1.3. Предмет и метод бухгалтерского учета
Предметом (объектами) изучения в бухгалтерском учете считают имущество организаций, обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые в процессе их деятельности. Многочисленные и разнообразные объекты можно объединить в две группы:
— объекты, обеспечивающие хозяйственную деятельность предприятия;
— объекты, составляющие хозяйственную деятельность предприятия.
К первой группе относятся хозяйственные средства и их источники, ко второй — хозяйственные процессы и их результаты. Основу хозяйственной деятельности предприятия составляют три хозяйственных процесса: заготовление, производство (на предприятиях торговли — оказание услуг) и реализация.
Хозяйственные средства любого предприятия в системе бухгалтерского учета рассматриваются с двух точек зрения. С одной стороны, из каких видов эти средства состоят (состав имущества), в какой сфере размещены (производство, торговля и др.) и под чьей имущественной ответственностью они находятся. С другой стороны, надо знать, за счет каких источников это имущество приобреталось или сформировалось.
Средства в учете группируются на внеоборотные и оборотные активы. К внеоборотным активам относятся: основные средства, нематериальные активы. Эти активы сохраняют свою натуральную форму, изнашиваются постепенно в течение срока полезного использования. Отличительная особенность оборотных средств – они постоянно находятся в обороте и непрерывно меняют свою натуральную форму. Кроме того, к внеоборотным активам относятся незавершенные капитальные вложения, долгосрочные вложения в ценные бумаги других предприятия (инвестиции).
Источники формирования хозяйственных средств, или финансовые ресурсы подразделяются на: собственные (уставный, резервный капитал, эмиссионный доход в разделе добавочного капитала); заемные или привлеченные (целевое финансирование и кредиторская задолженность); обязательства (возникающие).
Основными задачами бухгалтерского учета являются:
— формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним — инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
— обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля над соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразности, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
— предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
Метод бухгалтерского учета — это совокупность правил и технических приемов, при помощи которых решаются задачи, стоящие перед бухгалтерским учетом. К таким правилам относятся: сплошное документирование всех хозяйственных операций при помощи стоимостного измерителя; использования системы счетов для ежедневной регистрации движения средств предприятия (имущества) и источников их формирования; правило двойной записи; инвентаризация; оценка и калькуляция; обобщение информации в учетных регистрах, отчетности и балансе.
Элементами метода бухгалтерского учета являются: документация, оценка, счета, двойная запись, инвентаризация, калькуляция, балансовое обобщение, отчетность.
Документально обоснованные данные, выраженные в денежной форме, сгруппированные на счетах бухгалтерского учета с применением двойной записи и проверенные с помощью инвентаризации, служат основанием для калькуляции. Калькуляция представляет собой способ исчисления себестоимости средств и предметов труда, а также произведенной готовой продукции и оказанных услуг. Она заключается в подсчете общей суммы затрат, относящихся к калькулируемому объекту, и в установлении себестоимости единицы продукции или общего её объёма. Калькуляция используется для установления договорных цен. При калькуляции в промышленности, сельском хозяйстве и строительстве исчисляется себестоимость приобретенных материалов и сырья, производственная и полная себестоимость, включающая не только расходы по производству, но и сбыту продукции (упаковка, транспортные расходы и др.).
Исчисление фактической себестоимости готовой продукции, товарно-материальных ценностей служит для определения финансового результата хозяйственной деятельности предприятия: прибыли или убытка.
Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в РФ осуществляется Правительством РФ. Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством РФ, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции следующие документы, обязательные для исполнения всеми организациями на территории РФ:
а) планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;
б) положения (стандарты) по бухгалтерскому учету (ПБУ), устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности;
в) другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета.
Остаются нерешенными проблемы регламентации, так как регламентировать можно, основываясь как на принципах, так и на правилах. Принципы (от латинского principium — основа, начало) — общеметодологические конструкции; правила — все, относящееся к работе бухгалтера.
Отсюда два противоположных по смыслу подхода к регламентации:
1) устанавливать наиболее общие принципы, руководствуясь которыми каждый субъект учета будет отражать хозяйственную деятельность самостоятельно; тогда самое главное четко сформулировать критерии учета, придерживаясь которых субъект сможет самостоятельно его вести;
2) устанавливать правила отражения в системе для каждого из представимых фактов хозяйственной деятельности. В этом случае важно, как можно полнее и доходчивее описать все возможные варианты. Законодательство должно содержать полный (желательно закрытый) перечень всех хозяйственных ситуаций, в которых может оказаться субъект учета, и предложить единственно правильный способ оформления каждой из них в учете.
Проблемы современного бухгалтерского учета состоят в том, что им последовательно не исповедуется ни первый, ни второй подход. На законодательном уровне устанавливаются принципы учета и одновременно, насколько возможно, регламентируются все хозяйственные действия, осуществляемые всеми субъектами учета. Это приводит к тому, что не соблюдается ни первое, ни второе.
Отсутствие единообразия является одним из последствий регламентации правил, а не принципов учета:
— принципы бухгалтерского учета носят чисто декларативный характер;
— формальная сторона учета заключается в следовании его правилам.
Сложность состоит еще и в том, что законодатели не пытаются дать правилам учета однозначное толкование. Любое правило хорошо тем, что указывает, как нужно действовать в той или иной ситуации. Если способ действия не указан, может быть истолкован произвольно или допускаются различные действия в аналогичных ситуациях, то правила обращаются в рекомендации и перестают отвечать своему назначению.
- Министерство образования и науки рф
- Н. И. Усик бухгалтерский и управленческий учет
- Введение
- Рабочая программа
- 1. Общая характеристика бухгалтерского учета
- 1.1. Сущность и виды учета
- Экономическая информация
- 1.2. Реформирование бухгалтерского учета в рф
- 1.3. Предмет и метод бухгалтерского учета
- 1.4. Балансовое обобщение
- 1.5. Счета, двойная запись и бухгалтерская проводка
- 1.6. Оценка имущества и обязательств
- Оценка имущества организаций
- 2. Учетная политика организации
- В табл. 3 сгруппированы основные элементы учетной политики, подлежащие разработке и утверждению.
- Элементы методики учётной политики
- 3. Учёт денежных средств и расчётов
- 3.1. Учет кассовых операций (счет 50 «Касса»)
- 3.2. Учет операций по расчетному счету (счет 51)
- 3.3. Учет операций по валютному счету (счета 52, 57)
- 3.4. Учет расчетов с покупателями и заказчиками (счет 62)
- 3.5. Учет расчетов по сомнительным долгам (счет 63)
- 3.6. Учет расчетов с подотчетными лицами (счет 71)
- 3.7. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками (счет 60)
- Списание транспортно-заготовительных расходов (тзр)
- 3.8. Учет расчетов с дебиторами и кредиторами (счет 76)
- 3.9. Учет расчетов с учредителями (счет 75)
- 4. Бухгалтерский учёт хозяйственных операций по оплате труда и связанных с ней расчетов
- 4.1. Учет расчетов с персоналом по оплате труда
- 4.2. Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению (счет 69)
- 5. Бухгалтерский учет основных средств
- 5.1.Учет поступления основных средств
- 5.2. Учет амортизации основных средств
- 5.3. Учет выбытия основных средств
- 5.4. Восстановление основных средств
- 5.5. Учет лизинговых операций
- 6. Бухгалтерский учет нематериальных активов
- 6.1. Оценка и бухгалтерский учет нематериальных активов
- 6.2. Амортизация нематериальных активов
- 6.3. Списание с учета нематериальных активов
- 6.4. Бухгалтерский учет научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (ниокр)
- 7. Учет материально–производственных запасов
- 7.1. Учет поступления материально–производственных запасов (мпз) и их оформление
- 7.2. Учет списания материально–производственных запасов в производство
- 7.3. Учет транспортно-заготовительных расходов (тзр)
- 7.4. Учет прочего выбытия мпз
- 7.5. Учет материалов на забалансовых счетах
- Журнал хозяйственных операций с материалами
- 8. Понятие, предмет, содержание и роль управленческого учета
- 8.1. Понятие, предмет, сущность, объекты управленческого учета
- 8.2. Содержание управленческого учета
- 8.3. Роль управленческого учета в процессе управления
- Роль управленческого учета в процессе управления
- Классификация затрат
- 8.4. Организация управленческого учета на предприятии
- 9. Учет затрат на производство. Калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг)
- 9.1. Система счетов для учета затрат на производство
- 9.2. Учет общепроизводственных и общехозяйственных расходов (счета 25, 26)
- 9.3. Учет затрат обслуживающих производств и хозяйств (счет 29)
- 9.4. Учет затрат вспомогательного производства (счет 23)
- 9.5. Учет потерь и брака на производстве (счет 28)
- 9.6. Учет затрат на производство (счет 20)
- 9.7. Учет резервов предстоящих расходов и платежей (счет 96)
- 9.8. Учет расходов будущих периодов (счет 97)
- 9.9. Учет коммерческих расходов (счет 44)
- 10. Учет готовой продукции и ее реализации
- 10.1. Учёт выпуска готовой продукции (счета 40, 43)
- 10.2. Учёт реализации готовой продукции, работ, услуг (счет 90)
- 11. Учет финансовых вложений и ценных бумаг
- 11.1. Общие положения учёта финансовых вложений (инвестиций) и ценных бумаг
- 11.2. Бухгалтерский учет хозяйственных операций с облигациями
- 11.3. Учет хозяйственных операций с векселями
- Варианты учета векселей
- 12. Учет собственного капитала
- 12.1. Учёт уставного капитала (счет 80)
- 12.2. Учёт добавочного капитала (счет 83)
- 12.3. Учёт резервного капитала (счет 82)
- 12.4. Учёт нераспределённой прибыли или убытка (счет 84)
- 12.5. Учет средств целевого финансирования (счет 86)
- 13. Учет займов и кредитов
- 14. Бухгалтерская отчетность
- 14.1. Состав бухгалтерской отчетности
- 14.2. Содержание бухгалтерского баланса
- 14.3. Содержание отчета о прибылях и убытках
- 15. Реализация международных стандартов финансовой отчетности (мсфо) в российской практике
- Заключение
- Список литературы
- Задание («сквозная задача»)
- Остатки (сальдо) по счетам синтетического учета на начало периода
- Требования по выполнению курсовой работы
- Перечень тем курсовых работ по дисциплине «Бухгалтерский учет»
- Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками.
- Учет выбытия основных средств.
- Организация управленческого учета на предприятии.
- Учет лизинговых операций.
- Учет финансовых вложений и ценных бумаг.
- Темы контрольных работ по дисциплине «Бухгалтерский учет»
- Реформирование бухгалтерского учета в рф.
- Бухгалтерский и управленческий учет