logo search
Усик

5.5. Учет лизинговых операций

Лизинг является разновидностью финансовой аренды. Его особенность в том, что по договору аренды лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у определенного продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное пользование для предпринимательских целей.

Лизингополучатель без больших капитальных затрат в течение длительного времени постепенно оплачивает его в виде арендных платежей, включаемых в текущие расходы. Таким образом, этот инструмент менеджмента может использоваться вместо кредита в банке, когда проценты за кредит включаются в первоначальную стоимость объектов учета до ввода их в эксплуатацию, а позднее — за счет чистой прибыли.

Лизингодатель является собственником приобретенного имущества в течение срока договора лизинга, т. е. до момента выкупа его лизингополучателем.

На счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности» учитывается имущество, которое организация собирается использовать для сдачи в аренду или для сдачи в лизинг или для сдачи в прокат, чтобы получать доходы в виде арендной платы или лизинговых платежей или платы за прокат.

На рис. 2 представлены субъекты лизинговых операций.

Продавец имущества

Кредитное учреждение

Лизингодатель

Лизингополучатель

Рис. 2. Субъекты лизинговой хозяйственной операции

К счету 03 могут открываться субсчета:

субсчет 03–1 «Имущество для сдачи в аренду (лизинг, прокат)» — для учета имущества, приобретенного и поставленного на учет;

субсчет 03–2 «Имущество, переданное в аренду (лизинг, прокат)» — для учета имущества, переданного во временное владение или пользование организации, с которой заключен соответствующий договор.

С 10 февраля 2002 года лизинговая деятельность не лицензируется (Федеральный закон от 8 августа 2001г. № 128–ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» 15).

Материальные ценности, приобретенные (поступившие) организацией для предоставления за плату во временное пользование (временное владение и пользование) с целью получения дохода, принимаются к бухгалтерскому учету по дебету счета 03 «Доходные вложения в материальные ценности» в корреспонденции со счетом 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Имущество, приобретенное для передачи во временное пользование, ставится на учет по первоначальной стоимости (как и объекты основных средств).

Первоначальная стоимость имущества, приобретенного за плату (например, по договору поставки или купли-продажи), определяется как сумма всех затрат, связанных с этой покупкой.

Такими затратами, например, могут быть:

— суммы, уплаченные в соответствии с договором продавцу;

— суммы, уплаченные за доставку и монтаж;

— суммы, уплаченные за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением этого имущества;

— регистрационные сборы и иные аналогичные платежи, связанные с регистрацией прав организации на это имущество (например, расходы, связанные с регистрацией автомобиля в ГИБДД);

— другие затраты, непосредственно связанные с приобретением этого имущества.

Имущество, полученное для передачи в лизинг, лизингодатель учитывает на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности», субсчет 1 «Имущество для сдачи в аренду». Оно отражается на счетах бухгалтерского учета следующим образом:

— на покупную стоимость Дебет 08 Кредит 60

— на сумму НДС Дебет 19 Кредит 60

— на первоначальную стоимость при вводе в эксплуатацию Дебет 03-1 Кредит 08

— после оплаты поставщику Дебет 60 Кредит 52 производится налоговый вычет по НДС Дебет 68 Кредит 19.

Амортизация материальных ценностей, предоставляемых во временное пользование (временное владение и пользование) с целью получения дохода, учитывается на счете 02 «Амортизация основных средств» обособленно.

Для учета амортизации имущества, предназначенного для предоставления во временное пользование (владение) другим организациям, на счете 02 можно открыть отдельный субсчет «Амортизация имущества, предназначенного для предоставления во временное пользование (владение)».

Материальные ценности, учтенные на счете 03, списываются с баланса организации аналогично тому, как списываются основные средства.

При списании с баланса материальных ценностей, учтенных на счете 03, сначала списывается сумма начисленной амортизации:

Дебет 02 Кредит 03–1 — списана сумма начисленной амортизации.

Таким образом, на дебете счета 03 будет сформирована остаточная стоимость выбывающего имущества. Эта сумма списывается в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы»:

Дебет 91–2 Кредит 03–1 — списана остаточная стоимость имущества, предназначавшегося для передачи во временное пользование (владение).

Для учета выбытия (продажи, списания, частичной ликвидации, передачи безвозмездно и др.) материальных ценностей, учитываемых на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности», к нему может открываться субсчет «Выбытие материальных ценностей». В дебет этого субсчета переносится стоимость выбывающего объекта, а в кредит — сумма накопленной амортизации. По окончании процедуры выбытия остаточная стоимость объекта списывается со счета 03 «Доходные вложения в материальные ценности» на счет 91 «Прочие доходы и расходы»:

Дебет 03 субсчет «Выбытие материальных ценностей»

Кредит 03–1 — списана первоначальная стоимость имущества, предназначавшегося для передачи во временное пользование (владение);

Дебет 02 Кредит 03 субсчет «Выбытие материальных ценностей» — списана сумма начисленной амортизации;

Дебет 91-2 Кредит 03 субсчет «Выбытие материальных ценностей» — списана остаточная стоимость имущества, предназначавшегося для передачи во временное пользование (владение).

Аналитический учет по счету 03 «Доходные вложения в материальные ценности» ведется по видам материальных ценностей, арендаторам и отдельным объектам материальных ценностей.

Вопросы для самоконтроля

  1. Спецодежда учитывается как основные средства?

  2. Если для приобретения объектов основных средств использован банковский кредит, то где будут учитываться проценты по нему после ввода в эксплуатацию этих объектов?

  3. Для менеджера имеет значение учет амортизации основных средств для целей бухгалтерского и налогового учета?

СРС. Изучение: ПБУ 6/01 «Учет основных средств» 12; «Методические указания по учету основных средств» 13.

Тесты

1. К основным средствам относится имущество:

а) используемое в производстве продукции (работ, услуг), либо для управленческих целей;

б) сроком полезного использования более одного года;

в) для перепродажи.

2.Оценка основных средств в бухгалтерском учете производится по сумме фактических затрат на их приобретение, сооружение или заготовление:

а) без учета НДС;

б) с учетом общехозяйственных расходов;

в) с учетом НДС.

3. Проценты по заемным средствам, привлеченным для приобретения основных средств:

а) включаются в стоимость основных средств до момента ввода их в эксплуатацию;

б) включаются в стоимость основных средств;

в) не включаются в стоимость основных средств.

4. Проценты, начисленные после ввода объектов основных средств в эксплуатацию, включаются в состав:

а) внереализационных расходов;

б) операционных расходов;

в) общехозяйственных расходов.

5. Проценты, начисленные после ввода объектов основных средств в эксплуатацию, налогооблагаемую прибыль:

а) не уменьшают;

б) уменьшают;

в) увеличивают.

6. В первоначальную стоимость основных средств:

а) включаются расходы на доставку и приведение в состояние, пригодное для использования;

б) не включаются расходы на доставку и приведение в состояние, пригодное для использования;

в) расходы на доставку и приведение в состояние, пригодное для использования включаются в общехозяйственные расходы.

7. Определение срока полезного использования основных средств необходимо:

а) для целей бухгалтерского учета;

б) для целей налогообложения;

в) для управленческого учета.

8. При реконструкции (модернизации) объектов основных средств:

а) пересматривается срок полезного использования, если изменились качественные характеристики;

б) пересматривается срок полезного использования;

в) не пересматривается.

9. Начисление амортизации основных средств производится:

а) одним способом;

б) не производится;

в) по различным объектам основных средств различными способами.

10. Переоценка основных средств производится:

а) по решению руководителя;

б) ежегодно;

в) ежегодно, если однажды произведена.

11. Переоценке основных средств подлежат:

а) выборочные объекты;

б) однородные объекты;

в) все объекты основных средств.

12. Сумма дооценки основных средств при переоценке относится на:

а) добавочный капитал;

б) уставный капитал;

в) прибыль.

13. Сумма уценки основных средств при переоценке относится на:

а) добавочный капитал;

б) счет прибылей и убытков;

в) нераспределенную прибыль.

14. При выбытии дооценивавшихся основных средств сумма дооценки переносится:

а) с добавочного капитала в нераспределенную прибыль;

б) с добавочного капитала в уставный капитал;

в) на операционные доходы и расходы.

15. Инвентарный номер присваивается основным средствам, находящимся:

а) в эксплуатации;

б) в запасе;

в) на консервации.

16. Единицей учета основных средств является:

а) инвентарный объект со всеми принадлежностями и приспособлениями или отдельный конструктивно обособленный предмет;

б) любой инвентарный объект;

в) инвентарный объект в зависимости от срока полезного использования.

17. При вводе в эксплуатацию объекта основных средств в бухгалтерском учете делается запись:

а) Д 08 К 60;

б) Д 01 К 08;

в) Д 07 К 08.

18. Принятие объектов основных средств, внесенных учредителями в счет их вкладов в уставный капитал, отражается:

а) Д 08 К 75/1;

б) Д 01 К 75/1;

в) Д 08 К 80.

19. Первоначальная стоимость основных средств, полученных по договору дарения или безвозмездно, составляет их:

а) рыночная стоимость на дату оприходования;

б) рыночная стоимость;

в) согласованная стоимость.

20. В стоимость основных средств включаются общехозяйственные расходы:

а) нет; б) да; в) путем распределения..

21. Затраты по доставке основных средств, полученных по договору дарения или безвозмездно, учитываются:

а) как затраты капитального характера и относятся на увеличение первоначальной стоимости;

б) в составе первоначальной стоимости;

в) как общехозяйственные расходы.

22. Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) не денежными средствами, признается:

а) стоимость товаров (ценностей), переданных или подлежащих передаче;

б) цена, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных товаров (ценностей);

в) иные обстоятельства.

23. Затраты по доставке обмениваемых основных средств относятся на:

а) общехозяйственные расходы;

б) увеличение первоначальной стоимости организации-получателя;

в) увеличение первоначальной стоимости организации-получателя через счет капитальных вложений у получателя.

24. Затраты по перемещению оборудования, не требующего монтажа (транспортные передвижные средства, свободно стоящие объекты основных средств, строительные механизмы и др.), внутри организации относятся на:

а) издержки производства;

б) расходы на продажи;

в) капитальные вложения.

25. Затраты по монтажу перемещенных объектов и устройству фундамента на новом месте их эксплуатации отражаются:

а) как капитальные вложения с последующим увеличением первоначальной стоимости;

б) как капитальные вложения;

в) как общехозяйственные расходы.

26. Капитальные вложения в арендованные основные средства являются:

а) собственностью арендатора, если иное не предусмотрено договором аренды;

б) собственностью арендатора;

в) собственностью арендодателя.

27. Неучтенные объекты основных средств, обнаруженные при инвентаризации, принимаются к бухгалтерскому учету по:

а) рыночной стоимости;

б) согласованной стоимости;

в) первоначальной стоимости.

28. Неучтенные объекты основных средств, обнаруженные при инвентаризации, отражаются бухгалтерской записью:

а) Д 01 К 99;

б) Д 08 К 91;

в) Д 01 К 91.

29. Принятие объекта основных средств к бухгалтерскому учету осуществляется на основании:

а) акта приемка-передачи и документов, подтверждающих их государственную регистрацию в установленных случаях;

б) акта приемка-передачи основных средств;

в) накладной на передачу основных средств.

30. Срок полезного использования это:

а) период, в течение которого основные средства призваны приносить доход или служить для выполнения целей организации;

б) период, в течение которого основные средства призваны приносить доход;

в) период эксплуатации до момента физического или морального износа.

31. В случае наличия у одного объекта нескольких частей, которые имеют разный срок полезного использования, замена каждой такой части при восстановлении учитывается как:

а) выбытие и приобретение самостоятельного объекта;

б) увеличение первоначальной стоимости объекта;

в) капитальные вложения.

32. При образовании резерва расходов на ремонт основных средств в издержки производства включается сумма отчислений, исчисленная исходя из сметной стоимости ремонта. Определите ежемесячную сумму резервирования, если годовая смета затрат на ремонт составляет 60 тыс. руб.:

а) 5 000;

б) 6 000;

в) 5 500.

33. Доходы, расходы и потери от списания объектов основных средств с бухгалтерского баланса подлежат:

а) зачислению со счета учета списания (реализации) на финансовые результаты;

б) зачислению на счет уставного капитала и добавочного капитала;

в) списанию со счета учета основных средств и амортизации.

34. Имущество, сданное в текущую аренду, в течение всего срока действия договора аренды является собственностью:

а) арендодателя или арендатора в зависимости от условий договора аренды;

б) арендатора;

в) арендодателя.

35. Убытки от выбытия основных средств, при списании вследствие непригодности к дальнейшей эксплуатации, отражаются по дебету счета:

а) 99;

б) 83;

в) 84.

36. Начисление амортизации основных средств производится по нормам:

а) устанавливаемым самостоятельно организацией;

б) устанавливаемым постановлением Правительства;

в) в зависимости от амортизируемой группы основных средств и срока полезного использования.