5.4. Методические указания и темы для выполнения курсовых работ
Общие указания
Курсовая работа по дисциплине «Бухгалтерская (финансовая) отчетность» является важным и обязательным видом учебной работы по подготовке дипломированного специалиста квалификации экономист по специальности 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.
Цель курсовой работы – научить студента применять полученные теоретические знания в решении конкретных задач, самостоятельно вести научный поиск, углубить его знания по бухгалтерской (финансовой) отчетности, полученные в ходе лекционного курса, привить ему навыки самостоятельного изложения данных, характеризующих деятельность экономических субъектов, а также подбирать, изучать и обобщать материалы нормативных документов и литературных источников.
Задачи курсовой работы:
систематизация, закрепление и расширение полученных студентом теоретических и практических знаний по бухгалтерскому учету и отчетности;
формирование навыков к самостоятельному научному творчеству и овладение методикой научного исследования при решении разрабатываемых в курсовой работе проблемных вопросов;
более глубокое изучение определенных разделов курса, которые в ходе занятий рассматривались лишь в ограниченной степени;
повышение теоретической и профессиональной подготовки.
Курсовая работа должна раскрыть способность студента критически изучать и обобщать действующую практику составления бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов различных отраслей в России и за рубежом.
Курсовая работа должна быть выполнена на высоком теоретическом и научном уровне: при выполнении работы необходимо использовать Законы Российской Федерации, Постановления Правительства РФ, Гражданский Кодекс РФ, Налоговый Кодекс РФ, российские и международные стандарты финансовой отчетности и аудита и другие законодательные и нормативные акты;
содержание работы должно быть конкретным, насыщенным фактическими данными, должна быть раскрыта сущность исследуемой проблемы, показано ее значение, содержание должно быть изложено в двух-трех главах;
материал литературных источников следует переработать, органически увязать с избранной темой и изложить своими словами. Курсовая работа должна отличаться критическим подходом к изучаемым литературным источникам;
работа должна быть выполнена по данным конкретного предприятия (являющегося базой практики либо местом работы студента) или носить научно-исследовательский характер;
работа должна содержать выводы и конкретные предложения, направленные на повышение достоверности составления бухгалтерской (финансовой) отчетности деятельности хозяйствующего субъекта, как юридического документа, а также методологии и организации бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе с использованием компьютера. К работе должны быть приложены заполненные формы отчетности и учетные регистры, использованные для ее написания, список литературы.
Содержание курсовой работы должно быть написано четким, экономически грамотным языком, правильно оформлено и соответствовать ее теме.
Объем курсовой работы должен составлять 25-30 страниц машинописного текста.
Процесс выполнения курсовой работы начинается с выбора темы. Студенты осуществляют выбор самостоятельно, при этом темы не могут повторяться в одной группе студентов. Выбранная тематика должна быть взаимоувязана с уже выполненными курсовыми работами по другим специальным дисциплинам: «Бухгалтерский финансовый учет» и «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности». Тема курсовой работы должна быть определена в течении 2-3 недель с начала семестра.
После выбора темы студенты формируют и предоставляют для утверждения научному руководителю рабочий план курсовой работы. Утвержденный рабочий план является основанием для сбора необходимых данных для проведения исследования и выполнения курсовой работы. Рабочий план курсовой работы может быть скорректирован при разработке отдельных глав и параграфов. В ходе выполнения работы студенты получают консультации научного руководителя по основным направлениям курсовой работы.
Законченная курсовая работа, подписанная студентом, сдается на кафедру. Курсовая работа представляется на кафедру в срок, предусмотренный графиком учебного процесса , но не позднее 30-ти дней до начала зачетно-экзаменационной сессии. В случае предоставления курсовых работ с опозданием, кафедра не принимает их без разрешения деканата.
Студенты ИЗО предварительно регистрируют их.
Научный руководитель обязан в течении десяти дней, со дня сдачи курсовой работы, проверить работу.
После проверки руководитель работы подписывает титульный лист и дает на нее рецензию. Кроме того, рецензент делает на полях работы соответствующие замечания по тексту.
По результатам проверки руководитель указывает в отзыве «Допущена к защите», либо «Не допущена к защите».
В отзыве указываются положительные и отрицательные моменты, которые подлежат исправлению или доработке. Работа, которую научный руководитель признал неудовлетворительной, возвращается для переработки с учетом высказанных в отзыве замечаний. Доработка проводится не в первоначальном тексте курсовой работы, а на дополнительных листах, которые сдаются руководителю на повторную рецензию вместе с работой.
Курсовая работа, допущенная к защите, передается студенту за три дня до ее защиты для ознакомления с замечаниями и подготовке к защите.
При подготовке к защите студент готовится как по работе в целом, так и по замечаниям руководителя, выполняет необходимые исправления, собирает недостающий материал.
Цель защиты курсовой работы – выявить знания студента по избранной теме, самостоятельность мышления. Защита состоит из краткого изложения студентом основных положений работы. При этом особое внимание должно быть уделено тем ее разделам, в которых имеются критические замечания в адрес действующей практики составления и представления отчетности и предложениям по ее совершенствованию. В конце своего сообщения студент отвечает на замечания научного руководителя, сделанные им в отзыве и на полях работы. Защита может быть проведена публично, в процессе которой студент излагает основные положения работы и отвечает на вопросы руководителя и студентов.
Курсовая работа оценивается по пятибалльной системе с учетом качества и результата защиты.
Примерный перечень тем курсовых работ
Тема курсовой работы избирается студентом на основе утвержденного кафедрой «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» примерного перечня тем по дисциплине «Бухгалтерская (финансовая) отчетность». Успешное выполнение работы во многом зависит от правильного выбора темы. Под темой понимают материал, отобранный и организованный в соответствии с задачами исследования, предмет изучения, отраженный в определенном аспекте и ставший, поэтому содержанием работы. Критерием выбора темы служит наличие необходимой информационной базы.
Студентам рекомендуется выбирать тему курсовой работы так, чтобы углубить свои знания, полученные раньше при изучении специальных экономических дисциплин, и всесторонне изучить проблему, касающуюся темы будущей дипломной работы.
Студенту предоставляется право предложить свою тематику с обоснованием целесообразности ее разработки. В этом случае выбор темы курсовой работы оформляется заявлением на имя заведующего кафедрой.
После выбора темы курсовой работы студент совместно с руководителем уточняет круг вопросов, подлежащих изучению и исследованию, структуру работы, сроки её выполнения, определяет необходимую литературу.
1. Концепция финансовой отчетности в Российской Федерации и международной практике.
2. Отчетность и ее роль в построении концептуальных основ бухгалтерского учета.
3. Отчетность и проблема гармонизации бухгалтерского учета.
4. Финансовая (бухгалтерская) отчетность в управлении предприятием.
5. Отчетность и психологические аспекты бухгалтерского учета.
6. Финансовая (бухгалтерская) отчетность основной источник информации для проведения анализа финансовой деятельности.
7. Финансовая (бухгалтерская) отчетность основной источник информации для проведения аудита деятельности организации.
8. Годовая бухгалтерская отчетность: порядок составления и анализ основных показателей.
9. Назначение, состав и содержание бухгалтерской отчетности.
10. Баланс – основа бухгалтерской отчетности.
11. Значение и функции бухгалтерского баланса в рыночной экономике.
12. Виды и формы бухгалтерских балансов.
13. Методы оценки отдельных статей баланса и их влияние на достоверность бухгалтерского баланса.
14. Бухгалтерский баланс в анализе финансовой состояния предприятия и оценке вероятности его банкротства.
15. Отчет о прибылях и убытках – смысл бухгалтерской отчетности.
16. Взаимосвязь бухгалтерской и статистической отчетности.
17 Возможность внедрения СНС и ведения национальных счетов на основе сводной бухгалтерской отчетности институционных единиц.
18. Принципы интернационализации систем учета и отчетности в Российской Федерации.
19. Отчет о движении денежных средств – результат использования экономических ресурсов.
20. Отчетность о движении денежных потоков предприятия и использование ее в финансовом анализе и планировании.
21. Этапы и стандартные приемы анализа бухгалтерской отчетности.
22. Консолидированная финансовая отчетность.
23. Состав и структура консолидированной отчетности.
24. Проблемы консолидации отчетности.
25. Сегментарная отчетность организации.
26. Проблемы составления финансовой отчетности для иностранных пользователей.
27. Отчетность в системе международных источников финансовой информации.
28. Особенности экономического чтения отчетности зарубежных компаний.
29. Влияние изменения цен на бухгалтерскую отчетность.
30. Финансовая отчетность в условиях инфляционной экономики.
31. Раскрытие финансовой информации в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций.
32. Раскрытие финансовой информации в пояснениях и пояснительной записке к годовой отчетности.
33. Пояснительная записка – важнейшая часть бухгалтерской отчетности.
34. Концепции отражения прибыли в финансовой отчетности.
35. Публичная отчетность организации.
36. Бухгалтерская (финансовая) отчетность ликвидируемого предприятия.
37. Бухгалтерская (финансовая) отчетность реорганизуемого предприятия.
38. Бухгалтерская (финансовая) отчетность при конкурсном производстве.
39. Финансовая и налоговая отчетность.
40. Трансформация бухгалтерской отчетности в России в соответствии со стандартами GAAP.
41. Трансформация бухгалтерской отчетности в России в соответствии с МСФО.
42. Раскрытие финансовой информации в бухгалтерской отчетности банков.
43. Раскрытие финансовой информации в бухгалтерской отчетности инвестиционных институтов.
44. Раскрытие финансовой информации в бухгалтерской отчетности бюджетных организаций.
45. Раскрытие финансовой информации в бухгалтерской отчетности страховых организаций.
46. Раскрытие финансовой информации в бухгалтерской отчетности субъектов малого предпринимательства.
47. Виды специализированной отчетности.
48. Составление финансовой отчетности в компьютерной среде.
49. Принципы и общие положения формирования финансовой отчетности в государствах - участниках СНГ.
50. Пользователи публичной финансовой отчетности, их интересы и требования.
51. Бухгалтерская отчетность и ее роль в рыночной экономике.
52. Анализ финансовой устойчивости предприятия по данным отчетности.
53. Анализ инвестиционной привлекательности по бухгалтерской отчетности акционерного общества.
54. Отчет о прибылях и убытках, способы регулирования финансовых результатов.
55. Порядок раскрытия в отчетности и анализ информации по сегментам.
56. Организация аналитического учета в целях подготовки финансовой отчетности по МСФО.
57. Эволюция финансовой отчетности РФ.
58. Упрощенная система отчетности субъектов малого предпринимательства.
59. Учетная политика организации и финансовая отчетность.
60. Модели построения бухгалтерского баланса.
61. Взаимосвязь состава и содержания отчетности с развитием организационно-правовых форм хозяйствования.
62. Прогноз финансовой отчетности.
63. Анализ соответствия финансовой отчетности налоговым декларациям, статистическим отчетам.
64. Аналитическая возможность динамической отчетности организации.
65. Составление аналитического баланса и его интерпретация.
66. Консолидированная отчетность: содержание, порядок составления и анализ основных ее показателей.
67. Использование результатов анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности для целей прогнозирования.
68. Взаимосвязь бухгалтерской и статистической отчетности и возможности ее использования в анализе хозяйствующих субъектов.
69. Анализ финансовой устойчивости корпоративных структур по данным бухгалтерской финансовой отчетности.
70. Бухгалтерская отчетность в стратегическом анализе организации.
71. Составление и анализ финансовой и налоговой отчетности.
72. Комплексная оценка финансового положения предприятия по данным бухгалтерской отчетности.
73. Финансовый анализ и современные информационные технологии в обработке данных бухгалтерской финансовой отчетности.
74. Внешний финансовый анализ по данным публичной бухгалтерской отчетности организации.
75. Анализ бухгалтерской финансовой отчетности с позиции различных групп заинтересованных пользователей (инвесторов, кредиторов, собственников).
76. Отчетность индивидуальных частных предприятий и ее аналитические возможности.
77. Публичная бухгалтерская отчетность – инструмент рыночных отношений.
78. Корпоративная отчетность, составленная в соответствии с МСФО: тенденции развития.
79. Корпоративная отчетность ее составление, значение и виды.
80. Отчет о прибылях и убытках: техника составления и использование в анализе и оценке деятельности организации.
81. Бухгалтерский баланс: назначение, принцип построения, техника составления.
82. Обоснование и раскрытие аналитических возможностей бухгалтерской отчетности организации.
83. Задачи и перспективы исследования корпоративной отчетности.
84. Стандартизация бухгалтерской финансовой отчетности.
85. Статистическая отчетность в системе деловой информации.
86. Особенности составления и анализа консолидированной отчетности на предприятиях.
87. Виды специализированной отчетности предприятий сферы услуг.
88. Промежуточная бухгалтерская отчетность организации: порядок составления и анализ ее основных показателей.
89. Автоматизация подготовки и составления отчетности по МСФО.
90. Анализ финансовой отчетности для целей повышения доходности.
91. Методология трансформации бухгалтерской отчетности.
92. Сравнительный анализ балансов иностранных и отечественных коммерческих организаций.
93. Анализ статистической отчетности и пути ее совершенствования.
94. Статистические методы оценки баланса и пути их совершенствования.
95. Проблемы выявления признаков искажения отчетности с помощью аналитических процедур.
96. Организация мониторинга систем управленческой отчетности.
97. Проблемы формирования, анализ и аудит корпоративной отчетности.
98. Содержание и назначение отчета о движении капитала.
99. Раскрытие финансовой информации в бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций.
100. Сводная бухгалтерская отчетность и область ее применения.
Исходные данные для выполнения курсовой работы
При написании курсовых работ студенту часто приходится обращаться к цитированию работ различных авторов, использованию статистического материала. В этом случае необходимо оформлять ссылку на тот или иной источник.
Кроме соблюдения основных правил цитирования (нельзя вырывать фразы из текста, искажать его произвольными сокращениями, цитату необходимо брать в кавычки и т. п.) следует также обратить внимание на точное указание источников цитат.
Изложение сопровождается ссылками на конкретные литературные источники из перечня, приведенного в конце работы. Ссылки на источники даются в квадратных скобках в соответствии с их нумерацией в перечне. При этом первой цифрой обозначается порядковый номер литературного источника по перечню, а второй - страница. Например, [10, 85] - литературный источник под десятым номером по перечню на с. 85 [10, 38-43] - тот же литературный источник, страницы от 38 до 43.
Написанию курсовой работы предшествует глубокое изучение литературных источников по теме работы. Для этого необходимо, прежде всего, обратиться в библиотеку ПВГУС, а также в библиотеки других учебных заведений, городские библиотеки. Здесь на помощь студенту приходит справочно-поисковый аппарат библиотеки, главную часть которого составляют каталоги и картотеки.
Каталог — это перечень документальных источников информации (книг), имеющихся в фондах библиотеки. На каждой карточке каталога записаны следующие сведения об одной книге: автор (фамилия, инициалы), заглавие, выходные данные (место издания, издательство, год издания), количество страниц, шифр.
Шифр обозначает место книги на полке и помещается в верхнем левом углу каталожной карточки.
Если точно известны названия нужных книг или хотя бы фамилии их авторов, необходимо воспользоваться алфавитным каталогом.
Карточки с названием книг в алфавитном каталоге расставлены по первому слову библиографического описания книги: фамилия автора или название (заглавие) книги, если автор не указан. Если первые слова совпадают, карточки расставляются по второму слову, при совпадении вторых — по третьему и т. д. На разделителях алфавитного каталога указываются буквы алфавита, фамилии наиболее известных авторов и наименований учреждений. В этом каталоге дается лишь формальный перечень имеющихся в библиотеке книг. Если необходимо выяснить, какие книги по конкретному вопросу (теме) имеются в данной библиотеке, студенту необходимо обратиться к систематическому каталогу. Систематический каталог раскрывает библиотечный фонд по содержанию, все карточки в нем располагаются в системе отраслей знания. Все разделы связаны между собой логической последовательностью, и более дробное их деление направлено от общих вопросов к частным, более узким, конкретным. От алфавитного каталога систематический каталог отличается тем, что в каждом из его разделов отражается литература по вопросам одной отрасли. На разделителях систематического каталога указывается цифровое или буквенно-цифровое (индекс) обозначение отдела (отрасли) и название отдела (отрасли).
Для удобства пользования систематическим каталогом к нему имеется алфавитно-предметный указатель (АПУ). Он представляет собой перечень предметов, названий, определений с указанием индексов соответствующих разделов каталога. Каждое слово алфавитно-предметного указателя заносится на отдельную карточку, которые расставляются в алфавитном порядке в специально выделенных ящиках систематического каталога. Алфавитно-предметный указатель является своего рода «ключом» к систематическому каталогу, т. к. он подсказывает, где, в каком разделе и под каким индексом следует искать нужную книгу.
В некоторых библиотеках ведется предметный каталог.
Он значительно отличается от других каталогов по своей структуре и раскрывает фонд библиотеки в предметно-тематическом плане.
В отличие от систематического каталога за основу наименования разделов берется не отрасль знания, а название предметов, вопросов, не связанных между собой отраслевым признаком. Каждый вопрос, выделенный в виде рубрики в этом каталоге, получает словесную формулировку, составленную таким образом, чтобы основное понятие определялось первым словом. Рубрики предметного каталога расставлены в порядке алфавита первых слов, поэтому в одном алфавитном ряду оказываются предметы, логически между собой не связанные.
Следует отметить, что в каталогах студент может найти только названия книг, тогда как ему для написания и курсовой работы необходим также материал, напечатанный в журналах газетах и различного рода сборниках.
Для этого в библиотеках организуются библиографические картотеки, где помещаются описания журнальных и газетных статей, материалов из сборников. Любая библиографическая картотека представляет собой подборку каталожных карточек, расположенных по определенному признаку. Обычно в библиотеках ведется несколько картотек: систематическая картотека статей (СКС), тематические в специальные картотеки.
В вузовских библиотеках студенты активно работают с систематической картотекой статей, которая включает карточки на статьи из газет и журналов, получаемых библиотекой, статьи из сборников, отражающих важнейшие проблемы науки, техники, культуры, образования. Материал группируется по разделам в соответствии с систематическим каталогом. Оформление такой картотеки аналогично систематическому каталогу, она имеет общий алфавитно-предметный указатель с ним.
Тематические картотеки включают по отдельным темам разные книги, статьи и другие произведения печати, где освещаются наиболее важные вопросы проблемы (темы), которой посвящена та или иная картотека. Выбор тематики подобных картотек определяется задачами и профилем обучения в вузе.
Как правило, в библиотеках вузов организуется также специальная картотека трудов «своих» ученых. В такой картотеке собираются все работы ученого с момента начала его научной деятельности. Материал группируется в порядке алфавита фамилий ученых. Такая картотека может представить интерес для студента в процессе написания курсовой работы.
В связи с активным внедрением компьютерных технологий в библиотечные процессы в библиотеках вузов карточные каталоги переводятся в машиночитаемую форму и создаются электронные каталоги (ЭК). Они частично снимают неудобства в общении читателя с поисковой системой библиотеки и сокращают время поиска литературы студентом.
При написании курсовой работы для выяснения и уточнения различных вопросов, фактов, понятий, терминов студентом широко используется справочная литература, которая является составной частью справочно-поискового аппарата любой библиотеки.
К справочной литературе относятся различные энциклопедии, словари, справочники, статистические сборники и т. д.
Энциклопедии, содержащие наиболее существенные сведения по всем отраслям знания, называются универсальными, а включающие научно-справочные материалы по одной какой-либо отрасли знания — отраслевыми. Структура энциклопедий может быть систематической, т.е. располагающей материал по отраслям знания, и алфавитной, в которой материалы расположены в алфавите названий предметов. Чаще всего статьи (слова) расположены в энциклопедии в алфавитном порядке.
Словарь — собрание слов, расположенных в определенном порядке, преимущественно алфавитном, с пояснениями или переводом на другой язык. По подбору слов и характеру их объяснения основными являются два типа словарей: энциклопедические и языковые. Энциклопедические словари содержат определения понятий и терминов по самым различным отраслям знаний. Они могут быть универсальными или тематическими, содержащими сведения по определенной отрасли звания.
Справочниками называют книги, в которых собраны необходимые сведения по определенным вопросам. Справочники содержат материал в сжатом, концентрированном изложении. Материал располагается в порядке, облегчающем быстрое нахождение необходимых сведений: в алфавитном, систематическом (по отраслям знаний), хронологическом и т. д.
К справочной литературе относятся и статистические сборники, которые содержат различного рода цифровые показатели о состоянии экономики, ее отраслей, техники, науки, культуры за определенный период.
В особом внимании нуждается оформление списка использованных источников, (Литературы), который является составной частью курсовой работы. Этот список помещается в конце работы, после Заключения.
Перечень использованной литературы приводится в следующей последовательности:
законодательные акты (в хронологическом порядке);
статистические материалы и нормативные документы (в хронологическом порядке).
литературные источники (в алфавитном порядке).
Список литературы состоит из библиографических записей, которые представляют собой библиографическое описание документа, используемого при выполнении выпускной квалификационной работы: книги, статьи, электронного ресурса (Интернет-ресурса, CD-ROM), аудио- видеокассеты и др.
Составление библиографического списка используемой литературы осуществляется в соответствии с ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления: изд. официал. [Электронный ресурс]. – Введ. 2004-07-01.-М. : ИПК Изд-во стандартов, 2004.-918КБ, 78с.
Все записи в списке должны быть пронумерованы для оформления ссылок на источник при цитировании в тексте выпускной квалификационной работы.
В библиографическом описании необходимо пользоваться шаблоном, четко соблюдая все знаки препинания или разделительные знаки, обозначенные пробелы.
Шаблон на составление описания книги с одним, двумя или более авторами имеет вид(• -знак пробела):
Фамилия,•И.•О.(если у книги два, три автора и более, указывается только первый)•Заглавие (название книги)•[Текст или Электронный ресурс]:•учебник,•/•ред.•И.•О. •Фамилия•;•сост.•И.•О.•Фамилия.•-•2-е изд.,•переработ. •и•доп.•-•Место издания (М., СПб., Самара и т.п.) •:•Издательство, •Год издания. •-•Количество страниц.
Пример: Самаров, В. Е. Бухгалтерский учет [Текст]: учебник для вузов. – М.: СОЛОН-Пресс, 2008. – 218с.: В прил. CD-ROM.
Для работ из журналов и газетных статей, необходимо указать фамилию и инициалы автора, название статьи, а затем наименование источника со всеми элементами титульного листа, после чего указать номер страницы начала статьи.
Шаблон на составление описания статьи с одним, двумя или более авторами имеет вид:
Фамилия,•И.•О.(если у статьи два, три автора и более, указывается только первый)•Заглавие (название статьи или главы из книги)•[Текст или Электронный ресурс]:•//•Название журнала.•-•Год издания.•-•№•(арабскими цифрами номер журнала).•-•С.(диапазон страниц, на которых напечатана статья).
Пример: Орлов, А. В. Как учитываются расходы на НИОКР? [Текст] //Бухгалтерский учет. – 2008. - № 10. – С.36-39.
Изложение курсовой работы должно быть конкретным и опираться на действующую практику. При этом важно не просто описать, а критически разобрать организацию учета и формирования отчетных показателей на исследуемом предприятии. На основе изучения конкретного материала необходимо обобщить передовой опыт предприятия, выявить недостатки и наметить пути улучшения раскрытия информации в бухгалтерской финансовой отчетности и повышения качества бухгалтерской информации.
Фактический материал, включающий в себя внутреннюю и внешнюю отчетность, используемый при выполнении курсовой работы, должен быть помещен в приложения. Данные из него следует обработать и разместить в таблицах и тексте работы.
Большое значение имеет насыщенность текста курсовой работы схемами, графиками, диаграммами. Их применение является незаменимым средством формализации характеристик объекта и предмета исследования.
Методические рекомендации по выполнению основных разделов курсовой работы.
Студенту рекомендуется начинать работу с составления рабочего плана.
Рабочий план имеет произвольную форму. Он состоит обычно из перечня расположенных в столбик рубрик, связанных внутренней логикой изучения данной темы и позволяющих по их месту судить об их значимости и уместности. Путем систематического включения в такой план новых данных его можно довести до окончательной формы содержания.
Содержание курсовой работы должно соответствовать её теме и плану.
Существуют универсальные требования, предъявляемые к оформлению курсовых работ и свойственные академическому миру в целом. Курсовая работа обычно состоит из введения, двух-трех глав и заключения.
Структурными элементами курсовой работы являются:
- Титульный лист.
- Содержание (план).
- Введение.
- Главы основной части.
- Заключение.
- Литература.
- Приложения.
Введение. Во введении обосновывается выбор темы, определяется её актуальность и значимость для науки и практики, определяется объекта (предмет) исследования и основные цели работы, формулируются задачи для раскрытия темы курсовой работы. Во введении желательно дать краткий обзор имеющейся литературы по изучаемой проблеме. Объем введения не должен превышать четырех-пяти страниц рукописного текста.
Главы основной части. Как правило, основная часть работы делится на теоретическую и практическую (исследовательскую). Каждая из них может состоять из нескольких параграфов.
В первой главе, которая носит обычно теоретический характер, на основе изучения литературных источников отечественных и зарубежных авторов рассматривается сущность исследуемой тематики, раскрывается историческое развитие, экономическая природа, классификационные признаки и правовые аспекты того хозяйственного явления, исследованию которого посвящена курсовая работа. Показывается значение, а отсюда и важность правильного отражения в бухгалтерской отчетности организации показателей, характеризующих имущественное и финансовое положение хозяйствующих субъектов, исследуется система показателей представленных в отчетных формах, приводится состав и сроки предоставления отчетности и ее качественные характеристики.
Независимо от названия и направления работы следует раскрыть значение и задачи составления бухгалтерских отчетов объекта исследования в условиях рыночной экономики.
В последнем параграфе первой главы необходимо дать технико-экономическую характеристику объекта исследования - организации, по материалам которой выполняется курсовая работа, показать ее назначение и технико-экономический уровень, выделить особенности, которые влияют на форму составления и представления финансовых отчетов. В данном параграфе приводится следующая информация:
- история возникновения и основные этапы развития организации;
- характеристика собственников и организационно- правовой формы;
- осуществляемые виды деятельности (определенные Уставом, реально осуществляемые и лицензируемые);
- структура аппарата управления и бухгалтерской службы (схема и описание функций и должностных обязанностей);
- краткая характеристика применяемой формы бухгалтерского учета;
- краткая характеристика основных элементов учетной политики;
- особенности формирования и состав промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности за последний отчетный год (несколько отчетных периодов)
Практическая часть представляется во второй и третьей главах, которые носят исследовательский и аналитический характер. В них студентом дается глубокий анализ изучаемой проблемы на примере конкретного предприятия (организации) экономики в целом. Во второй главе следует изложить модели, методы и технику составления бухгалтерских отчетов. Практические данные необходимо рассматривать с точки зрения соответствия потребностям внешних и внутренних пользователей бухгалтерских отчетов, с позиции обеспечения оперативной информацией управление экономического субъекта о деятельности отдельных подразделений организации.
Заслуживают внимания вопросы составления бухгалтерских отчетов и их анализа с использованием компьютера, поскольку степень автоматизации бухгалтерского учета - основного источника информации, с каждым годом повышается. Здесь же разрабатываются конкретные предложения и рекомендации по совершенствованию отчетных показателей и форм.
В третьей главе возможно изложение вопросов совершенствования схем построения, техники составления бухгалтерских отчетов с целью повышения качества и прозрачности информации о имущественном и финансовом состоянии конкретного предприятия, сравнение отечественных форм и правил составления отчетности с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) и общепринятыми стандартами бухгалтерского учета США (GAAP), взаимосвязь различных видов отчетности (финансовой, налоговой, управленческой и статистической) и другие инновационные подходы к формированию отчетных показателей и форм.
Каждая глава основной части состоит из параграфов (не более пяти в главе). Между названием главы и первым параграфом главы текста быть не должно. Название главы тематически объединяет составляющие ее параграфы. Объем параграфа не менее пяти страниц. После каждого параграфа должны быть сформулированы выводы, формирующие Заключение.
Заключение. В заключении суммируются теоретические и практические выводы и предложения, которые были сделаны в результате исследования, направленные на улучшение процесса составления бухгалтерских отчетов, повышение эффективности обработки и передачи экономической информации пользователям, улучшение качественных характеристик отчетных форм. Они должны быть краткими и четкими (на трех – четырех страницах), дающими полное представление о содержании, значимости, обоснованности и эффективности разработок.
Приложения. В приложении дается иллюстрационный и вспомогательный материал: таблицы вспомогательных цифровых данных, методический материал, компьютерные распечатки, иллюстрации вспомогательного характера, формы отчетности, приказ об учетной политики организации и другие документы.
Объем курсовой работы составляет 25-30 страниц формата А4 в машинописном варианте без учета приложений, текст напечатан через 1,5 межстрочных интервала 14пт. Грамматические и синтаксические ошибки, сокращения слов недопустимы.
Текст курсовой работы рамкой не обводится и пишется так, чтобы с левой стороны листа оставались поля шириной 35 мм, справа 10 мм, вверху 20 мм. и внизу 20 мм. Плотность текста должна быть одинаковой. Не допускается подчеркивание слов и фраз.
Титульный лист не нумеруется, на содержании ставится цифра «3» и т.д. Нумерация страниц должна проставляться в середине верхнего поля.
Текст курсовой работы делится на главы, параграфы. Заголовки глав пишут симметрично текста прописными (заглавными) буквами. Заголовки параграфов пишут с абзаца, т.е. «красной» строки (15-17 мм). Переносы слов в заголовках глав и параграфов не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Точку в конце заголовка главы и параграфа не ставят.
Расстояние между заголовками и текстом должно быть, ровно 15 мм. Подчеркивание, жирный шрифт и курсив в заголовках не допускается. Каждую главу следует начинать с нового листа (страницы), даже если предыдущий параграф заканчивается в начале листа. Расстояние между заголовком параграфа и последней строкой предыдущего текста 20 мм.
В заключении выводы и предложения не нумеруются.
Все таблицы должны иметь название, отражающее их содержание, и порядковую нумерацию, которая указывается над названием таблицы сверху с правой стороны.
Например:
Таблица 13
Анализ структуры основных средств
Виды основных средств | Наличие на начало периода, тыс. руб. | Уд вес, % | Наличие на конец периода, тыс. руб. | Наличие на конец периода, тыс. руб. | Уд. вес, % | Изменения (+; -)
| |
тыс. руб. | в % |
Включать в таблицу отдельную графу «Единица измерения» не допускается. Если все параметры, размещенные в таблице, выражены в одной и той же единице, например, тыс.руб., то сокращенное обозначение помещают после заголовка. Если цифровые данные выражены в различных единицах физических величин, то их указывают в заголовке каждой графы.
Цифры в графах таблицы должны проставляться так, чтобы разделы чисел во всей графе были расположены один под другим. В одной графе должно быть соблюдено одинаковое количество десятичных знаков для всех значений.
В тексте приводятся ссылки на таблицу (например, см. табл. 5., или Данные приведены в таблице 5). Если таблица большая или для нее требуется много места, то после ссылки на таблицу должен следовать текст до конца страницы, а таблицу помещают на следующей странице. Также такую таблицу можно вынести в приложение. Тогда ссылка на нее будет как приложение (например, см. приложение 8, или Данные приведении в приложении 8)
Весь графический материал (схемы, диаграммы, фотографии, чертежи и т.п.) обозначается единым наименованием «Рис.» (Рисунок). В работе проставляется общая порядковая нумерация всего иллюстративного материала, независимо от его характера, подписывается с названием внизу изображения.
Таблицы, рисунки, фотографии, чертежи, схемы, графики, как в тексте, так и в приложении, должны быть выполнены на стандартных листах форматом А4.
Формулы. Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки. Первую строку начинают со слова «где», размещаемого сразу же за формулой, двоеточие после него не ставят. На каждую помещаемую в работе формулу должна быть ссылка в тексте. Формулы, если их более одной, нумеруются арабскими цифрами по порядку в пределах курсовой работы. Номер указывают с правой стороны листа на уровне формулы в круглых скобках, например: (3). При ссылке в тексте на формулу необходимо указывать ее полный номер в скобках, например: в формуле (3).
Бухгалтерские записи (проводки) в курсовой работе приводятся в тексте с указанием шифров и полного наименования счетов, например:
Дебет счета 50 «Касса» субсчет 1 «Операционная касса»
Кредит счета 51 «Расчетный счет»
Приложения состоят из форм квартального и годового бухгалтерских отчетов, приказа об учетной политике и другие. Они располагаются строго в той последовательности, в какой рассматриваются в тексте и имеют общую с курсовой работой сквозную нумерацию страниц.
Сами приложения тоже нумеруются последовательно арабскими цифрами (без знака «№», если в работе более одного приложения), например: Приложение 1, Приложение 2 и т.д.
В курсовую работу после титульного листа вкладывается бланк рецензии установленного образца и дискета (диск) с работой в электронном варианте.
Примерные планы курсовых работ
Тема: Финансовая (бухгалтерская) отчетность в управлении предприятием.
Введение
1. Значение бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности в системе управления.
Информация и ее значение в управлении деятельностью хозяйствующего субъекта.
Виды и назначение бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Нормативное регулирование бухгалтерской (финансовой) отчетности.
2. Бухгалтерская (финансовая) отчетность организации: раскрытие основных элементов форм отчетности.
2.1 Качественные характеристики финансовой отчетности.
Значение и функции бухгалтерского баланса и приложений к нему.
Значение и целевая направленность отчета о прибылях и убытках.
Раскрытие информации о капитале и денежных потоках в финансовой отчетности.
Пояснительная записка – основная неформализованная часть годовой бухгалтерской отчетности.
3. Особенности составления отчетности по сегментам, с целью принятия управленческих решений.
Заключение
Литература
Приложения
Тема: Проблемы составления финансовой отчетности для иностранных пользователей
Введение
1. Финансовая отчетность участников внешнеэкономической деятельности.
Развитие совместного предпринимательства в России.
Сравнительная характеристика отчетности, составленной по российским и международным стандартам.
2. Составление финансовой отчетности для иностранных пользователей.
2.1 Методы и проблемы составления финансовой отчетности.
2.2 Корректировка отчетности в условиях инфляции.
2.3 Корректировка статей финансовой отчетности в соответствии МСФО.
3. Процедура трансформации российской отчетности в соответствии с МСФО.
Заключение
Литература
Приложения
Тема: Трансформация бухгалтерской отчетности в России в соответствии со стандартами GAAP
Введение
1.Стандарты GAAP и их значение в интернационализации систем учета.
Понятие стандартов GAAP.
Составление отчетности в формате GAAP.
2. Соответствие отчетности стандартам GAAP.
2.1 Основные требования к составлению отчетности в США.
2.2 Оценка финансового положения по данным бухгалтерской отчетности.
2.3 Оценка результатов деятельности в США.
3. Проблемы и противоречия в использовании стандартов GAAP США.
Сравнительный анализ стандартов КМСФО и GAAP США.
Переход США на стандарты КМСФО.
Заключение
Литература
Приложения
Тема: Отчет о прибылях и убытках – смысл бухгалтерской отчетности.
Введение
1. Экономическая сущность показателей отчета о прибылях и убытках.
Нормативно-правовое регулирование динамической отчетности в РФ и международной практике.
Понятие доходов и расходов в отечественных и международных стандартах учета.
Технико-экономическая характеристика организации «Х».
2. Отчет о прибылях и убытках – как основной источник информации о финансовых резуьтатах организации.
2.1 Правила отражения информации о доходах и расходах организации по обычным видам деятельности.
2.2 Правила отражения информации о прочих доходах и расходах организации.
2.3 Правила отражения информации о текущем налоге на прибыль и чистой прибыли.
2.4 Аналитические возможности динамической отчетности организации.
Заключение
Литература
Приложения
Тема: Раскрытие финансовой информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности коммерческих организаций.
Введение
1.Роль и место учета и отчетности в системе управления предприятием.
1.1 Бухгалтерский учет и его функции в системе управления.
1.2 Финансовая отчетность как источник информации для принятия управленческих решений.
1.3 Пользователи бухгалтерской (финансовой) информации и их информационные запросы.
1.4 Технико-экономическая характеристика организации «Х».
2. Раскрытие финансовой информации в бухгалтерской отчетности организации.
2.1 Основные требования к раскрытию информации в бухгалтерском балансе и отчете о прибылях и убытках.
2.2 Особенности раскрытия информации в пояснительных документах к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.
2.3 Проблемы раскрытия финансовой информации в бухгалтерской отчетности.
3.Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности и его значение для принятия управленческих решений.
3.1 Основные приемы анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности
3.2 Экспресс-анализ финансовой отчетности организации.
Прогнозирование показателей финансовой отчетности
Заключение
Литература
Приложения
Тема: Проблемы консолидации отчетности.
Введение
1. Консолидированная бухгалтерская отчетность:сущность и значение.
1.1 Объединение предприятий как процесс консолидации. Понятие связанных сторон и проблемы их взаимоотношений.
1.2 Проблемы корпоративного управления.
1.3 Принципы подготовки и представления консолидированной бухгалтерской отчетности.
Консолидированная отчетность: состав, структура, процедуры консолидации.
Структура и содержание консолидированной бухгалтерской отчетности.
Методика и процедуры консолидации.
Особенности консолидации бухгалтерской отчетности зарубежных дочерних компаний.
Проблемы консолидации бухгалтерской отчетности.
Консолидированная и сводная отчетность.
Проблемы соответствия МСФО и национальных стандартов консолидированной бухгалтерской отчетности.
Заключение
Литература
Приложения
Тема: Этапы и стандартные приемы анализа бухгалтерской отчетности.
Введение
1. Бухгалтерская (финансовая) отчетность организации как объект экономического анализа.
1.1 Бухгалтерская (финансовая) отчетность – основная информационная база экономического анализа.
1.2 Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности организации в РФ.
1.3 Сравнительная характеристика международной и российской систем отчетности.
1.4 Технико-экономическая характеристика организации «Х».
2. Анализ финансовой отчетности.
2.1 Структурный анализ активов и пассивов.
2.2 Оценка финансовой устойчивости.
2.3 Анализ ликвидности и платежеспособности.
2.4 Анализ деловой активности и рентабельности.
3. Совершенствование методики анализа финансовой отчетности организации.
Заключение
Литература
Приложения
- Учебно-методический комплекс дисциплины «Бухгалтерская (финансовая) отчетность» для студентов специальности 08 01 09. 65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
- Рабочая учебная программа дисциплины
- Цели и задачи изучения дисциплины
- Структура и объем дисциплины
- Содержание дисциплины (распределение фонда времени по темам и видам занятий)
- 1.4. Требования к уровню освоения дисциплины и формы текущего контроля и промежуточного контроля успеваемости
- Тема 1. Концепции бухгалтерской (финансовой) отчетности в России и международной практике. Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности в России.
- Тема 2. Виды (классификация) бухгалтерской отчетности. Аудит и публичность бухгалтерской отчетности.
- Тема 3. Бухгалтерский баланс и модели его построения. Особенность оценки статей баланса в условиях гиперинфляции.
- Тема 4. Отчет о прибылях и убытках: схемы построения в отечественных и международных стандартах, взаимосвязь с налоговыми расчетами.
- Тема 5. Отчет о движении денежных средств, модели его построения.
- Тема 6. Приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. Пояснительная записка, ее содержание.
- Тема 7. Сводная и консолидированная бухгалтерская отчетность: их назначение и методы составления.
- Тема 8. Сегментарная отчетность организации: ее цели, состав и методы составления.
- Тема 9. Информация, сопутствующая бухгалтерской финансовой отчетности.
- Тема 10. Трансформация бухгалтерской отчетности российских предприятий в составляемую по международным стандартам.
- Тема 1. Концепции бухгалтерской финансовой отчетности в России и международной практике, ее нормативное регулирование и классификация. (2 час)
- Тема 2. Бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках – важнейшие формы бухгалтерской финансовой отчетности. (5часов)
- Тема 3. Приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, их состав и порядок составления. (3 часа)
- Тема 4. Консолидированная бухгалтерская отчетность. (1 час)
- Тема 5. Сегментарная отчетность и прочая информация, сопутствующая бухгалтерской финансовой отчетности. (2 часа)
- Тема 6. Трансформация бухгалтерской отчетности российских организаций в соответствии с мсфо. (1 час)
- Конспект лекций
- Тема 1: «Концепции бухгалтерской (финансовой) отчетности в России и международной практике. Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности в России»
- Тема 2: «Виды (классификация) бухгалтерской отчетности. Аудит и публичность бухгалтерской отчетности»
- Тема 3. «Бухгалтерский баланс и модели его построения. Особенность оценки статей баланса в условиях гиперинфляции»
- Тема 4: «Отчет о прибылях и убытках: схемы построения в отечественных и международных стандартах, взаимосвязь с налоговыми расчетами»
- Тема 5: «Отчет о движении денежных средств, модели его построения»
- Тема 6: «Приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. Пояснительная записка, ее содержание»
- Тема 7: «Сводная и консолидированная бухгалтерская отчетность: их назначение и методы составления»
- Тема 8: «Сегментарная отчетность организации: ее цели, состав и методы составления»
- Тема 9: «Информация, сопутствующая бухгалтерской финансовой отчетности»
- Тема 10: «Трансформация бухгалтерской отчетности российских предприятий в составляемую по международным стандартам»
- 3. Практические занятия
- Тема 1. Концепции бухгалтерской финансовой отчетности в России и международной практике, ее нормативное регулирование и классификация.
- Тема 2. Бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках – важнейшие формы бухгалтерской финансовой отчетности.
- Тема 3. Приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, их состав и порядок составления.
- Тема 4. Консолидированная бухгалтерская отчетность
- Тема 5. Сегментарная отчетность и прочая информация, сопутствующая бухгалтерской финансовой отчетности.
- Тема 6. Трансформация бухгалтерской отчетности российских организаций в соответствии с мсфо.
- 4. Самостоятельная работа
- 5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 5.1. Перечень основной и дополнительной литературы
- 5.2. Методические рекомендации преподавателю
- 5.3. Методические указания для студентов по изучению дисциплины
- 5.4. Методические указания и темы для выполнения курсовых работ
- 6. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 7. Программное обеспечение использования современных информационно-коммуникационных технологий