logo
Автоматизация учета приема оплаты с юридических лиц за коммунальные услуги

1.1 Виды учета на предприятиях. Вид учета, применяемый при приеме оплаты за коммунальные услуги

Независимо от отраслевой специфики, в любой организации в том или ином объеме присутствуют три вида учета:

- Оперативный учет

- Управленческий учет

- Регламентированный (бухгалтерский) учет.

Применительно к автоматизированным системам можно говорить о наличии в них соответствующих подсистем оперативного, управленческого и регламентированного учета. Физически подсистемы могут быть реализованы

Как единая информационная система или несколько информационных баз, зачастую интегрированных на уровне обмена данными.

Каждый вид учета имеет определенное целевое назначение, что определяет состав данных и функциональность подсистемы.

Под оперативным учетом понимается учет основных хозяйственных операций компании в режиме реального времени. В рамках подсистемы оперативного учета обеспечивается автоматизация основных бизнес-процессов:

ь Торгово-закупочные операции, реализация услуг, регистрация входящих услуг

ь Складской учет ТМЦ

ь Производственный учет

ь Учет взаиморасчетов с дебиторами и кредиторами

ь Учет денежных средств

ь Другие разделы учета в зависимости от специфики деятельности той или иной организации.

Основными пользователями подсистемы оперативного учета, как с точки зрения ввода данных, так и сточки зрения получения необходимой информации, являются подразделения, обеспечивающие выполнение основных бизнес-процессов компании: отдел закупок, отдел продаж, склады, отдел работы с клиентами, производственные подразделения и т.п.

В части предоставления аналитических отчетов и детализированных данных по какому-либо аспекту деятельности организации подсистема оперативного учета может быть интересна руководству.

Задачей подсистемы оперативного учета является сделать работу основных подразделений организации максимально эффективной, создать единую информационную среду, обеспечив централизованное хранение, обработку и получение в удобном виде любой информации, необходимой для выполнения сотрудниками своих функций.

Очень важна коммуникативная роль подсистемы оперативного учета. Она обеспечивает взаимодействие между сотрудниками различных подразделений, находящихся во взаимосвязи при выполнении своих функций. При этом в отличие от общения по телефону или с помощью бумажных носителей, взаимодействие через информационную систему более формализовано, более оперативно и исключает потерю данных.

Подсистема управленческого учета базируется на информации подсистемы оперативного учета, дополняя ее хозяйственными операциями, относящимися к обеспечивающим процессам с целью получения полной «картины» деятельности организации.

Регламентированный (бухгалтерский) учет предназначен, в первую очередь, для расчета налогов, формирования отчетности в фискальные органы. Правила и принципы ведения регламентированного учета определяются действующим законодательством.

Подсистема бухгалтерского учета характеризуется отсутствием оперативности. Ее связь с другими подсистемами заключается в том, что большинство операций, проведенных в рамках ведения оперативного и управленческого учета, находят отражение в бухгалтерском учете.