Баланс организации
Актив баланса (имущество организации) | Пассив баланса (капитал и обязательства организации) | ||
Активный счет | Пассивный счет | ||
Дебет | Кредит | Дебет Кредит | |
Сн – остаток на начало периода по видам имущества |
|
| Сн – остаток на начало периода капитала и обязательств по видам |
Хозяйственные операции, увеличивающие счета по учету имущества | Хозяйственные операции, уменьшающие счета по учету имущества | Хозяйственные операции, уменьшающие счет по учету капитала и обязательств | Хозяйственные операции, увеличивающие счета по учету капитала и обязательств |
Оборот по дебету | Оборот по кредиту | Оборот по дебету | Оборот по дебиту |
Ск = Сн + Од – Ок |
|
| Ск = Сн + Ок – Од
|
Баланс |
|
| Баланс |
Как видно из таблицы, счета и бухгалтерский баланс находятся в тесной экономической взаимосвязи, а именно остатки со счетов переносятся в баланс, а остатки из баланса могут фиксироваться на счетах. Ввиду того, что бухгалтерский учет является непрерывным сальдо по счетам на конец отчетного периода, равны сальдо по этим же счетам на начало следующего отчетного периода.
Ввиду того, что применяемая в настоящее время структура баланса предполагает суммарное отражение остатков с однотипных счетов на статьях (строках) баланса, при открытии счетов на следующий месяц необходимо пользоваться данными оборотной ведомости.
Каждая совершаемая хозяйственная операция затрагивает, минимум, два объекта бухгалтерского учета. Поэтому она отражается на двух счетах, причем запись делается по дебету одного счета и кредиту другого в одинаковых суммах. Метод отражения хозяйственной операции на двух бухгалтерских счетах называется методом двойной записи.
Для того чтобы методом двойной записи правильно отразить информацию на счетах бухгалтерского учета, необходимо выявить экономическую взаимосвязь объектов бухгалтерского учета, участвующих в данной хозяйственной операции. Такая взаимосвязь называется корреспонденцией счетов. Отражение суммы хозяйственной операции на двух взаимосвязанных счетах называется бухгалтерской проводкой. При осуществлении каждой хозяйственной операции необходимо выявить ее экономическую сущность и подобрать необходимые счета бухгалтерского учета для того, чтобы сделать правильную бухгалтерскую проводку.
Для облегчения работы со счетами каждый из них кроме наименования имеет двухзначный шифр. Система счетов с указанием их наименований и шифров представлена в плане счетов.
План счетов бухгалтерского учета – это систематизированный перечень групп хозяйственных средств, их источников, хозяйственных процессов и финансовых результатов, сформированных по принципу экономической однородности. План счетов составляется и утверждается Минфином РФ и является обязательным при отражении хозяйственных операций в любых организациях на территории РФ.
С 1 января 2002 года все коммерческие организации обязаны использовать План счетов бухгалтерского учета, утвержденный Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94-н. Следует принять к сведению, что для кредитных, страховых и бюджетных организаций существуют свои планы счетов, утвержденные отдельным приказом Минфина РФ. Ведение учета в этих организациях по специальным планам счетов связано с тем, что у них другие объекты бухгалтерского учета, другие цели и задачи деятельности.
В приложении № 1 к Приказу № 94-н представлен перечень наименований счетов и их двухзначные шифры.
В приложении № 2 дана краткая характеристика каждого счета, его назначение и типовые корреспонденции данного счета с другими счетами.
Счета, представленные в плане под двухзначными шифрами, называются синтетическими балансовыми счетами. План счетов, утвержденный Минфином, называется типовым планом счетов. Он обязателен для применения всеми организациями, ведущими учет на основе двойной записи. Учет, осуществляемый на этих счетах, называется синтетическим, является обобщающим, при этом используется только денежный измеритель. Организация обязана использовать только те счета, которые имеются в плане. На свободных шифрах организация может создавать синтетические счета для внутреннего пользования, например транспортные предприятия на счете 24 учитывают расходы по текущему содержанию транспортных средств и другого оборудования. Шифры с 30 по 39 могут использоваться в организации для целей управленческого учета. Кроме того, на свободных шифрах могут создаваться новые счета, необходимые для использования всеми организациями. Такие счета вводятся в действие Приказом МФ РФ. Например, приказом МФ РФ от 7 мая 2003 г. № 38н в действующий план счетов было введено два новых синтетических счета, счет 09 «Отложенные налоговые активы» и счет 77 «Отложенные налоговые обязательства». Это связано с введением в действие ПБУ 18/2002 «Учет налога на прибыль» и требованиями сближения показателей бухгалтерского и налогового учета. Самостоятельные введения организациями новых счетов за пределами утвержденного перечня не рекомендуется.
Если у организации небольшой объем хозяйственных операций, то на основании типового плана она может составить рабочий план счетов, то есть выбрать из типового плана счетов наиболее удобные для работы синтетические счета. Рабочий план счетов обязательно утверждается в учетной политике организации.
В плане счетов представлена также система субсчетов. Они необходимы для наиболее детальной группировки отдельных видов имущества, капитала и обязательств в пределах одного синтетического счета. Организация имеет право уточнять и расширять перечень необходимых ей субъектов. При учете информации по субсчетам используется, как правило, только денежный измеритель, так как на них учитывается более детальная, но все же обобщенная информация о состоянии определенных подвидов активов и пассивов.
Для учета и контроля отдельных наименований имущества и обязательств в организации организуется аналитический учет. Организация имеет право открывать любое количество аналитических счетов. При этом наряду с денежными может использоваться натуральный и трудовой измерители. Учет, осуществляемый на аналитических счетах, называется аналитическим.
В плане счетов в специальную группу выделены забалансовые счета. На них учитываются имущество и обязательства, не принадлежащие данной организации, но находящиеся в ее ведении, во временном пользовании или на ответственном хранении, убытки от списания просроченной дебиторской задолженности в течение пяти лет после списания. При учете информации на забалансовых счетах не используется метод двойной записи. Аналитический учет на забалансовых счетах ведется по наименованиям объектов. Получение материальных ценностей отражается по дебету забалансового счета, а передача их владельцу – по кредиту в разрезе аналитических счетов. Остатки, учтенные на забалансовых счетах, в балансе организации не отражаются. Однако действующая в настоящее время форма баланса, утвержденная Приказом Минфина РФ от 22.07.2003 г. № 67Н «О формах бухгалтерской отчетности организации», предусматривает отражение этих остатков в справке о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах.
Совокупность синтетических счетов, субсчетов, аналитических и забалансовых счетов называется счетами бухгалтерского учета.
Пример:
1. Составить корреспонденцию счетов.
Составить бухгалтерские проводки по хозяйственным операциям.
Выявить тип каждого счета по отношению к балансу.
- 7.1.26.05. «Источник теоретического материала» Тема 4. Система счетов бухгалтерского учета и двойная запись.
- 4. Сущность двойной записи на счетах.
- 1. Счета бухгалтерского учета
- 2. Строение счета.
- 3. Активные, пассивные и активно-пассивные счета.
- 4. Сущность двойной записи на счетах
- 5. Синтетический и аналитический учет.
- Баланс организации
- Исходные данные и пример выполнения задания