1.5.4. Рекомендации по написанию и апробации дипломной работы
Исходя из требований, предъявляемых к дипломной работе, ее автор должен хорошо владеть навыками исследовательской работы. Для того, чтобы дипломная работа носила исследовательский характер, в ней, во-первых, должна раскрываться социально-экономическая природа анализируемого явления и излагаться собственная позиция автора по спорным теоретическим вопросам; во-вторых, содержаться глубокий и всесторонний анализ действующей практики учета, анализа и контроля; в-третьих, выдвигаться обоснованные предложения, разработанные на конкретном фактическом материале.
Разрабатывая поставленные задачи, следует использовать знания, полученные в области смежных специальных дисциплин. Органичное сочетание теоретических знаний с навыками практической работы, а также изучение передового опыта работы учетных работников, аналитиков, специалистов контрольных служб позволит вскрыть и привести в действие имеющиеся резервы, наметить конкретные мероприятия по их мобилизации и эффективному использованию.
В первом разделе дипломной работы дается общая характеристика организации. При этом для обеспечения взаимосвязи и последовательности в выполнении всех разделов дипломной работы особое внимание уделяется рассмотрению связанных с темой дипломной работы аспектов деятельности организации и показателей, ее характеризующих. Например, при рассмотрении вопросов реализации продукции необходимо уделить внимание маркетинговой деятельности организации. Анализ основных технико- или финансово-экономических показателей деятельности организации целесообразно выполнять, рассматривая их не в отдельности, а с учетом зависимостей, существующих между ними и их динамикой. Например, следует выполнять исследование динамики показателей себестоимости, прибыли и рентабельности с учетом взаимосвязей между значениями этих показателей. При выполнении дипломной работы в обязательном порядке используются те названия технико- и финансово-экономических показателей, которые приняты в нормативно-законодательных документах, формах бухгалтерской и статистической отчетности.
Второй раздел дипломной работы предполагает ознакомление с теоретическими аспектами изучаемой темы. В ней дается определение предмета исследования с общеэкономической точки зрения. Излагая вопросы теории, студент должен помнить, что эта часть его дипломной работы – не цель, а всего лишь средство для более полного и всестороннего освещения избранной темы, поэтому теоретическое освещение вопросов в первой глав должно быть увязано с практической частью работы и является базой для разработки предложений и рекомендаций автора. При выполнении теоретического раздела дипломной работы не следует осуществлять простой пересказ прочитанного материала, механически излагать точки зрения различных авторов на дискуссионную проблему без отражения собственной позиции. В дипломную работу и цитаты, и свободный пересказ принципиальных положений других авторов следует включать с обязательной ссылкой на соответствующие литературные источники.
В третьем разделе дипломной работы изучается действующая в организации система бухгалтерского учета. Материал этого раздела базируется на тщательном изучении действующего законодательства, ведомственных указаний, инструкций и прочих материалов. Задача студента на этом этапе работы состоит не только в том, чтобы глубоко изучить действующую практику, но и критически ее осмыслить на основе анализа собранного фактического материала. Поэтому если в организации используются общепринятые методы ведения бухгалтерского учета, их сущность подробно излагать не следует. Основной акцент в работе должен быть сделан на сравнительную характеристику соответствия изученной теории и действующей практики учета в отношении предмета исследования и обоснование направлений совершенствования бухгалтерского учета в организации. При отражении корреспонденции счетов необходимо использовать простые бухгалтерские проводки с обязательной формулировкой соответствующих им хозяйственных операций, взятых из практики хозяйственной деятельности организации. Рассматривая формирование показателей бухгалтерской и статистической отчетности, особое внимание следует уделить методологии их получения на основе данных бухгалтерского учета с указанием учетных регистров и других документов, являющихся источниками информации.Не следует переписывать в дипломной работе содержание учебников, учебных пособий, другой специальной литературы и нормативных актов.
В четвертом разделе излагаются вопросы анализа или аудита. Если тема дипломной работы предполагает изучение аналитической деятельности в организации, то студент должен показать знание методов экономического анализа и умение применять их при исследовании конкретных экономических ситуаций. Большое внимание уделяется измерению влияния основных факторов, формирующих уровень изучаемых показателей, а также выявлению резервов повышения эффективности производства. При проведении экономического анализа следует использовать не только методы детерминированного факторного анализа, но и методы корреляционно-регрессионного анализа и другие экономико-математические методы исследования. Методика и техника анализа изучаемых показателей должны раскрываться на фактическом материале с разработкой необходимых аналитических таблиц, расчетов, графиков, диаграмм. На основе результатов анализа обосновываются направления совершенствования деятельности организации, пути повышения эффективности ее функционирования. При выполнении этого раздела и дипломной работы в целом не допускается использование абстрактных примеров с условными цифровыми данными.
Если тема дипломной работы предполагает изучение вопросов аудита, то студент в четвертом разделе последовательно освещает порядок контрольной проверки достоверности учета и отчетности на исследуемом предприятии в рамках темы исследования, самостоятельно составляет программу (план) проверки объекта исследования (организации) по теме и апробирует ее. Излагаемый материал при этом следует рассматривать с позиций обеспечения субъектами хозяйствования сохранности материальных ценностей, денежных средств, нормализации расчетов, соблюдения действующего законодательства в сфере предпринимательства и налогообложения. Изложение должно быть последовательным и логическим, т. е. идти от рассмотрения методики контроля наиболее общих, итоговых показателей к частным (или наоборот). Содержание раздела должно основываться на проверенных данных и фактах, проведенных документальных и фактических проверках достоверности совершенных операций. Все выводы студента о результатах проведенной проверки должны быть доказуемы, т. е. подтверждаться соответствующими документами, расчетами, ссылками на акты законодательства и т. п. В конце раздела студент должен предложить собственный вариант оформления результатов проверки, т.е. систематизировать, сгруппировать и проанализировать результаты проведенных исследований; предложить самостоятельно разработанные им для этих целей таблицы, блок-схемы; оформить записи для включения в акт проверки; предложить способы исправления установленных нарушений и направления совершенствования бухгалтерского учета в организации и т. п.
Заключение представляет собой резюме всего содержания дипломной работы. Оно охватывает все разделы работы и содержит теоретические выводы, констатирует вскрытые дипломником недостатки действующей системы учета, контроля и анализа, содержит практические предложения по их устранению. В основе заключения лежат обобщающие выводы, сформулированные студентом в конце каждого параграфа (подраздела) работы. Выводы должны быть конкретными, реальными, обоснованными и вытекать из проведенного исследования.
Внимание! Все разделы работы должны быть логически связаны между собой. Особое внимание следует обращать на логические переходы от одного раздела к другому, от параграфа к параграфу, а внутри их – от вопроса к вопросу. Это даст возможность систематизировать изложение, обеспечить логическую взаимосвязь отдельных элементов работы, согласовать каждое положение с предшествующим и последующим материалом. Каждый параграф (подраздел) работы должен завершаться обобщающими выводами.
В процессе написания дипломной работы студент постепенно должен апробировать получаемые им результаты. Апробация может осуществляться в разных формах, одна из которых – подготовка студентом доклада, посвященного одному из узловых вопросов темы дипломной работы, для выступления на студенческой научной конференции. Другой формой апробации является публикация результатов исследования в сборниках материалов конференций, научных трудов, специальной периодической печати и других изданиях. Наиболее весомым подтверждением значимости выполненного исследования является получение от организации, по материалам которой выполнялась дипломная работа, справки о внедрении результатов дипломного проектирования (приложение А).
Внимание! За принятые в дипломной работе решения, достоверность данных, точность расчетов и сделанные выводы отвечает студент-автор дипломной работы.
- Кафедра статистики, бухгалтерского учета, анализа и аудита
- Предисловие
- 1. Общие положения
- 1.1. Цели и задачи дипломной работы
- 1.2. Выбор темы дипломной работы
- 1.3. Структура дипломной работы
- 1.3.1. Типовая структура дипломной работы
- 1.3.2. Структура дипломной работы научно-исследовательской направленности
- 1.4. Требования к оформлению дипломной работы
- 1.4.1. Требования к оформлению пояснительной записки
- 1.4.2. Требования к оформлению иллюстративного (графического) материала
- 1.5. Порядок подготовки, представления к защите и защиты дипломной работы
- 1.5.1. Этапы выполнения дипломной работы
- 1.5.2. Подбор литературных источников
- 1.5.3. Сбор и обработка практического материала
- 1.5.4. Рекомендации по написанию и апробации дипломной работы
- 1.5.5. Консультирование и контроль за ходом выполнения дипломной работы
- 1.5.6. Представление к защите и защита дипломной работы
- 2. Тематика дипломных работ
- 2.1. Примерная типовая тематика дипломных работ Внеоборотные активы
- Производственные запасы и оборотные активы
- Производство и реализация продукции
- Денежные средства и расчеты
- Финансовые результаты и финансовое состояние
- Внешнеэкономическая деятельность
- 2.2. Примерные планы дипломных работ
- 2.2.1. Внеоборотные активы
- 2.2.2. Производственные запасы и оборотные активы
- 2.2.3. Производство и реализация продукции
- 2.2.4. Денежные средства и расчеты
- 2.2.5. Финансовые результаты и финансовое состояние
- 3. Программа преддипломной практики
- 3.1. Цель и задачи практики
- 3.2. Организация преддипломной практики
- 3.3. Содержание программы преддипломной практики
- 3.3.1. Общая характеристика организации
- 3.3.2. Бухгалтерский учет в организации
- 3.3.3. Анализ хозяйственной деятельности в организации
- 3.3.4. Ревизия и аудит в организации
- 3.3.5. Охрана труда и безопасность жизнедеятельности в организации
- 3.3.6. Индивидуальное задание
- 3.4. Составление отчета о преддипломной практике
- 3.5. Порядок защиты отчета о преддипломной практике
- Содержание
- Приложение а Образец заказа организации на выполнение дипломной работы
- Информационный бланк-заказ
- Образец справки о внедрении результатов дипломной работы
- Приложение б
- Приложение в
- Карта контроля за ходом выполнения дипломной работы
- Приложение д
- Приложение л Примерный календарно-тематический планпрохождения преддипломной практики
- Приложение м
- Руководитель практики _________________
- Дипломное проектирование
- Редактор е. И. Гоман
- 220006. Минск, Свердлова, 13а.