logo
Усик

1.3. Предмет и метод бухгалтерского учета

Предметом (объектами) изучения в бухгалтерском учете считают имущество организаций, обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые в процессе их деятельности. Многочисленные и разнообразные объекты можно объединить в две группы:

— объекты, обеспечивающие хозяйственную деятельность предприятия;

— объекты, составляющие хозяйственную деятельность предприятия.

К первой группе относятся хозяйственные средства и их источники, ко второй — хозяйственные процессы и их результаты. Основу хозяйственной деятельности предприятия составляют три хозяйственных процесса: заготовление, производство (на предприятиях торговли — оказание услуг) и реализация.

Хозяйственные средства любого предприятия в системе бухгалтерского учета рассматриваются с двух точек зрения. С одной стороны, из каких видов эти средства состоят (состав имущества), в какой сфере размещены (производство, торговля и др.) и под чьей имущественной ответственностью они находятся. С другой стороны, надо знать, за счет каких источников это имущество приобреталось или сформировалось.

Средства в учете группируются на внеоборотные и оборотные активы. К внеоборотным активам относятся: основные средства, нематериальные активы. Эти активы сохраняют свою натуральную форму, изнашиваются постепенно в течение срока полезного использования. Отличительная особенность оборотных средств – они постоянно находятся в обороте и непрерывно меняют свою натуральную форму. Кроме того, к внеоборотным активам относятся незавершенные капитальные вложения, долгосрочные вложения в ценные бумаги других предприятия (инвестиции).

Источники формирования хозяйственных средств, или финансовые ресурсы подразделяются на: собственные (уставный, резервный капитал, эмиссионный доход в разделе добавочного капитала); заемные или привлеченные (целевое финансирование и кредиторская задолженность); обязательства (возникающие).

Основными задачами бухгалтерского учета являются:

— формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним — инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

— обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля над соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразности, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

— предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Метод бухгалтерского учета — это совокупность правил и технических приемов, при помощи которых решаются задачи, стоящие перед бухгалтерским учетом. К таким правилам относятся: сплошное документирование всех хозяйственных операций при помощи стоимостного измерителя; использования системы счетов для ежедневной регистрации движения средств предприятия (имущества) и источников их формирования; правило двойной записи; инвентаризация; оценка и калькуляция; обобщение информации в учетных регистрах, отчетности и балансе.

Элементами метода бухгалтерского учета являются: документация, оценка, счета, двойная запись, инвентаризация, калькуляция, балансовое обобщение, отчетность.

Документально обоснованные данные, выраженные в денежной форме, сгруппированные на счетах бухгалтерского учета с применением двойной записи и проверенные с помощью инвентаризации, служат основанием для калькуляции. Калькуляция представляет собой способ исчисления себестоимости средств и предметов труда, а также произведенной готовой продукции и оказанных услуг. Она заключается в подсчете общей суммы затрат, относящихся к калькулируемому объекту, и в установлении себестоимости единицы продукции или общего её объёма. Калькуляция используется для установления договорных цен. При калькуляции в промышленности, сельском хозяйстве и строительстве исчисляется себестоимость приобретенных материалов и сырья, производственная и полная себестоимость, включающая не только расходы по производству, но и сбыту продукции (упаковка, транспортные расходы и др.).

Исчисление фактической себестоимости готовой продукции, товарно-материальных ценностей служит для определения финансового результата хозяйственной деятельности предприятия: прибыли или убытка.

Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в РФ осуществляется Правительством РФ. Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством РФ, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции следующие документы, обязательные для исполнения всеми организациями на территории РФ:

а) планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;

б) положения (стандарты) по бухгалтерскому учету (ПБУ), устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности;

в) другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета.

Остаются нерешенными проблемы регламентации, так как регламентировать можно, основываясь как на принципах, так и на правилах. Принципы (от латинского principium — основа, начало) — общеметодологические конструкции; правила — все, относящееся к работе бухгалтера.

Отсюда два противоположных по смыслу подхода к регламентации:

1) устанавливать наиболее общие принципы, руководствуясь которыми каждый субъект учета будет отражать хозяйственную деятельность самостоятельно; тогда самое главное четко сформулировать критерии учета, придерживаясь которых субъект сможет самостоятельно его вести;

2) устанавливать правила отражения в системе для каждого из представимых фактов хозяйственной деятельности. В этом случае важно, как можно полнее и доходчивее описать все возможные варианты. Законодательство должно содержать полный (желательно закрытый) перечень всех хозяйственных ситуаций, в которых может оказаться субъект учета, и предложить единственно правильный способ оформления каждой из них в учете.

Проблемы современного бухгалтерского учета состоят в том, что им последовательно не исповедуется ни первый, ни второй подход. На законодательном уровне устанавливаются принципы учета и одновременно, насколько возможно, регламентируются все хозяйственные действия, осуществляемые всеми субъектами учета. Это приводит к тому, что не соблюдается ни первое, ни второе.

Отсутствие единообразия является одним из последствий регламентации правил, а не принципов учета:

— принципы бухгалтерского учета носят чисто декларативный характер;

— формальная сторона учета заключается в следовании его правилам.

Сложность состоит еще и в том, что законодатели не пытаются дать правилам учета однозначное толкование. Любое правило хорошо тем, что указывает, как нужно действовать в той или иной ситуации. Если способ действия не указан, может быть истолкован произвольно или допускаются различные действия в аналогичных ситуациях, то правила обращаются в рекомендации и перестают отвечать своему назначению.