logo search
ТБУ

8.1 Учетная политика организации

Формирование бухгалтерской информации, ее достоверность и полезность для пользователей воплощаются в учетной политике хозяйствующего субъекта.

Учетная политика дает возможность пользователям информации:

Учетная политика - это выбранная самой организацией совокупность методических способов ведения бухгалтерского учета. Основная задача учетной политики - обеспечение равномерности получения доходов; хозяйствующие субъекты должны выбирать такие способы ведения учета, чтобы по возможности исключить резкие всплески и падения финансовых результатов.

На выбор учетной политики влияет целый ряд факторов, зависящих и не зависящих от хозяйствующего субъекта (схема 5.5).

Организации сами разрабатывают учетную политику, руководствуясь Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/98).

Данное Положение позволяет хозяйствующим субъектам независимо от форм собственности выбирать способы ведения учета, наиболее отвечающие особенностям его функционирования и экономической политике. В стабильных экономических условиях учетная политика разрабатывается на длительную перспективу и направлена на получение высоких прибылей. В условиях высокой инфляции она должна быть сконцентрирована на оптимизации затрат.

Схема 5.5. Факторы, влияющие на выбор учетной политики

Схема 5.6. Организационно-технический аспект учетной политики

Учетная политика может быть изменена только в следующих случаях: смены собственника, реорганизации предприятия, изменений в законодательстве и нормативном регулировании бухгалтерского учета, внедрения новых методов ведения бухгалтерского учета.

Учетная политика организации оформляется приказом и обязательна к исполнению всеми подразделениями, входящими в его состав. В этом документе все вопросы учетной политики должны быть рассмотрены в организационно-техническом и методическом аспектах.

Организационно-технический аспект учетной политики приведен на схеме 5.6.

Под организацией работы бухгалтерии понимается определение статуса бухгалтерской службы в системе управления, организационная форма службы, порядок назначения и увольнения главного бухгалтера, его права и обязанности; состав учетных подразделений; взаимодействие бухгалтерии с другими службами.

Форма бухгалтерского учета указывается в приказе по организации исходя из специфики деятельности организации, имеющегося парка ВТ и квалификации учетного персонала.

Рабочий план счетов должен быть разработан на основе единого Плана счетов, учитывать специфику работы конкретного хозяйствующего субъекта и потребности в аналитической информации для целей управления.

Под системой внутреннего учета и контроля понимаются состав, формы, периодичность составления внутрихозяйственной отчетности для пользователей; график документооборота; разделение функций по осуществлению хозяйственной деятельности от учетных; установление персональной ответственности работников; порядок использования бланков строгой отчетности; организация и ответственность за хранение ценностей; организация охраны и внезапных проверок; подготовка и переподготовка персонала.

В разделе "Инвентаризация" следует определить порядок и сроки проведения инвентаризации имущества и обязательств.

В разделе "Отчетность" должны быть отражены объем, сроки, адреса представления отчетности. Здесь же устанавливается и ответственное лицо за соблюдением порядка публикации отчетности для заинтересованных пользователей.

В разделе "Аудит" следует зафиксировать вопросы взаимоотношений с аудиторской организацией.

Методический аспект учетной политики - выбор альтернативных вариантов ведения учета; он включает следующие вопросы (схема 5.7).

Схема 5.7. Методический аспект учетной политики

Организация сама выбирает методы начисления амортизации по основным средствам и нематериальным активам и устанавливает сроки полезного их использования;

варианты учета затрат на ремонт основных средств. Предприятие само выбирает способ включения в себестоимость продукции, работ и услуг затрат на ремонт основных средств: по мере осуществления работ; создавая резерв на покрытие затрат; через расходы будущих периодов;

способы учета заготовления и оценки производственных запасов. Хозяйствующий субъект может вести учет заготовления предметов труда с использованием счетов 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей". Учет может быть организован и без использования указанных счетов. Одновременно следует решить вопрос о порядке оценки списываемых на себестоимость продукции, работ и услуг производственных запасов. Нормативными документами разрешается использовать несколько способов (ФИФО, ЛИФО, среднюю себестоимость, фактическую себестоимость заготовления единицы запасов).

Организация разрабатывает состав расходов будущих периодов и определяет срок, в течение которого эти расходы будут списаны со счета 97 "Расходы будущих периодов" в себестоимость продукции, работ, услуг.

Порядок оценки задолженности по кредитам и займам может быть выбран из двух разрешенных методов: с учетом процентов к уплате на конец отчетного периода и без их учета.

Хозяйствующий субъект решает вопрос о необходимости создания резервов предстоящих расходов, определяет их состав. Он также решает вопрос о создании оценочных резервов; при распределении и использовании чистой прибыли, разработке дивидендной политики определяется порядок отражения в учете начисления и выплаты дивидендов своим акционерам: за счет какой прибыли начислять дивиденды в этом году, осуществлять выплату дивидендов (ежеквартально или раз в полугодие).

Принятая учетная политика должна быть гласной, т.е. доступной для внешних пользователей.