2. Учет средств на расчетных и специальных счетах в банке
Каждая организация вправе открывать в любом банке неограниченное количество расчетных и других счетов для хранения денежных средств и осуществления расчетных, кредитных и кассовых операций.
Денежные средства хранятся на счетах открываемые предприятием в банке.
Расчетные счета - открываются юридическими лицами различных форм собственности, имеющими самостоятельный баланс.
Бюджетные счета - открываются предприятиями, организациями которым для ведения хозяйственной деятельности выделяются деньги из бюджета согласно установленным сметам.
Текущие счета - открываются учреждениями и организациями не занимающиеся предпринимательской деятельностью.
Для открытия расчетного счета организация должна представить в банк следующие документы:
заявление на открытие счета установленного образца;
нотариально заверенные копии устава организации, учредительного договора и регистрационного свидетельства;
сведения налогового органа о регистрации организации в качестве налогоплательщика;
копии документов о регистрации в качестве плательщиков в Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд обязательного медицинского страхования;
карточку с образцами подписей руководителя, заместителя руководителя и главного бухгалтера с оттиском печати организации по установленной форме, заверенную нотариально.
При открытии счета организации присваивается номер (20 знаков). Отношения оформляются договором о банковском обслуживании. Для учета движения денежных средств организации открывается лицевой счет (в виде карточки, где отображается движение средств).
Движение денежных средств на расчетных счетах оформляются следующими документами:
объявление на взнос наличными;
денежный чек (применяется для получения наличных средств из банка);
выписка из расчетного счета.
С целью обеспечения контроля за обоснованностью операций по счетам организации в установленные сроки запрашивают выписки из расчетного счета. К выписке прикладываются оправдательные документы, подтверждающие движение средств.
В выписке указывают начальный и конечный остатки на расчетном счете и суммы операций, отраженных на расчетном счете. Выписка с расчетного (копия из лицевого счета) счета является основанием для отражения движения денежных средств на счетах бухгалтерского учета. Поступившие выписки проверяются и обрабатываются, проставляется корреспонденция счетов. При обработке выписки надо обратить внимание на то, что все денежные средства для банка пассивные, а перечисленные или снятые денежные средства являются активными операциями.
Расходы, связанные с оплатой банковских услуг включаются в состав прочих расходов организации (ПБУ 10/99).
Также за пользование денежными средствами организации, находящихся на расчетных счетах банк может согласно договору платить соответствующие вознаграждения (проценты), которые зачисляются в состав прочих доходов (ПБУ 9/99).
Безналичные денежные средства учитывают на счете 51 «Расчетные счета». В дебет этого счета записывают поступления денежных средств на расчетный счет, а в кредит – уменьшение денежных средств. Основанием для записей по расчетному счету служат выписки банка.
На счете 52 «Валютные счета» учитывают средства организации, находящиеся в иностранной валюте.
На счете 55 «Специальные счета в банках» учитывают наличие и движение денежных средств, находящихся в аккредитивах, чековых книжках, иных платежных документах, на особых и специальных счетах, а также движение средств целевого финансирования.
Расходы организации на расчетно-кассовое обслуживание являются прочими расходами и отражаются бухгалтерскими записями:
Дебет счета 91 Кредит счета 76
Дебет счета 76 Кредит счета 51
Договором банковского счета может быть предусмотрено вознаграждение за использование денежных средств, которые остаются на расчетных счетах организаций. Начисленный банком процент на остаток средств по расчетному счету является прочим доходом организации и отражается:
Дебет счета 51 Кредит счета 91
Безналичные формы расчетов
Формы безналичных расчетов определены ст. 862 ГК РФ и Положением ЦБ РФ от 3 октября 2002 г. № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации»:
а) расчеты платежными поручениями;
б) расчеты по инкассо;
в) расчеты по аккредитиву;
г) расчеты чеками.
Расчеты платежными поручениями. Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Оно действительно в течение 10 дней со дня его выписки и оформляется в трех экземплярах при совершении операции в рамках одного кредитного учреждения, в остальных случаях – в четырех экземплярах.
Платежное требование – расчетный документ, который содержит требование кредитора (получателя средств) к должнику (плательщику) произвести уплату денежной суммы через банк в соответствии с основным договором.
Расчеты по инкассо – это банковская операция, посредством которой банк по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению платежа от плательщика.
Аккредитив – это условное денежное обязательство, принимаемое банком-эмитентом по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку произвести такие платежи. Особенность аккредитивной формы расчетов состоит в том, что оплату платежных документов производят по месту нахождения поставщика сразу после отгрузки им продукции.
Аккредитив учитывают на счете 55 «Специальные счета в банках», субсчет 1 «Аккредитивы».
Аккредитив может быть выставлен за счет собственных средств и за счет банковского кредита. В первом случае выставление аккредитива оформляют записью:
Дебет счета 55 субсчет 1 «Аккредитивы»
Кредит счета 51 «Расчетные счета».
Когда аккредитив выставляют за счет банковского кредита:
Дебет счета 55/1
Кредит счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам».
Оплата счетов поставщиков с аккредитивного счета отражается:
Дебет счета 60 Кредит счета 55/1
Получение денежных средств с расчетного счета в кассу оформляется денежным чеком, в котором указываются цели данной операции: выдача заработной платы, пособий, командировочных расходов, на хозяйственные нужды и др. Кроме того, чек может выступать средством платежа.
Денежный чек подписывается руководителем и главным бухгалтером организации, его реквизиты полностью повторяются в корешке, который остается для подтверждения записей по кассовым операциям в учетных регистрах. Чеки (25 или 50 чеков) содержатся в специальной чековой книжке, которая выдается по заявлению владельца счета. Чековые книжки являются бланками строгой отчетности и хранятся в сейфе организации.
Депонирование средств при выдаче чековых книжек у плательщика учитывается:
Дебет счета 55/2 «Чековые книжки»
Кредит счета 51, 66 и других счетов.
Получение наличных денег по чеку в кассу предприятия:
Дебет счета 50 Кредит счета 55/2
Оплаты чеками задолженности отражается:
Дебет счета 60, 76 и т.д. Кредит счета 55/2
Взнос наличными денежных средств на расчетный счет оформляется объявлением на взнос наличными, которое означает приказ организации принять на ее расчетный счет наличные деньги. Используется оно при сдаче выручки на расчетный счет, оплате банковских услуг наличными деньгами, при взносе уставного капитала в соответствии с учредительными документами, при внесении депонентских сумм и других операциях. Объявление заполняют в одном экземпляре с указанием источника взноса денежных средств.
Сдача наличных денег из кассы в банк оформляется записью:
Дебет счета 51 Кредит счета 50.
При журнально-ордерной форме бухгалтерского учета регистрами синтетического учета по движению денежных средств являются следующие журналы, ордера:
журнал-ордер № 1 - по кредиту счета 50;
журнал-ордер № 2 - по кредиту счета 51, ведомость № 2 -для дебетовых оборотов;
журнал-ордер № 3 - для прочих счетов.
На основании данных счетов 50, 51, 55 составляется в соответствии с ПБУ 4/99 (бухгалтерская отчетность в организации). В состав годовой финансовой отчетности входит отчет о движении денежных средств - форма № 4.
В отчете имеется 3 раздела:
Текущая деятельность - деятельность организации в преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели;
Инвестиционная деятельность - деятельность организации связанная с капитальными вложениями;
Финансовая деятельность - деятельность связанная с осуществлением краткосрочных финансовых вложений.
Лекция 9 «Учет основных средств»
При принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо одновременное выполнение следующих условий:
а) использование в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
б) использование в течение длительного времени, т.е. срок полезного использования объекта превышает 12 месяцев;
в) организацией не предполагается последующая перепродажа объекта;
г) способность приносить организации экономические выгоды (доход)
Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект.
Инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы.
Единицей учета является инвентарный объект, т.е. каждому объекту присваиваются номера, и учет ведется в инвентарных карточках – это регистр аналитического учета. Эти карточки заполняются на основании оправдательных документов:
- выписка из расчетного счета;
- расходный кассовый ордер;
- приходный ордер;
- справка бухгалтерии;
- тре6бования-накладные;
- расчетная ведомость;
- банковская выписка;
- авансовый отчет;
- акт приемки-сдачи работ;
- счет, накладные, счет-фактура.
Инвентарная карточка для бухгалтера – это отдельный объект. На основании данных инвентарных карточек составляют ведомости движения основных средств – служат для статистической отчетности, для формы №5 и для определения налоговой базы по налогу на имущество.
Оценка основных средств
Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.
Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов.
Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются:
суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;
суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;
регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением прав на объект основных средств;
таможенные пошлины;
невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств;
вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;
иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств. В частности, начисленные до принятия объекта основных средств к бухгалтерскому учету проценты по заемным средствам, если они привлечены для приобретения, сооружения или изготовления этого объекта.
Первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, признается их денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации.
Первоначальной стоимостью основных средств, полученных организацией по договору дарения (безвозмездно), признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету.
Первоначальной стоимостью основных средств, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, признается стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией.
Оценка объекта основных средств, стоимость которого при приобретении выражена в иностранной валюте, производится в рублях путем пересчета суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату принятия объекта к бухгалтерскому учету.
Стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме следующих случаев: достройка, дооборудование, реконструкция, модернизация, частичная ликвидация и переоценки объектов основных средств.
Коммерческие организации могут не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости путем индексации на основе коэффициентов, разрабатываемых Госкомстатом РФ, или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам.
- Лекция 1 «Сущность и содержание бухгалтерского учета»
- Исторический аспект развития бухгалтерского учета
- Виды хозяйственного учета
- Основные требования к ведению бухгалтерского учета в России:
- Статус главного бухгалтера
- Лекция 2 «Предмет и метод бухгалтерского учета» Предмет и объекты бухгалтерского учета
- Метод бухгалтерского учета
- Документирование
- Инвентаризация
- Калькулирование
- Активный счет
- Пассивный счет
- Счет 41 «Товары»
- Учетная политика организации
- Лекция 5 «Бухгалтерская отчетность» «Бухгалтерская отчетность, как элемент метода бухгалтерского учета»
- Порядок исправления ошибок в учетных регистрах
- Формы бухгалтерского учета
- Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета
- Главная книга
- Журнал – ордер № 1 по счету 50 «Касса»
- Главная книга
- 1. Учет кассовых операций
- 2. Учет средств на расчетных и специальных счетах в банке
- 2. Учет средств на расчетных и специальных счетах в банке
- Амортизация основных средств
- Учет поступления основных средств
- 2. Учет амортизации основных средств
- 3. Учет выбытия основных средств
- Лекция 9 «Учет нематериальных активов»
- По средней себестоимости:
- Способ фифо:
- Способ лифо:
- 1. Учет материальных запасов по фактической себестоимости приобретения