полезным оказывается расчет соотношения маржинальной прибыли и выручки от продаж, т.е. определение маржинального дохода в процентах от выручки:
(Маржинальная прибыль/Выручка от продаж) х 100%
Для оценки интервала объема реализации, в котором организация может безболезненно находиться прежде, чем начнет нести убытки, используется показатель, называемый «кромка безопасности». Этот показатель можно описать следующей формулой:
где КБ – кромка безопасности, %; ОРкт – объем реализации в критической точке или точка безубыточности, руб.
Пример 1: В качестве исходных данных взято предприятие, занимающееся оптовой торговлей импортной сантехникой. Закупочная цена включает таможенные платежи и сборы. Ставки налогов с ФОТ взяты приблизительно. НДС в расчетах не участвует.
Исходные данные для расчетов:
Показатель | Сумма, руб. |
Постоянные расходы (в месяц) | |
Аренда офиса | 8 000 |
з/п персонала | 4 000 |
Налоги с ФОТ (40%) | 1 600 |
Складские расходы | 3 500 |
Абонентная плата за телефон | 1 000 |
Амортизация ОС и НМА | 800 |
Реклама | 800 |
Услуги банка | 300 |
Хозяйственные расходы | 1 000 |
Итого | 21 000 |
Переменные расходы (за штуку) | |
Закупочная цена | 600 |
Услуги банка по конвертации валюты (0,5%) | 3 |
Проценты за кредит (2%) | 12 |
Налоги с товарооборота, включаемые в издержки обращения (2,5%) | 15 |
Итого | 630 |
Цена реализации одного комплекта = 700 руб., текущий объем реализации = 350 комплектов.
Масштабной базой является диапазон от 192 до 400 комплектов сантехники, нижняя граница определяется вместимостью автомобиля, перевозящего товар (192 компл.), а верхняя – площадью арендуемых складских помещений, которая позволяет разместить одновременно только 400 компл.
Организация в результате реализации одного комплекта сантехники имеет маржинальный доход (прибыль) в размере: МПед = 700 – 630 = 70 руб.
Точка безубыточности равна: ОРКТ = ФЗ/МПед =21000/70 = 300 компл.
Поскольку выручка от продажи 1 шт. составляет 700 руб., а маржинальный доход на единицу продукции составляет 70 руб., то соотношение маржинального дохода и выручки составляет 10%. Это означает, что на каждые 100 руб. реализации маржинальный доход составляет 10 руб.
Таким образом, запланировав выручку от продаж продукции, можно определить размер ожидаемого маржинального дохода, операционной прибыли и кромки безопасности:
700 руб. х 350 компл. = 245 000 руб. – выручка от реализации
245 000 руб. х 10% = 24 500 руб. – маржинальный доход
24 500 руб. – 21 000 руб. = 3 500 руб. – операционная прибыль
(245 000 – 210 000(=300 компл. Х 700 руб.))/245 000 х 100% = 14,3%.
Кроме того, используя полученные соотношения и задавшись предполагаемым объемом продаж. Можно установить размер минимальной цены реализации, максимальной суммы переменных и постоянных затрат, которые может выдержать организация.
Например, если предполагается за месяц реализовать 400 компл. Сантехники, то из соотношения ВР = ФЗ + ПЗ + П. В точке безубыточности, когда П = 0:
400Х = 630 х 400 + 21 000
400Х = 273 000, следовательно, Х = 682,5 руб.
Таким образом, при цене свыше 682,5 руб. организация начнет зарабатывать прибыль при реализации комплектов при заданных условиях.
Теперь можно определить момент времени, с которого организация начнет получать прибыль:
- выручка от продаж составляет: 400 х 700 = 280 000 руб.;
- если за 1 месяц продается 400 компл., а точка безубыточности составляет 300 компл., то можно вычислить период времени, за которые реализуются эти 300 компл.: Х = (300 х 1)/400 = 0,75 мес.
Таким образом, по истечение 3 недель предприятие окупит все свои издержки и начнет получать прибыль, т.е. доходы начнут превышать расходы.
Помимо метода маржинального дохода в систему БУУ для вычисления и анализа точки безубыточности применяются:
- математический метод (метод уравнения);
- графический метод.
Существует несколько разновидностей графического метода, но, в общем, его суть состоит в следующем: график состоит из двух прямых - прямой, описывающей поведение совокупных затрат (Y1), и прямой, отражающей поведение выручки от продаж продукции (работ, услуг, товаров) (Y2), в зависимости от изменения объемов реализации.
На оси абсцисс откладывается объем реализации (товарооборот) в натуральных единицах измерения, на оси ординат – затраты и доходы в денежной оценке. Точка пересечения этих прямых будет свидетельствовать о состоянии равновесия.
В приведенном примере поведение совокупных затрат описывается следующей формулой: Y1 = 21 000 + 630X, где Х – объем реализации, шт.
Зависимость выручки от продаж (дохода) предприятия от количества проданных комплектов сантехники может быть представлена в виде: Y2 = 700X.
Прямые затраты и выручки Y1 и Y2 пересекаются в точке Б, соответствующей объему реализации в 300 комплектов.
Вертикальными линиями из точек с координатами 192 и 400 обозначается масштабная база, в рамках которой выполнялись расчеты. Вероятность того, что за пределами этих линий соотношение издержек, объема реализации и прибыли правильно, невелика.
Интервал в объеме продаж от 192 до 300 комплектов представляет собой зону убытков. На рисунке видно, что в этом интервале прямая затрат Y1 находится над прямой, иллюстрирующей поведение выручки Y2. Если объем реализации превышает 300 шт., прямая затрат Y1 оказывается под прямой доходов Y2, а это означает, что предприятие работает прибыльно.
Выбрав в рамках масштабной базы любое значение объема продаж, можно графически определить размер соответствующих ему прибыли и маржинального дохода. Например, для определения возможных финансовых результатов при объеме продаж в 350 шт. восстанавливаем перпендикуляр из этой точки А до пересечения его с прямыми Y1 и Y2 и получаем при этом соответственно точки В и Г. Отрезок АВ характеризует выручку от продаж в точке А, отрезок АГ – размер совокупных расходов в этой точке. Следовательно, отрезок ВГ – прибыль в точке А.
Для графического определения величины маржинального дохода в точке А (при объеме продаж 350 комплектов) с помощью прямой отобразим поведение переменных издержек при изменении объема продаж, которое описывается формулой: Y3 = 630X.
На графике эта пряма проходит точку с координатами (0, 0) и расположена параллельно прямой Y1.
Пересечение перпендикуляра с прямой Y3 обозначим точкой Д. Тогда отрезок АД будет иллюстрировать размер совокупных переменных расходов при реализации 350 комплектов сантехники.
Маржинальный доход – это разница между выручкой от продаж продукции (работ, услуг, товаров) и переменными расходами. Следовательно, на графике маржинальному доходу в точке А будет соответствовать отрезок ВД, который в свою очередь состоит из двух отрезков – отрезка ВГ, характеризующего прибыль, и отрезка ГД, характеризующего сумму постоянных расходов.
Размер маржинального дохода в точке А составляет:
Y1 = 21 000 + 630 х 350 = 241 500 руб.
Размер прибыли в точке А составляет: Y2 = 700 х 350 = 245 000 руб.
Прибыль определяется как разница между выручкой от продаж продукции (товаров) и суммой совокупных доходов: 245 000 – 241 500 = 3 500 руб.
Для расчета маржинального дохода полученный результат увеличивается на сумму постоянных издержек: 3 500 + 21 000 = 24 500 руб.
- I. Понятие, предмет и основные положения бухгалтерского управленческого учета
- II. Классификация затрат в управленческом учете
- III. Организация учета производственных затрат
- IV. Калькулирование себестоимости
- Калькулирование полной себестоимости
- Калькулирование производственной (неполной, «усеченной») себестоимости
- Калькулирование себестоимости по переменным расходам (система «директ-костинг»)
- Попроцессный метод
- Попередельный метод
- Расчет объема производства в условных единицах
- Расчет себестоимости единицы продукции
- Расчет себестоимости готовой продукции и нзп, руб.
- Позаказный метод
- Учет затрат по функциям (авс-метод)
- Метод учета фактических затрат
- Нормативный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции