6. Учетная политика организации (пбу 1/08).
Из п. 1 ПБУ 1/98 следует, что процесс составления учетной политики как внутреннего документа организации состоит из двух этапов — формирование (выбор и обоснование) и раскрытие (придание гласности) учетной политики.
Первый этап обязателен для всех организаций, имеющих статус юридического лица. Исключение сделано только для кредитных организаций, находящихся на территории Российской Федерации (которые могут формировать учетную политику, исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, при условии, что эти правила не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности). Раскрывать учетную политику обязаны только организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе. К числу таких организаций относятся, например, открытые акционерные общества, публичность отчетности которых устанавливается законодательно.
Учетная политика организации – это принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета:
первичного наблюдения;
стоимостного измерения;
текущей группировки;
итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
К способам ведения бухгалтерского учета (в соответствие с п. 3 ПБУ1/98) относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.
Еще один перечень способов ведения бухгалтерского учета приведен в п. 12 ПБУ 1/98. Разница между ними состоит в том, что перечень, изложенный в п. 3 применяется при формировании учетной политики, т.е. оформление соответствующего распорядительного документа, а перечень приведенный в п. 12, обязателен на этапе обеспечения гласности учетной политики, то есть доведения ее до заинтересованных пользователей.
В соответствии с п. 9 ПБУ 1/98 принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации. Так как вид организационно-распорядительного документа жестко не определен, наиболее целесообразным представляется оформления принятия учетной политики приказом руководителя организации, в котором должны быть изложены её основные элементы, а те элементы, которые требуют подробной разработки и занимают сравнительно большой объем, следует помещать в приложения к данному приказу. В число таких приложений могут входить:
- формы первичной учетной документации, не предусмотренные альбомами форм;
- структура и состав структурного подразделения организации, занимающегося бухгалтерским учетом и отчетностью, а также основные функции, выполняемые этим подразделением;
- график документооборота и т.п.
Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа (п. 10 ПБУ 1/98). Это значит, что приказ (или распоряжение), утверждающий при пятне учетной политики, должен быть подписан руководителе организации не позднее 31 декабря года
, предшествующего тому в котором данная учетная политика будет применяться.
В соответствие с ПБУ 1/98 учетная политика основной организации применяется всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения. А Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, утвержденные приказом Минфина России от 30.12.1996 № 112, допускают использование различных учетных политик головной и дочерней организаций
Учетная политика организации, начиная с 1999 года, формируется главным и бухгалтером (бухгалтером) организации на основе ПБУ 1/98 и утверждается руководителем организации.
При этом утверждается:
рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями
своевременности и полноты учета и отчетности
- Сущность и значение бух учета.
- 2. Система нормативно регулирования бухгалтерского учета в рф.
- 3. Закон рф «о бухгалтерском учете»: общие положения, основные требования к ведению бухгалтерского учета. Бухгалтерская отчетность.
- Глава II. Основные требования к ведению бухгалтерского
- Глава III. Бухгалтерская отчетность
- 4. Организация бухгалтерского учета на предприятии. Права и обязанности главного бухгалтера предприятия.
- 5. Структура бухгалтерского учета: финансовый, управленческий, налоговый аспекты учета. Синтетический и аналитический учет.
- 6. Учетная политика организации (пбу 1/08).
- 7. Предмет и объекты бухгалтерского учета.
- 8. Методы бухгалтерского учета.
- 9.Документирование как элемент метода б.У. Обязательные реквизиты документов.
- 12. Бухгалтерский баланс как элемент метода бухгалтерского учета. Влияние хозяйственных операций на бухгалтерский баланс.
- 13. Счета и двойная запись как элементы метода бухгалтерского учета. Взаимосвязь счетов и бухгалтерского баланса.
- 16 Синтетические и аналитические счета, их взаимосвязь.
- 17. Сверка данных синтетического учета. Оборотные и сальдовые ведомости.
- 18. Бухгалтерская отчетность организации. Пользователи бухгалтерской отчетности.
- 19. Учетные регистры и правила исправления в них ошибок.
- 20. Формы бухгалтерского учета, их краткая характеристика.
- 21. Понятие, классификация и оценка основных средств.
- Оценка основных средств осуществляется для:
- 22. Учет поступления основных средств: покупка, строительство, безвозмездное получение, вклад в уставный капитал.
- 23. Учет амортизации основных средств. Способы начисления амортизационных отчислений.
- 24. Учет реализации и прочего выбытия основных средств.
- 25. Понятие, классификация и оценка нематериальных активов.
- 26. Учет поступления нематериальных активов: покупка, создание, безвозмездное получение, вклад в уставный капитал.
- 27. Учёт амортизации нематериальных активов и методы её начисления.
- 28. Особенности учета организационных расходов и деловой репутации фирмы.
- 29. Учет выбытия нематериальных активов.
- 30. Понятие, классификация и оценка материалов.
- 31. Учет приобретения, заготовления и прочего поступления материалов.
- 32. Учет отпуска материалов в производство и их оценка
- 33. Учет продажи и прочего выбытия материалов
- 34. Формы, системы и виды оплаты труда.
- Повременная форма оплаты труда
- Бестарифная система оплаты труда
- Смешанная система оплаты труда
- 35. Порядок расчёта заработной платы, доплат, оплаты отпусков, надбавок.
- Компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда
- 36. Порядок расчета и учета пособий по временной нетрудоспособности.
- 38. Единый социальный налог и налог на доходы физических лиц.(надо распечатать нк часть 2 главы 23,24) ?
- 39. Классификация затрат.
- 40. Методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции. Методы учета затрат (калькулирования)
- Попередельный метод учета затрат
- Позаказный метод учета затрат
- Попроцессный (простой) метод учета затрат
- Нормативный метод учета затрат
- 41. Учет затрат на производство продукции.
- 42. Учет готовой продукции и ее реализации
- 43. Оценка и учет отгрузки (отпуска) и реализации продукции покупателям.
- 44. Учет денежных средств.
- 46. Понятие доходов и расходов. Классификация доходов и расходов: доходы и расходы от обычной деятельности, прочие доходы и расходы (операционные, внереализационные, чрезвычайные).
- 47. Порядок формирования финансовых результатов деятельности предприятия, отражение в учете.
- 48. Реформация бухгалтерского баланса.
- 49. Учет собственного капитала организации.
- 50. Порядок отражения в учете расчетов с учредителями по вкладам в уставный капитал и по выплате доходов.