2. Учет денежных средств на расчетном счете и других счетах в банке
Предприятия независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков, в которых могут открываться различные виды счетов: текущие, расчетные, бюджетные, валютные и другие. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для совершения расчетов, связанных с предпринимательской деятельностью, открываются расчетные счета. Для открытия расчетного счета организация представляет в банк следующие документы:
заявление на открытие расчетного счета;
учредительные документы;
свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
карточка с образцами подписей и оттиска печати;
документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке.
Об открытии расчетного счета организация должна сообщить в налоговый орган в течение семи рабочих дней. Между банком и предприятием заключается договор банковского счета на условиях, согласованных сторонами.
Расчетный счет, который открывается предприятию в банке, называется лицевым и состоит из двадцати знаков. Номер счета должен проставляться во всех платежных документах, которыми оформляются операции. С расчетного счета банком оплачиваются обязательства, расходы и поручения организации, проводимые в порядке безналичных расчетов, а также выдаются наличные средства на оплату труда и текущие хозяйственные нужды. Платежи с расчетного счета производятся с согласия плательщика за исключением ряда случаев. Денежные средства, поступающие в адрес организации в безналичной и в наличной форме, зачисляются на расчетный счет. Операции по расчетному счету оформляются унифицированными формами первичной учетной документации, которые приведены в Положении Банка России от 03.10.2002 № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации».
Прием наличных денежных средств для зачисления на расчетный счет организации осуществляется банком на основании объявлений на взнос наличными или препроводительных ведомостей. Объявление на взнос наличными выписывается при внесении наличных денежных средств непосредственно в кассу банка. В нем указывается источник вносимых средств (выручка от продажи продукции, депонированная заработная плата и т.д.). Препроводительная ведомость является документом, который фиксирует инкассацию денежных средств в банк. Выдача наличных денежных средств с расчетного счета производится банком на основании денежных чеков. Денежный чек является приказом организации банку на выдачу наличных денежных средств в сумме, указанной в чеке.
Все записи по расчетному счету ведутся на основании выписок банка из расчетного счета и приложенных к ним документов. Выписка банка является копией лицевого счета предприятия и отражает движение денежных средств на расчетном счете. Полученная в банке выписка из расчетного счета проверяется работником бухгалтерии и является основанием для записей в бухгалтерские учетные регистры.
Синтетический учет денежных средств на расчетном счете в бухгалтерии организации ведется на активном счете 51 «Расчетные счета». Если у предприятия имеется несколько расчетных счетов, то к счету 51 «Расчетные счета» открываются соответствующие субсчета. Поступление денежных средств на расчетный счет отражается по дебету счета 51 «Расчетные счета», списание – по кредиту этого счета.
При поступлении денежных средств на расчетный счет делаются бухгалтерские записи:
Дебет счета 51 «Расчетные счета»
Кредит счетов 50 «Касса», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.
Списание денежных средств с расчетного счета отражается следующим образом:
Дебет счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.
Кредит счета 51 «Расчетные счета».
Для учета движения денежных средств в иностранной валюте организациям открываются валютные счета в уполномоченных банках. Порядок открытия валютного счета аналогичен порядку открытия расчетного счета. Синтетический учет денежных средств на валютном счете в бухгалтерии организации ведется на активном счете 52 «Валютные счета».
Для обобщения информации о наличии и движении денежных средств при расчетах чеками, аккредитивами, банковскими картами и иными платежными документами (кроме векселей), а также денежных средств, находящихся на текущих, особых и иных специальных счетах в банке, используется счет 55 «Специальные счета в банках». К нему могут быть открыты субсчета: 55/1 «Аккредитивы», 55/2 «Чековые книжки», 55/3 «Депозитные счета» и др.
Счет 55/1 используется для учета расчетов с использованием покрытого аккредитива. В данном случае денежные средства списываются с расчетного счета плательщика (покупателя) и депонируются для платежей получателю средств (поставщику). Исполнение аккредитива (оплата поставщику) осуществляется, если получатель средств (поставщик) представил в исполняющий банк документы, подтверждающие выполнение всех условий аккредитива.
При открытии депонированного аккредитива для расчетов с поставщиками делается запись:
Дебет счета 55/1 «Аккредитивы»
Кредит счета 51 «Расчетные счета».
Открытие аккредитива за счет банковского кредита отражается следующим образом:
Дебет счета 55/1 «Аккредитивы»
Кредит счетов 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».
При списании с аккредитива денежных средств в пользу поставщика на основании документов об отгрузке делается бухгалтерская запись:
Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Кредит счета 55/1 «Аккредитивы».
Остаток неиспользованного аккредитива зачисляется на расчетный счет:
Дебет счета 51 «Расчетные счета»
Кредит счета 55/1 «Аккредитивы».
Непокрытый аккредитив на счете 55/1 не учитывается: для его учета предназначен забалансовый счет 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные». Открытие непокрытого аккредитива отражается по дебету счета 009, использование – по кредиту счета 009.
Депонирование средств при выдаче чековой книжки отражается по дебету счета 55/2 «Чековые книжки», а списание сумм по мере выписки выданных чеков – по кредиту счета 55/2 «Чековые книжки».
Организация может разместить свободные денежные средства для получения дополнительного дохода в банковские и другие вклады. При перечислении денежных средств с расчетного счета на депозитный счет в банке делается запись:
Дебет счета 55/3 «Депозитные счета»
Кредит счета 51 «Расчетные счета».
Начисленные проценты по депозитному вкладу учитываются в составе прочих доходов:
Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы».
Банки могут осуществлять эмиссию (выпуск) банковских карт для юридических и физических лиц. Основным нормативным документом, регулирующим выпуск и использование банковских платежных карт, является Положение Банка России от 24.12.2004 № 266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт». Для юридических лиц это быстрый и удобный способ расчетов по оплате командировочных расходов, товаров, работ, услуг на территории РФ и за рубежом. Юридическим лицам на основе заключенного договора могут выдаваться расчетные и кредитные корпоративные банковские карты. С помощью этих карт можно оплатить текущие расходы и получить наличные денежные средства. Учет корпоративных банковских карт ведется на счете 55, субсчет «Специальный карточный счет». При перечислении денежных средств с расчетного счета на специальный карточный счет делается запись:
Дебет счета 55, субсчет «Специальный карточный счет»
Кредит счета 51 «Расчетные счета».
Средства, которые списаны со счета 55, субсчет «Специальный карточный счет», считаются выданными под отчет держателю корпоративной карты:
Дебет счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами»
Кредит счета 55, субсчет «Специальный карточный счет».
После предоставления подотчетным лицом авансового отчета списание подотчетных сумм отражается по дебету соответствующих счетов. Суммы вознаграждения, начисленные банку за открытие и обслуживание специального карточного счета, отражаются записью:
Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы»
Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
- 2. Бухгалтерский учет в системе управления хозяйственной деятельностью организации
- Тема 2. Предмет и метод бухгалтерского учета
- 1.Предмет бухгалтерского учета
- 2.Классификация имущества организации.
- 4.Метод бухгалтерского учета и его элементы
- Тема 3. Бухгалтерский баланс
- 1.Назначение, строение и содержание бухгалтерского баланса.
- 2. Изменения в балансе, вызываемые хозяйственными операциями
- Тема 4. Система счетов бухгалтерского учета и двойная запись
- 1. Счета бухгалтерского учета, их содержание и строение
- 2. Двойная запись
- 3. Хронологическая и систематическая запись
- 4. Синтетический и аналитический учет
- 5. Обобщение данных текущего учета. Оборотная ведомость
- Тема 5. Использование системы счетов для учета хозяйственных процессов
- 1. Экономические основы учета хозяйственных процессов и их показатели
- 2. Учет процесса снабжения материальными ресурсами
- 3. Учет процесса производства продукции (работ, услуг)
- 4. Учет процесса реализации продукции
- Тема 6. Классификация бухгалтерских счетов и план счетов бухгалтерского учета
- 1. Классификация и план счетов бухгалтерского учета
- Тема 7. Учет денежных средств и расчетов с подотчетными лицами
- 1. Расчетные отношения, их виды и формы
- 2. Учет денежных средств на расчетном счете и других счетах в банке
- 3. Учет кассовых операций и денежных средств в пути
- 4. Учет подотчетных сумм и расчетов с подотчетными лицами
- 5. Учет банковских кредитов и заемных средств
- 6. Учет хозяйственных операций, выраженных в иностранной валюте
- 7. Инвентаризация денежных средств и расчетов
- Тема 8. Учет основных средств и нематериальных активов
- 1. Понятие, оценка и учет долгосрочных инвестиций
- 2. Понятие, классификация и оценка основных средств
- 3. Учет поступления основных средств. Организация аналитического учета основных средств
- 4. Учет амортизации основных средств
- Линейный способ
- Способ уменьшаемого остатка
- 5. Учет ремонтов основных средств
- 6. Учет выбытия основных средств
- 7. Учет операций по аренде основных средств
- 8. Инвентаризация основных средств и отражение в учете ее результатов
- 9. Особенности учета нематериальных активов
- Тема 9. Учет труда и заработной платы
- 1. Организация оплаты труда и задачи ее учета
- 2. Формы и системы оплаты труда. Виды заработной платы
- 3. Учет численности персонала и рабочего времени. Учет выработки рабочих
- 4. Порядок расчета отдельных видов оплаты труда за отработанное и неотработанное время
- 5. Бухгалтерский учет начисления и распределения заработной платы
- 6. Удержания из зарплаты, их виды и порядок расчета.
- 7. Учет выдачи зарплаты. Учет депонированной зарплаты.
- 8. Страховые взносы
- Тема 10. Особенности бухгалтерского учета в торговых организациях
- 1. Понятие товаров задачи их учета
- 2. Оценка товаров в организациях торговли
- Тема 11. Отчетность материально-ответственных лиц по товарным операциям
- 2. Организация аналитического учета товаров и их оценка на складе и в бухгалтерии
- Тема 12. Синтетический учет движения товаров и расходов на продажу
- Учет расходов на продажу
- Учет поступления товаров на базы и склады торговой организации
- 2.Учет отпуска и продажи товаров
- Оценка остатка товаров по средней себестоимости
- 3. Учет расходов на продажу
- Тема 13. Учет поступления и продажи товаров в оптовой и розничной торговле
- 1. Учет товаров в оптовой торговле
- 2. Учет товаров в розничной торговле
- Тема 14. Инвентаризация товаров
- 1 . Сущность инвентаризации товаров
- 1 . Сущность инвентаризации товаров
- 2. Документальное оформление результатов инвентаризации
- Тема. Бухгалтерская (финансовая) отчетность
- Тема 1: Бухгалтерская (финансовая) отчетность, ее сущность и содержание
- Концепция бухгалтерской (финансовой) отчетности в современных условиях хозяйствования
- Пользователи бухгалтерской отчетности
- Понятие бухгалтерской отчетности
- Принципы составления бухгалтерской отчетности:
- Тема 2: Нормативное регулирование формирования бухгалтерской отчетности.
- Система нормативного регулирования бухгалтерской отчетности
- Правила формирования бухгалтерской отчетности, регламентируемые отдельными нормативными актами.
- Учетной политикой предприятия устанавливаются:
- Тема 3: Порядок формирования и сдачи бухгалтерской отчетности.
- Классификация бухгалтерской отчетности по периодам ее составления
- Состав бухгалтерской отчетности:
- Некоммерческие предприятия представляют также
- Сроки представления бухгалтерской отчетности
- Адреса представления бухгалтерской отчетности
- Правила формирования бухгалтерской отчетности