Тема 8: «Сегментарная отчетность организации: ее цели, состав и методы составления»
С отчетности 2011 г. информация по сегментам формируется по новым правилам.
Выделение сегментов производится с целью получения обособленной информации о деятельности и показателях организации, которая способна приносить экономические выгоды и которая систематически анализируется лицами, уполномоченными принимать соответствующие решения.
В зависимости от организации и управленческих стандартов в организации могут использоваться такие основания для выделения сегмента (в ПБУ называется "основа выделения сегмента"), как:
- производимая продукция (закупаемые товары, выполняемые работы, услуги);
- основные покупатели или заказчики;
- географические регионы;
- структурные подразделения.
Ранее было два вида сегментов - операционный и географический.
Помимо основных типов сегментов могут применяться специфические основания для выделения обособленной информации. К примеру, в зависимости от обособленности данных, представляемых совету директоров, или в зависимости от закрепления информации за конкретными ответственными лицами.
Если условия выделения сегмента сходны, то два или несколько сегментов можно объединить в один. Как правило, это происходит, если применяются разные режимы налогообложения, или по направлениям лицензируемой деятельности и пр.
Важно: если в организации выделяются более десяти сегментов, то организация должна предпринять действия по их объединению. Хотя строгого правила, ограничивающего количество отчетных сегментов, нет.
Все показатели, не вошедшие в отчетные сегменты, называются прочими сегментами.
Для обособления информации в отчетный сегмент должно выполняться хоть одно условие:
а) выручка сегмента от продаж и операций с другими сегментами составляет не менее 10 процентов общей суммы выручки всех сегментов;
б) финансовый результат (прибыль или убыток) сегмента составляет не менее 10 процентов от наибольшей из двух величин: суммарной прибыли сегментов, имеющих прибыль, или суммарного убытка сегментов, имеющих убыток;
в) активы сегмента составляют не менее 10 процентов суммарных активов всех сегментов.
Не забывайте, что не вошедшая в какой-либо отчетный сегмент информация составляет прочий сегмент и учитывается в расчетах. А доля отчетных сегментов должна составлять не менее 75 процентов выручки от продаж организации. При невыполнении условия о 75 процентах необходимо выделить дополнительные сегменты. Таким образом, три четверти выручки от продажи должно быть "сегментировано".
Перечень отчетных сегментов должен переходить из года в год. Ранее ПБУ 12/2000 предусматривал обязательное выделение отчетных сегментов, которые присутствовали в прошлом году, даже если какой-то из них в текущем году переставал соответствовать условиям и требованиям, необходимым для его выделения. Теперь такой сегмент необходимо выделять в текущем году, только если предполагается, что он сможет обособляться в отдельный блок в будущем.
В ПБУ 12/2010 введено новое правило для сегмента, который впервые стал соответствовать условиям для его выделения. Для нового сегмента по возможности должна быть собрана сравнительная информация за предшествующие годы. Что это значит? Как минимум, необходимо просчитать долю этого сегмента в показателях предыдущего года.
Разумеется, все сегменты должны быть раскрыты. То есть по каждому должна быть сформирована требуемая информация, характеризующая сегмент в общей деятельности фирмы.
Если выручка, расходы, активы и обязательства относятся к двум и более отчетным сегментам, то их надо распределить между этими сегментами. Распределение должно быть обосновано и проведено тем способом, который закреплен в учетной политики организации. Ранее существовало условие о том, что распределять активы надо, только если по секторам распределяются соответствующие им доходы и расходы. Теперь по правилам ПБУ 12/2010 распределенные выручка и расходы могут включаться в прибыль или убыток в том случае, если они входят в расчет финансового результата (прибыли, убытка) этого сегмента при принятии решений полномочными лицами организации.
В новом ПБУ по сегментам отсутствует порядок, регламентирующий, что не должно включаться в выручку, в расходы или обязательства. Исключили и принцип первичности и вторичности информации по сегменту.
Зато теперь дано более полное описание структурированной информации по отчетным сегментам. В общей части пояснения к бухгалтерской отчетности необходимо указать основу выделения сегментов, случаи их объединения и виды или группы продукции (товаров, работ, услуг), по которым у фирмы есть выручка в отчетном периоде.
Напомним, что основой выделения является:
- производимая продукция (закупаемые товары, выполняемые работы, услуги);
- основные покупатели или заказчики;
- географические регионы;
- структурные подразделения.
Помимо этого в целом раскрываются способы оценки показателей сегментов (порядок учета операций между отчетными сегментами, характер различий и т.д.) и доли совокупных показателей всех отчетных сегментов в соответствующих статьях баланса или отчета о прибылях и убытках.
Для каждого сегмента за отчетный период (на отчетную дату) приводятся такие обязательные показатели:
- финансовый результат (прибыль или убыток);
- общая величина активов.
Только в случае представления данных полномочным лицам организации (в том числе на системной основе) раскрываются:
- общая величина обязательств;
- выручка от продаж;
- подразумеваемая выручка от операций с другими сегментами;
- проценты (дивиденды) к получению;
- проценты к уплате;
- величина амортизационных отчислений по основным средствам и НМА;
- иные существенные доходы и расходы;
- налог на прибыль организаций;
- величина внеоборотных активов.
Напомним, что ранее необходимо было обязательно формировать такие показатели, как величина капитальных вложений, величина вложений в зависимые общества и совместную деятельность и пр. Теперь эти показатели необязательны.
В новом ПБУ закреплены требования к раскрытию результатов сопоставления суммарных существенных показателей сегментов (включая прочие) с величинами статей в бухгалтерской отчетности. Они приводятся в п. п. 28 и 29 ПБУ 12/2010.
Помимо этого, новое положение регламентирует формирование некоторых показателей (выручка от продаж, стоимость внеоборотных активов) отдельно по России и по зарубежью. При этом организация должна раскрывать правила отнесения выручки от продаж к отдельным странам.
Есть и еще одно требование к раскрытию отдельной информации по сегментам. Это выделение информации о покупателях (заказчиках), по которым выручка от продаж составляет не менее десяти процентов общей выручки организации. По таким покупателям (заказчикам) надо предоставить информацию, к какому сегменту они относятся.
Обратите особое внимание на последний пункт ПБУ 12/2010. Он может коснуться каждой компании. Если в текущем периоде структура отчетных сегментов изменится, то надо будет рассчитать сравнительную информацию по каждому показателю за предыдущие периоды. За сколько периодов считать, не сказано.
Может оказаться так, что делать пересчет нерационально (займет слишком много времени, требует отвлечения значительных трудозатрат и пр.) или информация отсутствует, тогда в пояснениях к бухгалтерской отчетности приводится информация по сегментам как по новой, так и по старой структуре.
Лекция 9.
- Учебно-методический комплекс дисциплины «Бухгалтерская (финансовая) отчетность» для студентов специальности 08 01 09. 65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
- Рабочая учебная программа дисциплины
- Цели и задачи изучения дисциплины
- Структура и объем дисциплины
- Содержание дисциплины (распределение фонда времени по темам и видам занятий)
- 1.4. Требования к уровню освоения дисциплины и формы текущего контроля и промежуточного контроля успеваемости
- Тема 1. Концепции бухгалтерской (финансовой) отчетности в России и международной практике. Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности в России.
- Тема 2. Виды (классификация) бухгалтерской отчетности. Аудит и публичность бухгалтерской отчетности.
- Тема 3. Бухгалтерский баланс и модели его построения. Особенность оценки статей баланса в условиях гиперинфляции.
- Тема 4. Отчет о прибылях и убытках: схемы построения в отечественных и международных стандартах, взаимосвязь с налоговыми расчетами.
- Тема 5. Отчет о движении денежных средств, модели его построения.
- Тема 6. Приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. Пояснительная записка, ее содержание.
- Тема 7. Сводная и консолидированная бухгалтерская отчетность: их назначение и методы составления.
- Тема 8. Сегментарная отчетность организации: ее цели, состав и методы составления.
- Тема 9. Информация, сопутствующая бухгалтерской финансовой отчетности.
- Тема 10. Трансформация бухгалтерской отчетности российских предприятий в составляемую по международным стандартам.
- Тема 1. Концепции бухгалтерской финансовой отчетности в России и международной практике, ее нормативное регулирование и классификация. (2 час)
- Тема 2. Бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках – важнейшие формы бухгалтерской финансовой отчетности. (5часов)
- Тема 3. Приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, их состав и порядок составления. (3 часа)
- Тема 4. Консолидированная бухгалтерская отчетность. (1 час)
- Тема 5. Сегментарная отчетность и прочая информация, сопутствующая бухгалтерской финансовой отчетности. (2 часа)
- Тема 6. Трансформация бухгалтерской отчетности российских организаций в соответствии с мсфо. (1 час)
- Конспект лекций
- Тема 1: «Концепции бухгалтерской (финансовой) отчетности в России и международной практике. Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности в России»
- Тема 2: «Виды (классификация) бухгалтерской отчетности. Аудит и публичность бухгалтерской отчетности»
- Тема 3. «Бухгалтерский баланс и модели его построения. Особенность оценки статей баланса в условиях гиперинфляции»
- Тема 4: «Отчет о прибылях и убытках: схемы построения в отечественных и международных стандартах, взаимосвязь с налоговыми расчетами»
- Тема 5: «Отчет о движении денежных средств, модели его построения»
- Тема 6: «Приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. Пояснительная записка, ее содержание»
- Тема 7: «Сводная и консолидированная бухгалтерская отчетность: их назначение и методы составления»
- Тема 8: «Сегментарная отчетность организации: ее цели, состав и методы составления»
- Тема 9: «Информация, сопутствующая бухгалтерской финансовой отчетности»
- Тема 10: «Трансформация бухгалтерской отчетности российских предприятий в составляемую по международным стандартам»
- 3. Практические занятия
- Тема 1. Концепции бухгалтерской финансовой отчетности в России и международной практике, ее нормативное регулирование и классификация.
- Тема 2. Бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках – важнейшие формы бухгалтерской финансовой отчетности.
- Тема 3. Приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, их состав и порядок составления.
- Тема 4. Консолидированная бухгалтерская отчетность
- Тема 5. Сегментарная отчетность и прочая информация, сопутствующая бухгалтерской финансовой отчетности.
- Тема 6. Трансформация бухгалтерской отчетности российских организаций в соответствии с мсфо.
- 4. Самостоятельная работа
- 5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 5.1. Перечень основной и дополнительной литературы
- 5.2. Методические рекомендации преподавателю
- 5.3. Методические указания для студентов по изучению дисциплины
- 5.4. Методические указания и темы для выполнения курсовых работ
- 6. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 7. Программное обеспечение использования современных информационно-коммуникационных технологий