2.1 Общая характеристика предмета и метода бухгалтерского учета
В обобщенном виде предметом бухгалтерского учета является хозяйственная деятельность предприятия. Более конкретно предмет бухгалтерского учета состоит из массы объектов, которые можно разделить на две группы:
1) Объекты, обеспечивающие хозяйственную деятельность. К ним относятся хозяйственные средства и источники их образования.
2) Объекты, составляющие суть хозяйственной деятельности. Это хозяйственные процессы и финансовые результаты.
Понимание содержания предмета достигается через познание сущности его метода.
Метод бухгалтерского учета - совокупность способов и приемов, с помощью которых познается предмет (объекты) бухгалтерского учета. Он позволяет изучить явления в движении, изменении, взаимосвязи и взаимодействии. Содержание метода бухгалтерского учета вытекает из сущности и особенностей бухгалтерского учета.
Метод бухгалтерского учета включает в себя следующие способы и приемы, которые принято называть элементами метода бухгалтерского учета:
-
Документация и инвентаризация как способ бухгалтерского наблюдения.
-
Счета и двойная запись, как способ бухгалтерской группировки.
-
Оценка и калькуляция, как способ бухгалтерского измерения.
-
Бухгалтерский баланс и отчетность как способ бухгалтерского обобщения.
Документация - письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции или о праве на ее совершение. Каждая хозяйственная операция оформляется документами. Документ служит не только основанием для финансовых операций, но и способом первичного наблюдения и регистрации их. Документация служит целям контроля, дает возможность проводить документальные проверки, обеспечивает сохранность имущества.
Инвентаризация - способ проверки соответствия фактического наличия активов хозяйства в натуре данным учета; как элемент метода бухгалтерского учета - средство наблюдения и последующей регистрации явлений и операций, не отраженных первичной документацией в момент их совершения, поэтому инвентаризация служит дополнением документации.
Документация и инвентаризация являются приемами первичного наблюдения за объектами бухгалтерского учета.
Оценка - способ, с помощью которого активы организации получают денежное выражение. Их оценка базируется на фактической себестоимости. Этим достигается реальность оценки.
Для руководства хозяйственными процессами требуется знать все затраты, связанные с их осуществлением. При этом исчисляется не только величина каждого вида затрат, но и общая их сумма, относящаяся к определенному объекту, т.е. определяется себестоимость учитываемых объектов. Себестоимость объектов учета исчисляется при помощи калькуляции, используемой для контроля за величиной затрат.
Для постоянного контроля за хозяйственными процессами организации, за состоянием имущества и прав, а также источников их образования необходимо все хозяйственные операции учитывать непрерывно по отдельным стадиям, в разрезе отдельных групп и видов хозяйственных активов. В бухгалтерском учете такое отражение активов и хозяйственных операций производится путем наблюдения за изменениями, происходящими с различными видами имущества и источниками его образования, за всеми затратами, производимыми в том или ином хозяйственном процессе.
Экономическая группировка объектов бухгалтерского учета, позволяющая получать о них показатели, необходимые для текущего наблюдения за хозяйственной деятельностью, обеспечивается также системой счетов. Необходимость в счетах объясняется тем, что сведения, имеющиеся в документах, дают только разрозненную характеристику объектов учета. Счета в бухгалтерском учете позволяют производить группировку и получать обобщенные характеристики объектов учета.
Отражение хозяйственных операций в системе счетов осуществляется при помощи двойной записи, сущность которой заключается во взаимосвязанном отражении различных явлений, вызываемых хозяйственными операциями. Например, на счетах бухгалтерского учета процесс поступления в организацию купленных материалов увязывается с расходованием денежных средств, уплаченных продавцу этих материалов. Такой способ записей раскрывает их экономическое содержание, позволяет более глубоко изучать хозяйственную деятельность организаций.
Контроль за всей совокупностью объектов в бухгалтерском учете производится путем сопоставления хозяйственных средств с источниками их образования. Такое сопоставление носит название балансового обобщения. Балансовое обобщение характеризуется равенством общей суммы видов имущества и прав и суммы источников их образования. Равенство это сохраняется постоянно. Балансовое обобщение позволяет осуществлять строгий контроль за наличием и использованием активов любого хозяйствующего субъекта.
Результаты хозяйственной деятельности, а также конкретизация отдельных показателей баланса содержатся в отчетности. Бухгалтерская отчетность - единая система информации о финансовом положении хозяйствующего субъекта за определенный период времени.
- Введение
- Глава 1. Сущность, цели и содержание бухгалтерского учета
- 1.1 Понятие и состав учетной системы хозяйствующего субъекта
- 1.2 Общая характеристика бухгалтерского учета
- 1.3 Функции бухгалтерского учета
- 1.4 Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в рф
- Глава 2. Предмет и метод бухгалтерского учета
- 2.1 Общая характеристика предмета и метода бухгалтерского учета
- 2.2. Классификация имущества организации по составу и размещению
- 2.3. Источники формирования имущества
- 2.4. Характеристика основных хозяйственных процессов
- Кругооборот хозяйственных средств.
- Глава 3. Бухгалтерский баланс
- 3.1 Бухгалтерский баланс, его строение и значение
- 3.2. Виды баланса
- 3.3 Изменения, происходящие в балансе под влиянием хозяйственных операций
- Глава 4. Система счетов и двойная запись
- 4.1 Понятие, строение и порядок записи хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета
- 4.2. Двойная запись и корреспонденция счетов. Виды бухгалтерских проводок
- 4.3. Синтетические и аналитические счета
- 4.4. Оборотные ведомости по синтетическим и аналитическим счетам
- 4.5. План счетов бу финансово-хозяйственной деятельности организации
- Глава 5. Классификация счетов
- 5.1. Сущность, принципы формирования, цели и особенности классификации счетов
- 5.2. Современная группировка счетов по экономическому содержанию, назначению и структуре
- 5.3. Классификация счетов по степени детализации данных
- 5.4. Группы счетов по принадлежности имущества и обязательств, по отношению к сторонам баланса
- Глава 6. Документация и регистрация фактов хозяйственной деятельности. Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учета
- 6. 1 Первичный учет. Первичные документы, их реквизиты и классификация
- 6.2.Требования, предъявляемые к первичным документам
- 6.3. Документооборот. Этапы обработки документов, поступивших в бухгалтерию
- 6.4. Инвентаризация. Порядок проведения и отражения ее результатов в бухгалтерском учете
- Глава 7. Учетные регистры и формы бухгалтерского учета
- 7.1. Учетные регистры, признаки их классификации
- 7.2. Техника заполнения учетных регистров. Способы исправления ошибок, выявленных при проверке
- 7.3. Формы бухгалтерского учета, их отличительные признаки
- Литература
- Глава 8. Организация бухгалтерского учета в Российской Федерации
- 8.1 Учетная политика организации
- 8.2. Организация работы аппарата бухгалтерии
- 8.3. Профессия и профессиональная этика бухгалтера
- Глава 9. Основы бухгалтерской отчетности
- 9.1 Сущность, значение и виды отчетности
- 9.2. Порядок составления и представления бухгалтерской отчетности. Подготовительные работы перед ее составлением
- 9.3. Состав форм бухгалтерской отчетности
- Глава 10. Реформирование и гармонизация бухгалтерского учета за рубежом и в России
- 10.1 Гармонизация бухгалтерского учета за рубежом
- 10.2. Реформирование бухгалтерского учета в России
- Литература
- Глоссарий
- Список используемой и рекомендованной литературы